В чем смысл?

Последние месяцы отметились чередой нормативных актов, улучшающих экономические условия в стране

Последние месяцы отметились чередой нормативных актов, улучшающих экономические условия в стране. Наложен временный мораторий на проверочную деятельность, более предсказуемыми стали арендные отношения, максимально упрощена процедура открытия бизнеса, либерализированы условия внешнеторговой деятельности... Работа государства над созданием благоприятного делового климата будет продолжена. Одновременно и от субъектов хозяйствования сегодня требуются максимальная активность и инициатива. Сложные времена можно преодолеть только сообща. Когда каждый будет делать свое дело наилучшим образом, а не кивать на несовершенство законодательства или плохую погоду. Особенно многое сейчас зависит от руководителей предприятий, директорского корпуса. В условиях падения спроса на мировых рынках, обострения конкуренции, дефицита финансовых ресурсов умение менеджера оперативно решать накапливающиеся сложные задачи выходит на передний план. Готовы ли наши директора работать в режиме «антикризисного менеджмента»? Есть ли какие–то действительно серьезные, объективные помехи, которые сковывают их инициативу и которые нужно устранить? С этими вопросами я обратился к известным в стране руководителям.


По мнению генерального директора Минского тракторного завода Александра Пухового, сегодня каждый руководитель должен иметь возможность проявить свой опыт и управленческие качества. «Судьбы предприятий зависят от того, как сейчас будут действовать директора. Лично я беру на себя всю полноту ответственности за будущее завода. Единственное, что мне нужно, это возможность действовать так, как подсказывают мне мой опыт и мои знания, — говорит Александр Пуховой. — Думаю, что сегодня было бы правильным дать предприятиям возможность самостоятельно определять свою производственную политику. Надо пересмотреть систему доведения жестких плановых показателей до каждого завода. Сейчас такая практика может причинить вред».


Александр Пуховой подкрепляет свою мысль следующими соображениями: «С 2001 по 2008 год мы увеличили выпуск тракторов с 21 тысячи штук до 66,5 тысячи. То есть на 300 процентов. Это гораздо выше тех планов, которые нам доводились. И это произошло главным образом потому, что резко вырос спрос на тракторы на мировом рынке. Сегодня же, когда наблюдается обвал мировой экономики и каждая страна защищает свой рынок жесточайшими протекционистскими мерами, слепое наращивание производства «вымоет оборотку» завода. Капитал будет заморожен в складских запасах, и возникнет вопрос: чем платить людям зарплату?»


По словам гендиректора МТЗ, именно сохранение трудовых коллективов приобретает нынче первостепенное значение. «В январе — феврале 20 процентов работников завода ушли в оплачиваемые отпуска. На мой взгляд, это была правильная мера. Мы сбалансировали производственную программу. И одновременно интересы людей не пострадали», — рассуждает Александр Пуховой. При этом мой собеседник делает важное уточнение: «Там, где мы видим возможность с выгодой нарастить производство, мы это делаем. Например, входящему в структуру МТЗ Сморгонскому агрегатному заводу я лично поставил задачу увеличить выпуск техники более чем на 20 процентов. Потому что спрос на их продукцию сейчас высок».


Председатель одного из лучших в стране сельхозпредприятий СПК «Прогресс–Вертилишки» Василий Ревяко также считает, что система плановых показателей требует более вдумчивого применения. В целом же как руководитель Василий Афанасьевич чувствует себя «достаточно свободно»: «Мое пожелание только в том, чтобы смысл тех прогрессивных и нужных документов, которые принимаются «на верху», не искажался потом различными инструкциями, положениями и прочими учрежденческими и локальными бумагами».


А как себя ощущают представители частного бизнеса? Какие вопросы сегодня волнуют этот сектор экономики? Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин ответил так: «Частный бизнес по определению должен выплывать сам из любой рыночной ситуации. Главное — не мешать ему. Отмечу, мы очень позитивно относимся к тем нормативным актам, которые были приняты в последнее время. Действительно есть ощущение либеральных перемен».


По словам Александра Калинина, особенно важным для бизнеса было решение об отмене проверок. «Радует, что с начала года и до сего дня никаких жалоб на несанкционированные действия проверяющих в наш союз не поступало, — отмечает собеседник. — С другой стороны, огорчает то, что внеплановые проверки в сфере ценообразования закончились массовым изъятием лицензий». По мнению Александра Калинина, наказания должны быть адекватны нанесенному ущербу. «Закрытие же бизнеса наносит экономике гораздо больший вред, чем завышение цен, ведь это потеря рабочих мест и налоговых отчислений. Санкции должны воспитывать, а не уничтожать. Предприятия и предприниматели должны иметь право на ошибку. Тем более сейчас, когда экономическая ситуация крайне нестандартна».


Вот такой получился разговор. Думаю, из него есть что взять на заметку и министерскому чиновнику, и владельцу маленького бизнеса, и директору крупного предприятия. Безусловно, предстоит еще серьезная работа над тем, чтобы сделать нормативную базу оптимальной для нужд экономики. Узких мест в нашем законодательстве и особенно в правоприменительной практике еще хватает. Но как бы ни «оптимизировались» административные процедуры, размер налоговой нагрузки, другие аспекты хозяйственной жизни, всегда будут возникать какие–то вопросы. Это нормально и естественно. Однако стоит обратить внимание на главное: сильные руководители сегодня поглощены не жалобами на жизнь и ее несовершенство, а поиском оптимальных рыночных решений. Полагаю, что их пример достоин подражания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter