Память о героическом и трагическом прошлом агрогородка в Брестском районе хранят в школьном музее

В Медно погиб каждый третий

Вторая мировая война для жителей Прибужья началась в сентябре 1939 года, когда в деревнях появились наступавшие на Брест немецкие отряды. Некоторых жителей накануне даже успели мобилизовать в Войско польское. 17 сентября 1939-го части Красной армии перешли советско-польскую границу, и вскоре Западная Белоруссия была включена в состав БССР. В январе 1940 года образовался Брестский район. Но недолгим оказался мир… О том, какой ценой отстоял свое право на созидательную жизнь агрогородок Медно, корреспонденты «НГ» узнали в музее народной славы, ставшем центром патриотического воспитания для школьников всего Брестского района. 

Знать историю родного края

Ко Дню народного единства в 2023-м в местной школе был торжественно открыт обновленный музей народной славы, который разместился в шести залах, рассказывает учительница начальных классов, экскурсовод Алла Коробейко:


— А создавать музей мой отец Петр Данилович Коробейко, проработавший в школе 42 года, начал еще в 1970-е. Собирал в сельских домах предметы быта, воспоминания старожилов и ветеранов, записывая и фотографируя очевидцев эпохальных событий. Считал, что, прежде чем изучать всемирную историю, дети должны знать историю своей деревни. И в 1988-м открыл музей. 

Петр Данилович не только сам интересовался поисковой работой, но и коллег увлек, потому во всех шести залах школьного музея нет свободного места. С Аллой Петровной мы подходим к стенду, где размещена информация о годах борьбы с панами и воссоединении Западной Белоруссии с Восточной.

— До прихода советской власти в Медно действовала подпольная ячейка КПЗБ, ее возглавлял Иван Ярошук, — экскурсовод рассказывает, что жизнью при панской Польше многие были недовольны. До прихода Красной армии на территории Брестского района начитывалось 25 помещичьих усадеб — приходилось батрачить на панов.


В 1940-м в деревне создали комитет по организации советской власти, в который вошли Алексей Бондарук, Сидор Радчук, Семен Василюк, Моисей Василюк. 24 марта прошли выборы в местные Советы, председателем Меднянского сельсовета выбрали Алексея Мартыновича Бондарука. 

В деревнях массово открывались школы. По материалам книги «Память», в феврале 1941-го в районе их было 63, в том числе в Медно. Для тех, кто хотел учиться, советская власть создала все условия. К весне 1941 года в вечерних школах для взрослых в районе учились 4 тысячи человек… 

Лес стал крепостью

22 июня 1941 года Брестский район одним из первых принял на себя удар врага. 

— Около Рогознянского озера дислоцировались части 75-й стрелковой дивизии, поэтому рано утром 22 июня гитлеровцы обстреляли Медно из орудий. В нашей деревне сгорело несколько домов. Погибли Герасим Василюк, Федосия Михальчук, Наталья Пекун, Григорий Михальчук, — называет имена земляков Алла Коробейко.
Сельчане помогали раненым красноармейцам и их семьям. Сохранилась история о контуженном в бою Василии Алферове, который жил у Григория Пальчука. Семья Аксентия Ярошука приютила красноармейца Дмитрия Жданова, сбежавшего из фашистского лагеря. За помощь ему захватчики убили в Домачево всю семью Ярошук — шесть человек.

— Всего в деревне скрывалось более 40 раненых бойцов. Сельчане ухаживали за ними, приносили еду. Только двое из тяжелораненых умерли, остальные поднялись на ноги. Многие позже ушли за линию фронта или стали партизанами. Уже после войны оставшиеся в живых писали благодарственные письма Алексею Бондаруку, который до войны был председателем сельсовета, а в годы оккупации организовал подвоз и лечение раненых солдат. Эти письма хранятся в музее как свидетельства подвига жителей Медно. Позже многие из выживших красноармейцев приезжали к нам, — продолжает Алла Коробейко. 

В районе Медно действовал также партизанский отряд им. Ворошилова под командованием Василия Гребнева. В партизаны ушли многие жители деревни. В ноябре 1942-го за связь с партизанами фашисты лишили жизни целую семью. Об этом напоминает установленный возле Медновской школы крест, табличка на котором гласит: «Здесь покоится прах семьи Мороз, расстрелянной в ноябре 1942 г. Сидор, Меланья, Василий, Анастасия, Ольга, Анна, Дмитрий, Константин, Степан». Эта история известна со слов жительницы Медно Екатерины Василюк. Она сообщила, что вместе с семьей фашисты убили и учительницу. 

20 июля 1944 года деревня Медно была освобождена. В бою отличился старший сержант Николай Волошин, помощник комвзвода 1297-го стрелкового полка ­160-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Волошин скрытно подобрался к вражеской огневой точке, уничтожил двоих пулеметчиков. За ­освобождение Медно и участие в захвате удерживаемого врагом плацдарма в районе польской Кодени Николай Федорович удостоен звания Героя Советского Союза.

Массовая расправа 

В конце февраля — начале марта 1943-го в Медно было расстреляно 126 человек. В ходе карательной операции фашисты практически полностью сожгли деревню, в ней осталось всего несколько домов. Спасшиеся жители сначала прятались в лесу, а затем вырыли землянки на месте пепелищ. Деревня отстроилась уже после освобождения. Алла Коробейко подтверждает, что последствия оказались ужасными:

— Всего за годы войны погибло около 300 жителей Медно — каждый третий. По сути, Медно представляло собой в миниатюре всю тогдашнюю Беларусь, — констатирует Алла Коробейко. — 33 человека погибли на фронтах — это молодежь, только восемь из них были женаты. Наш земляк Савелий Иванович Клопот участвовал в штурме Берлина.

Жители Медно смогли возродить деревню и сохранить память — о трагическом и героическом. Память живет не только в школьном музее с многочисленными экспонатами. В центре Медно мы увидели братскую могилу воинов и партизан, могилу жертв фашизма — местных жителей, памятник воинам-землякам, отдавшим жизнь за будущее… Здесь прибрано и всегда лежат цветы. 


kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter