В гармонии с природой и экономикой

Взяться за написание этой статьи нас побудила особая актуальность нынешней уборочной кампании, а также обширные полемические материалы помощника Президента Н.М.Иванченко, изложенные в «СБ» 25 февраля с.г. («Поле пахаря боится»)...

Взяться за написание этой статьи нас побудила особая актуальность нынешней уборочной кампании, а также обширные полемические материалы помощника Президента Н.М.Иванченко, изложенные в «СБ» 25 февраля с.г. («Поле пахаря боится»). В размышлениях автора мы выделили абсолютно справедливые слова о том, что необходимо «отучить аграриев списывать просчеты на климат и погоду: у нас великолепные климатические условия».


О влиянии факторов окружающей среды на продуктивность белорусских полей нам и хотелось бы поговорить.


Климат–контроль. Между прошлым и будущим


Влияние климата на развитие земледелия первым в нашей стране наиболее полно и комплексно описал А.Х.Шкляр в своей монографии «Климатические ресурсы Белоруссии и их использование в сельском хозяйстве». Этот труд вышел в 1973 году. Обобщив огромный массив гидрометеорологических данных и фенологических наблюдений, ученый заключил, что «...на территории Белоруссии вполне хватает тепла для выращивания всех зерновых и бобовых культур (озимая рожь, озимая и яровая пшеница, ячмень, горох, кормовые бобы, гречиха и др.), а также технических и огородных культур (лен–долгунец, конопля, сахарная свекла, картофель, овощи); на юге достаточно тепла для вызревания скороспелых сортов винограда, абрикосов и бахчевых культур». А.Шкляр сделал вывод: «Ежегодно остаются нереализованными от 30 процентов сумм температур выше 10 градусов на севере до 40 и более процентов на юге. Ежегодно не реализуется в теплое время года и испаряется в атмосферу до конца вегетации от 150 до 240 мм влаги».


Далее Шкляр вполне логично отмечает: «Эти неиспользуемые ресурсы тепла и влаги могут служить важным резервом для получения дополнительного урожая пожнивных (поукосных) культур».


Но, может быть, эти заключения ученого сегодня неактуальны? Ведь они сделаны, опираясь на метеоусловия сороковых — шестидесятых годов, когда климат был к нам благосклоннее. Нет, на наш взгляд, они не теряют актуальности. Анализируя сумму активных температур и количество выпавших осадков в 1990–е годы и начале 2000–х, приходим к выводу, что данные вполне соответствуют усредненным показателям предшествующих лет.


Что же касается обеспеченности посевов светом и фотосинтетически активной радиацией, то следует сказать, что на территории Беларуси нет таких мест, где бы в течение вегетационного периода эти факторы сколько–нибудь существенно сдерживали нормальную ассимиляцию (процесс образования органических веществ — фотосинтез) и, следовательно, возделывание сельскохозяйственных растений. Придавая большое значение вопросу полезного использования растениями света в процессе ассимиляции углерода, необходимо отметить, что даже наиболее интенсивные сельскохозяйственные культуры утилизируют только 1 — 2 процента поступающей солнечной энергии.


Таким образом, климатические условия нашей страны не мешают получать нормальные урожаи. Наоборот, здесь у нас имеются неиспользуемые возможности.


Более того, зафиксированные в последние годы тенденции в глобальных изменениях природной среды, связанные с естественными и антропогенными факторами, предполагают изменение климата в перспективе. Ожидается, что рост среднесуточной температуры составит 0,1 — 0,2 градуса за десятилетие. По имеющимся расчетам Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН, через 20 — 30 лет обеспеченность теплом сельскохозяйственных культур на севере Беларуси превысит современный уровень тепловых ресурсов юга. Количество осадков может повышаться со скоростью 1 — 2 мм в месяц. Ожидается, что продолжительность вегетационного периода к 2040 г. увеличится на две недели. Изложенная перспектива изменения климата улучшит условия использования земельных угодий. Позволит выращивать в Беларуси более теплолюбивые культуры. А это значит, что отдача от земли должна еще больше возрасти.


Погода или дисциплина?


Ссылки на плохую погоду у нас стали привычными. Однако мы убеждены, что влияние погодных условий на разницу в продуктивности земель, находящихся в соседних районах или хозяйствах, сильно преувеличено. Можно привести множество примеров, когда соседствующие районы с близкими по уровню плодородия землями имеют из года в год совершенно разные урожаи.


Чтобы не быть голословными, авторы этих строк провели анализ урожайности зерновых и зернобобовых культур (хозяйства всех категорий) во всех районах страны за 2007 — 2009 гг. Этот показатель мы соотнесли с уровнем плодородия почв. Оперируя урожайными данными за три (и более) года, мы получаем статистически достоверную информацию. Исключается влияние случайных, в том числе погодных факторов.


Не желая утомлять читателя обилием цифр, приведем только два примера с соседними районами в Витебской и Гродненской областях.


Так, в хозяйствах соседствующих Браславского и Верхнедвинского районов Витебской области, имеющих близкие по уровню плодородия пахотные почвы, оцененные соответственно в 25,5 и 25,1 балла, средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур за три года составила соответственно 23,5 и 33,5 ц/га. Разница — ровно одна тонна на каждом гектаре!


В хозяйствах Зельвенского района Гродненской области при среднем плодородии земель в 37,3 балла урожайность зерновых и зернобобовых культур за три года составила 40,5 ц/га. А вот в хозяйствах соседнего Мостовского района при даже меньшем плодородии пахотных земель, оцененном в 34,5 балла, урожайность составила 50,6 ц/га. Как видно, разница — та же тонна.
Не меньше примеров можно привести и с хозяйствами, находящимися в пределах одного района. Причем хозяйство, расположенное на более бедных почвах, нежели соседнее, зачастую имеет гораздо лучшие результаты.


Так в чем тут дело? А дело, конечно же, не во влиянии погодных факторов, а в точном и неукоснительном соблюдении требований технологической дисциплины. При этом значение соблюдения технологической дисциплины в животноводческой отрасли никак не меньше, чем в земледелии. Скорее, наоборот.


Также необходимо иметь в виду, что чем выше уровень производства, тем более тщательно следует соблюдать требования технологических регламентов. Что, к примеру, не сыграло бы существенной роли при урожайности зерновых 25 ц/га, то недопустимо при урожае в 50 и более центнеров с гектара.


Подытоживая, отметим: конечно, биоклиматические условия Беларуси для ведения сельскохозяйственного производства несколько хуже, чем в странах Западной и Центральной Европы. Однако никоим образом нельзя рассматривать нашу страну исключительно как зону рискованного земледелия. В противном случае, руководствуясь такой логикой, все мировое земледелие можно считать рискованным. Потому как даже в таких благоприятных для ведения сельского хозяйства странах, как, например, Франция, Германия, Англия, периодически происходят погодные катаклизмы, нанося серьезный ущерб местным фермерам.


На ниве рыночных преобразований


Важнейшим фактором, обеспечивающим качественный прорыв в отечественной экономике, является «формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования», — отметил Президент в своем Послании народу и Парламенту в апреле этого года.


Преобладание валовых показателей развития сельского хозяйства, которыми мы руководствовались при оценке аграрной отрасли и которые действительно имели важнейшее значение на первых этапах развития АПК, в настоящее время не ориентирует товаропроизводителей на укрепление экономики. Поскольку первенство отдается производству не экономически наиболее целесообразных товаров, а тем, которые дают наибольшие объемы.


Создающийся при этом дефицит оборотных средств и ресурсов на капитальные вложения покрывается за счет кредитов и инвестиций государства. Причем объемы такого финансирования с каждым годом возрастают как в целом по отрасли, так и на единицу земельной площади. В последние годы размер государственной поддержки АПК достиг в эквиваленте примерно 240 долларов США на гектар земельных угодий.


В общей поддержке агропромышленного производства 16 процентов составляют средства республиканского бюджета, 32 — местных бюджетов и 52 процента — республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Свыше 60 процентов государственной поддержки направляется на мелиорацию, приобретение техники, в том числе на условиях лизинга, а также удешевление топлива, известкование, удешевление удобрений и средств защиты растений и животных, удешевление и погашение кредитов, выданных под гарантии Правительства.


Приоритетность экономических показателей в оценке работы сельскохозяйственных организаций, районов и областей позволит создать стимулирующий механизм наращивания производства товарной продукции. Он будет основан на использовании наиболее эффективных организационных и технологических подходов. Необходимо максимально задействовать внутренние резервы сельскохозяйственной отрасли, что при современном уровне господдержки позволит агропромышленному комплексу в перспективе эффективно функционировать на принципах самофинансирования. Что касается погодных сложностей, то им необходимо противопоставить высокий уровень организации производства, труда, дисциплины... Как гласит реклама, «что–что, а погода будет».


Сергей КРЫЖЕВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам.


Генрих ТАРАСЕВИЧ, советник-консультант секретариата Палаты представителей, кандидат сельскохозяйственных наук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter