В глухой обороне

О фортах Брестской крепости

Опять «всплыла» тема будущего фортов Брестской крепости. Недавно специалисты из Германии, Голландии и Украины обследовали оборонительные объекты, оценили их состояние. Теперь вопрос за главным: включить или не включить Брест в международный проект «Фортификационные сооружения и их роль в развитии туризма»? Ответа пока нет, но очень хочется услышать «да»...


Конечно, Брест — не Калининград, который начался в XIII веке с замка и вплоть до Второй мировой оставался городом–крепостью. Сохранившиеся оборонительные башни Кенигсберга — это что–то удивительное (в башне «Дона», например, музей янтаря). А вот наш областной центр, если кто не знает, в свое время был фактически уничтожен ради строительства Брест–Литовской крепости. Древний город снесли. Но теперь мемориальный комплекс «Брестская крепость–герой» — главная здешняя достопримечательность. Правда, мемориал — далеко не все, что осталось от укрепрайона. Есть еще форты, которые построили как форпосты. Располагаются они в Бресте и окрестностях, часть — на территории Польши.


Первый крепостной форт — «Граф Берг» начали строить в 1869 году. За 10 лет возвели 9 таких сооружений. Длина оборонительной линии составляла 30 километров. Каждый укрепрайон мог разместить гарнизон в 250 человек и до 20 орудий. Но пользы как от самой крепости, так и от фортовой линии оказалось мало...


Что сегодня имеем? Несколько лет назад ряд оборонительных сооружений попал в список историко–культурного наследия страны. Перечислю недвижимые ценности, выделенные горисполкомом: это форты I, VIII, пороховой погреб на улице Осипенко, 1/1, пороховой погреб № 3, где сегодня стоит рынок «Старый город», форт «Граф Берг» (используется мясокомбинатом), форт «А», казармы «А–Б», «Б–В» и «Ж–З», пороховые погреба в Гершонах и Аркадии, форт III и форт V.


В пятом форте наведен порядок, проводятся экскурсии, так как это музей фортификации и оружия — филиал мемориального комплекса. Три объекта используются под хозяйственные склады, мастерские. В форте «А» размещается республиканский заказник «Барбастелла», куда вместе с учеными Марией и Виктором Демянчик брестские журналисты каждую зиму ездят за «сенсациями» из жизни летучих мышей.


Однако некоторые объекты из списка напоминают скорее мусорные свалки и площадки для пикников, чем ценное наследие. Вряд ли такую «достопримечательность» стоит кому–то показывать. Вместе с тем уже готова информация для внесения некоторых фортификационных сооружений, в том числе крепости, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И никто не скрывает, что шансы минимальны. Объекты уникальны для нас, белорусов. А для ЮНЕСКО ни крепость, ни форты большой ценности не представляют. Потому что единственными и неповторимыми не являются. И еще одна загвоздка. «Пропуском» для вхождения в Список всемирного наследия является функциональность, то есть объекты должны нести людям нечто полезное. С крепостью все в порядке. А вот у фортификационно–оборонительной «мускулатуры» с содержательной частью имеются проблемы.


Конечно, сейчас никто не ведет речи о реставрации защитных сооружений, хотя при внесении в список ЮНЕСКО можно было питать надежды на многое. Важнее, чтобы все фортификационные объекты обрели хозяев. Даже склад — сегодня шанс на спасение. Но что в будущем? Может, и правда военный туризм, перспектива которого неожиданно замаячила с приездом любознательных иностранцев, спасет форты Брестской крепости?


А заодно подскажу еще одну тему, которая заинтересует исследователей военных объектов. В Каменецком районе, между деревнями Новоселки и Паниквы, сохранилось более десятка военных дотов, о которых ни в одном официальном источнике я ни слова не нашла. Сейчас доты в запустении, но все равно впечатляют — наткнулась на них во время командировки, когда перепутала дорогу. Почему бы их также не включить в туристические маршруты?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter