Интервью с викарным епископом Борисовским Вениамином к 1025-летию Крещения Руси

В общей купели истории

Церковь, и государство заинтересованы в том, чтобы люди жили в мире...

Однажды услышала такой рассказ. Случилось это более 25 лет назад. В одной из наших, белорусских, школ руководитель комсомольской организации собрала старшеклассников и загадочно сказала: «Ребята, приближается 1988 год. Какая дата с ним связана?» Школьники задумались. «1000–летие Крещения Руси, — подсказала активистка. — Вы знаете, как к этому надо готовиться?» Все застыли в немом вопросе. И тогда осведомленная в идеологических тонкостях комсомолка продолжила: «Нам всем необходимо противостоять позиции церковного заблуждения...» Что вызвало еще больше недоумения у собравшихся. Ведь уже набирала обороты перестройка. И это был, наверное, один из последних антирелигиозных всплесков в стране...


С тех пор прошло не такое уж долгое по историческим меркам время, но сегодня страна готовится отметить 1025–летие Крещения Руси на самом высоком уровне. Образован специальный оргкомитет по проведению торжеств, в который вошли и деятели Церкви, и представители государственных структур. Ведь, несмотря на всю многолетнюю предыдущую антирелигиозную политику и пропаганду, люди дорогу к храму так и не забыли. Беларусь исторически сложилась как христианская страна, хотя у нас в мире и согласии проживают представители практически всех мировых религий. И примерно 80 процентов верующих сегодня исповедуют православие. Об изменениях, произошедших за последние несколько десятилетий в духовной жизни народа и государства, мы говорим с заместителем председателя белорусского оргкомитета по празднованию 1025–летия Крещения Руси викарным епископом Борисовским Вениамином.


— Владыка, как все–таки много изменилось в жизни! Ведь 30 лет назад никто и представить себе не мог, что Церковь и государство совместной энергией будут готовиться к юбилейным торжествам, связанным с приходом христианства на наши земли.


— 1025 лет назад наши предки вступили на путь познания христианской веры, без которой немыслимо представить себе ни историю белорусской земли, ни ее сегодняшний день. Крещение Руси коренным образом преобразовало культуру восточных славян, наполнило ее новым содержанием, позволило поразительно быстро достичь высокого уровня развития. Вместе с христианством появились и повсеместно строились величественные храмы и монастыри, распространялись письменность, церковная книжность и светская литература, менялись мышление и образ жизни людей. Религия — особая сфера в жизни людей. Вера жизненна только тогда, когда она истинна и соответствует потребности человека, облегчает его жизнь, вселяет надежду на лучшее будущее. Весь 1025–летний период истории православия на наших землях и, в частности, последние 25 лет являются прекрасным тому подтверждением. Именно поэтому мы сегодня и делаем акцент на событиях последней четверти века. Посмотрите, ведь фактически состоялось повторное крещение нашей земли — когда стали открываться сотни церквей и люди массово обращались к вере. Началось возрождение не только внешней церковной жизни, но становление жизни внутренней, духовной. Сейчас в Беларуси действует свыше полутора тысяч православных храмов в 11 епархиях, а до этого была всего лишь одна епархия, объединявшая 369 православных приходов. Открылись монастыри — их уже 34. Пусть не все они велики по численности, но ведь еще не так давно монашеская жизнь была лишь в Жировичской обители. Влияние Церкви на общество, на духовно–нравственное возрождение в стране за последние два с половиной десятилетия — это, наверное, одна из главных тем для размышлений в связи с юбилеем.


— Тогда давайте посмотрим, где же конкретно пересекаются и становятся общими интересы Церкви и государства.


— Церковь и государство имеют достаточно много общих целей и задач. Многие граждане нашего государства в то же время и члены Церкви. Посмотрите на людской поток, ведущий к храмам в такие праздники, как Пасха, Вербное воскресенье, Крещение, Преображение... Буквально весь народ приходит в движение. А сколько оказалось желающих поклониться мощам святителя Спиридона, которые в мае были принесены в Беларусь с греческого острова Корфу!


И Церковь, и государство заинтересованы в том, чтобы люди жили в мире, согласии и любви, получали помощь и утешение, поддержку в своей жизни. Кроме того, каждому из нас необходима внутренняя духовная работа, которая преображает человека. Такая работа над собой — одна из главных отличительных черт христианской веры. Забота о духовном совершенствовании каждого члена общества — задача и нашего государства. Например, в повседневной жизни определенное место занимают судебные, правоохранительные структуры, учреждения исполнения наказаний. Но если бы люди глубже проникали в законы, дарованные нам Творцом, и соблюдали их, то, несомненно, потребность в подобного рода учреждениях уменьшилась бы и тогда высвободившиеся материальные средства и усилия общества можно было бы направить на иное полезное для всех дело. Христианство мотивирует людей на любовь к Родине, своему народу, культивирует альтруизм и самопожертвование, способствует развитию в людях этических и эстетических установок.


— Вот мы говорим о потоках людей в храмы. Но не превращается ли таким образом вера в некий масс–культ со всеми вытекающими последствиями?


— Православие не сводит весь круг обязанностей прихожан лишь к тому, чтобы посещать храмы, особенно в праздники. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, по замыслу Творца должен постоянно развиваться, делаться лучше, что требует соответствующих усилий. Здесь, как в спорте: хочешь достигнуть результата — трудись над собой. Без духовного усилия, без усовершенствования своей души человек все равно не найдет ни в чем успокоения. Но нужно не только славить Бога, но и делать это правильно. Когда мы говорим о массовости стечения народа к святыне, должны понимать, что нам предстоит еще много работы над тем, чтобы помочь перейти человеку от одних лишь внешних, формальных проявлений религиозности к осознанию необходимости сущностного изменения всей своей жизни.


— В современной Беларуси положение христиан уважаемое, о чем ярко свидетельствует отношение к верующим государства и общества в целом. Но в наши дни приходится слышать о фактах гонения христиан в некоторых регионах мира, об усилении секуляризации в западноевропейских странах. Вот, казалось бы, удивительный итог 2000–летнего развития христианской истории, как будто время поворачивается вспять.


— Развитие христианства и православия всегда складывалось непросто — во всем мире и на протяжении всей истории. Вспомним завоевание Иерусалима и всей Святой Земли Хозроем в VI веке, падение Византии, положение христиан в Японии в XVI — XIX веках... Господь никому из своих последователей не обещал спокойной, безмятежной жизни. Именно искреннее следование за Христом и дарует человеку спокойствие и радость при любых жизненных обстоятельствах. Поэтому христианская вера и сегодня имеет большое влияние на людей.


— Мы сегодня говорим о крещении трех земель — Беларуси, России и Украины. Можно ли выделить некие особенности проходившего процесса на каждой из территорий?


— Наверное, лучше на такой вопрос ответит историк. Мне же видится, что где–то процесс шел быстрее, где–то медленнее. Так, Киев, безусловно, испытывал непосредственное влияние князя Владимира, который сам принял крещение, здесь все развивалось в особом ключе. В княжествах, удаленных от центра крещения, события шли по–другому. Сказывались и некоторые местные обычаи и традиции, которые накладывали свой отпечаток.


— Особенностью Беларуси стало то, что христианство достаточно долго уживалось с языческими элементами...


— Да. Это, в частности, подтверждается при исследовании способов захоронения на наших территориях. У язычников существовал обычай сжигания тел умерших и захоронения останков при курганах. Христиане обычно носили нательные крестики и полагали тела усопших в могилы. Как показали археологические раскопки, в некоторых местах при курганах захоронения язычников и христиан располагаются рядом, подтверждая то, что процесс христианизации шел постепенно, без жесткого принуждения.


— В последние годы Белорусская православная церковь значительное внимание стала уделять переводу богослужения на белорусский язык. Все чаще можно слышать, как православные священники, особенно молодое поколение, уверенно пользуются белорусской речью.


— В этом отклик на желание верующих молиться и слышать слово Божие на родном языке. Еще в 2007 году Библейская комиссия Белорусского Экзархата осуществила перевод и издание богослужебного Евангелия на белорусский язык, в нынешнем году издан молитвослов на белорусском языке. Хочется верить, что и в дальнейшем любовь к своему языку, истории и культуре будет развиваться.


— У Белорусской православной церкви складывается плодотворное сотрудничество с учеными Национальной академии наук. Совсем недавно прошла большая совместная международная конференция, посвященная юбилею Крещения Руси.


— Крещение Руси — ключевой момент истории Беларуси, России и Украины, поэтому понятно внимание к нему со стороны научного сообщества. В своих выступлениях докладчики анализировали, что же принесло Крещение нашим странам и народам, как развивалось православие, особенно в последние 25 лет, в чем заключается богатство полученного от предков духовного наследия.


— В связи с этим не могу не спросить об отношении к такому направлению, как библейская археология, когда люди ищут ответ на вопрос: что происходило на самом деле, а чему реальных доказательств нет?


— Думаю, это необходимо для современного человека, который все хочет проверить, во всем убедиться с достоверностью. Такой подход не противоречит и церковной традиции. Так, во время вечернего богослужения на Пасху читается евангельское повествование о явлении Воскресшего Христа ученикам. В это время отсутствовал апостол Фома. Когда он пришел, то сказал своим братьям по вере, что, пока сам не увидит, не потрогает руками раны на теле Христа, — не поверит. Фома боялся обмана, ошибки. И Господь не порицает такого подхода Фомы, а является ему Сам и предлагает: вложи руку твою в ребра Мои «и не будь неверующим, но верующим». Но далее Спаситель говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», — тем самым указывая на более превосходный путь веры. Поэтому для человека верующего можно обходиться и без научных подтверждений. Но когда он знакомится с научными открытиями, то еще больше укрепляется в своей вере. И это дает ему прилив дополнительной убежденности в том, что он находится на правильном пути.


Сотрудничество Церкви и науки помогает увидеть правильную картину мира, место человека в этом мире и таким образом содействовать гармоничному развитию общества. Мы нуждаемся во взаимной поддержке и помощи с одной целью — служить и оказывать помощь нашему народу.


— В завершение беседы снова обратимся к предстоящим юбилейным торжествам. Сообщается, что в Киеве в программу, кроме молитвенного аспекта, входят концерты. То есть организуется праздник для всех. Что предполагается у нас?


— Программа празднования в Беларуси призвана показать значимость этого события для страны. Центральный момент юбилейных торжеств — богослужение под открытым небом на древнем замчище в Минске, недалеко от кафедрального собора, на месте древней православной церкви XI века. Богослужение состоится 29 июля с участием Святейшего Патриарха Кирилла и предстоятелей поместных православных церквей. Но православие — это ведь не только богослужения. Православие — образ жизни, образ мировосприятия. У нас также планируются различные концертные мероприятия, например, вечером 29 июля в минском Всехсвятском приходе. Осенью состоится выставка православных икон в Национальном художественном музее. Праздничные торжества пройдут и на региональном уровне — фестивали церковных песнопений, колокольного звона, выставки икон... И как хотелось бы, чтобы этот праздник также был для всех и чтобы как можно больше наших соотечественников стали сопричастны той внутренней духовной радости и благодарению Богу за Его особое попечение и любовь к родной Беларуси!

 

Советская Белоруссия №112 (24249). Четверг, 20 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter