В ногах правда есть

Специальный корреспондент «СБ» Дмитрий Комашко передает с чемпионата мира по легкой атлетике...


«Я настроился на борьбу, но после второго километра дистанции почувствовал тяжесть и до финиша боролся с желанием досрочно завершить соревнования». Фраза белорусского ходока на 20 километров Дениса Сасимовича стала настоящим хитом в пресс–центре и своеобразным олицетворением нынешней ситуации в некогда считавшимся «нашим» виде программы. До финиша Денис все–таки добрался, завершив гонку на 48–м месте. На этом фоне 16–я позиция Анны Драбени — настоящий успех. В микст–зоне девушка, прошагавшая по дистанции с новым личным рекордом, не пустилась в поиски не позволивших догнать россиянок Елену Лашманову и Анисю Кирдяпкину обстоятельств, а попыталась доходчиво объяснить, почему в белорусской ходьбе со времен Валентины Цыбульской и Риты Туровой никто не может даже приблизиться к показанным ими минутам.



— Сегодня в ходьбе, да и вообще в легкой атлетике очень высокая конкуренция. Требования к подготовке запредельные. Мы тренируемся вроде бы тоже добросовестно. У меня пусть не на минуту, но секунд на 20 — 30 в год результат стабильно растет. Но потом выходим на старт и понимаем, что за это время все ушли еще дальше. Почему?

Нет системы. Про нее сегодня много говорят, но я ведь прекрасно вижу, как обстоят дела в ходьбе. В стране есть несколько тренеров, спортсменов же не очень много. В результате у каждого наставника тренируется 2 — 3 человека. Я так и вовсе готовлюсь одна, а это очень и очень тяжело. Не зря ведь в свое время Рита Турова была готова ходить хоть с мужской, хоть с женской группой, лишь бы не в одиночку. Почему сейчас так не выходит? Из–за организации и финансирования. Допустим, наши тренеры договорились провести совместный сбор в мае. Спланировали. Но к маю оказывается, что в Минской области средства на его организацию есть, а в Брестской, скажем, не нашлось. В результате все опять сами по себе. Еще одна проблема — фармакология. Смешно, но в нашей сборной фактически нет врача. А значит, и качественного обеспечения необходимыми восстановительными препаратами. Самим же лезть в эту фармацевтическую кухню — себе дороже. Посмотрите, сколько скандалов в последнее время, а попасться по глупости было бы обидно. Поэтому покупаем сами и в основном витамины. Плюс фрукты и овощи. Сами понимаете, куда на таком «топливе» можно дойти. Поймите, подготовка спортсмена, способного бороться за награды чемпионата мира, это своего рода пирамида. Стоит одной детали вывалиться — и все рухнет. Во времена Туровой такая пирамида была. Сегодня ее разрушили. И при этом почему–то удивляемся местам в пятом десятке.

Под прессом молота

Вчера утром в Москве белорусские молотобойцы подвели черту под своим выступлением на чемпионате мира. Произошло это после того, как олимпийская чемпионка Оксана Менькова не сумела пройти квалификацию. Для попадания в финал нужно было метнуть молот на 73 м или дальше. С этой задачей белоруска не справилась. В лучшей из квалификационных попыток она отправила снаряд на 66 м 65 см и в итоге оказалась только на 22–м месте среди 26 участниц...



Знаменитый японский метатель молота Коджи Мурофуши в Москве оказался в числе тех спортсменов, кто в финале едва дотянулся до 78 метров. После окончания соревнований давний соперник Ивана Тихона и Вадима Девятовского причину общей деградации результатов увидел в особенностях развития спорта:

— Посмотрите на Москву: большой город. Скажите, сколько здесь полей для метаний? Гораздо меньше, чем футбольных. Потому и получается, что новых атлетов экстра–класса появляется все меньше. Посмотрите сами: здесь выступает всего один немецкий метатель! И это напрямую связано с тем, какое внимание уделяется метанию молота в этой стране. С другой стороны, в Японии после моих побед популярность метаний заметно выросла, стали появляться поля, атлеты... Не исключено, что лидерство в этой дисциплине в ближайшее время перейдет к другим странам.

Например, к Польше. Однако успех в Москве Павла Файдека сложно назвать результатом планомерного развития спортивной инфраструктуры. Да и одного только строительства полей для успеха, по словам нового чемпиона мира, мало:

— У нас в стране три легкоатлетических стадиона, но, по большому счету, лишь одно поле, подходящее для тренировок метателей. Как видите, результаты все равно есть. Проблем, правда, тоже хватает, но они связаны не с тренировками, а с соревнованиями: их неправильно организуют. Чтобы понять, как надо, стоит съездить в немецкий Халле. На проходящий там турнир метателей люди приходят семьями, едят сосиски, пьют пиво и смотрят соревнования. Они делают это с удовольствием, и потому популярность растет. Так что проблемы на самом деле куда проще, чем кажется.

О внутренних причинах проблем белорусского молота говорил и оставшийся за пределами финала Валерий Святохо:

— Год назад мой тренер Владимир Цицорин уехал работать в Китай. На сколько — я не знаю. Год? Два? Три? Я пока работаю с Ольгой Цандер, которая сама лишь недавно стала тренером. Понятное дело, что без ошибок не обошлось, а на таком уровне даже мелочи стоят дорого. А у Цицорина, между прочим, его воспитанник в Китае уже выиграл национальный чемпионат и отобрался на Азиатские игры.

Потерю кадров уже не раз и не два называли в качестве причины деградации того или иного вида спорта куда более веской, нежели нехватка качественной фармакологии или отсутствие полей для метаний. Сергей Литвинов в свое время это прочувствовал в полной мере. Именно с работой этого российского специалиста связан взлет карьеры Ивана Тихона. Однако казавшийся идеальным тандем просуществовал недолго. Уже почти ставший белорусским, тренер был отправлен обратно в Россию, а Тихон, вместе с которым Литвинов пытался отстоять правду в судах, и вовсе оказался в полушаге от того, чтобы быть навсегда отстраненным от спорта. И потому за нынешними «разминочными» по прежним меркам попытками белорусских молотобойцев Сергей Литвинов наблюдает с грустью:

— Я ведь, еще перед тем как уехать, говорил, что в Беларуси большие проблемы с резервом. Что эти ребята — «домашние» спортсмены. Со мной тогда все спорили, убеждали в обратном. Говорили: «Кто ты такой, чтобы сомневаться в белорусской школе молота?» Упоминали каких–то 11 мастеров спорта международного уровня, доказывали, что потеря Тихона и Девятовского не такая и существенная, чтобы любой ценой пытаться отстоять парней. Дескать, незаменимых нет. Но что мы видим сейчас? Только Юра Шаюнов показывает какие–то более–менее достойные метры, да и те пока очень далеки от медалей. И потому я еще раз повторю: белорусская легкая атлетика доживает на тех резервах, которые были созданы при Александре Рудских. Сначала «закончился» спринт. Потом молот.

— Говорят, на ребят сильно давят дисквалификации лидеров...

— Я согласен, что все эти проблемы с допинг–контролем и переписыванием истории плохо пахнут. Сейчас вот раскручивается большой скандал в Германии с результатами времен ГДР... С такими темпами скоро можно будет вообще расформировывать все олимпийское движение. Это ведь вроде того, чтобы начать рассуждать, по правилам ли велись боевые действия с 1941 по 1945 год. Мы ведь все уверены, что знаем и умеем воевать или бороться лучше других. Но проблема ведь не в этом. Хуже то, что само понятие «школа метаний» в Беларуси становится эфемерным. Судите сами: в Беларуси после Ромуальда Клима появились лишь Тихон с Девятовским. Плюс Оксана Менькова у женщин. Кто еще? Но только теперь, когда уперлись в стену, люди начинают задумываться: возможно, и в самом деле не все так здорово?

Табло
Чемпионат мира. Москва
Спортивная ходьба, 50 км. Мужчины. 1. Р.Хэффернан (Ирландия) — 3:37.56, 2. М.Рыжов (Россия) — +1.02, 3. Дж.Таллент (Австралия) — +2.07... 14. И.Троцкий (Беларусь) — +9.56...
Спортивная ходьба, 20 км. Женщины. 1. Е.Лашманова — 1:27.08, 2. А.Кирдяпкина (обе — Россия) — 1:27.11, 3. Х.Лю (Китай) — 1:28.10... 16. А.Драбеня — 1:31.16... 24. А.Яцевич (обе — Беларусь) — 1:32.31...
Метание диска. Мужчины. 1. Р.Хартинг (Германия) — 69,11, 2. П.Малаховски (Польша) — 68,36, 3. Г.Кантер (Эстония) — 65,19...
Прыжки с шестом. Женщины. 1. Е.Исинбаева (Россия) — 4,89, 2. Дж.Сур (США) — 4,82, 3. Я.Силва (Куба) — 4.82...
800 м. Мужчины. 1. М.Аман (Эфиопия) — 1.43,31, 2. Н.Симмондс (США) — 1.43,55, 3. А.Сулейман (Джибути) — 1.43,76...
3.000 м с/п. Женщины. 1. М.Ч.Чейва — 9.11,65, 2. Л.Чепкуруй (обе — Кения) — 9.12,55, 3. С.Ассефа (Эфиопия) — 9.12,84...
400 м. Мужчины. Л.Меррит (США) — 43,74, 2. Т.Макуай (оба — США) — 44,40, 3. Л.Сантос (Доминиканская Республика) — 44,52...

Советская Белоруссия №151 (24288). Четверг, 15 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter