Как бы кому ни хотелось иного, но на протяжении 20 лет Беларусь является островком стабильности в Европе

В чем сила, брат?

На протяжении 20 лет Беларусь является островком стабильности в Европе
Как бы кому ни хотелось иного, но на протяжении 20 лет Беларусь является островком стабильности в Европе. Да, не самым богатым, но самодостаточным! Однако благополучие, успехи социальной политики, межконфессиональный мир и прочие блага не явились сами по себе – это настойчивый и последовательный результат работы руководства страны, которое вместе с обществом движется в направлении успехов. Известный российский исследователь пишет об этом не только страстно, но и глубоко. Представляем читателям присланный им материал.

Камиль БиберсовЕвропа, конец XV века. Зарождается капитализм, и право разбогатеть появляется не только у дворянства, но и у простолюдинов. И это опасно. Да, голубая кровь не отличалась высокой «моралите», но хотя бы лицемерно придерживалась ее. А для низов мораль — «свет далекой звезды». А где нет морали, но появляются деньги (небольшие или очень большие) — катастрофа.

Да, деньги умного делают независимее, но дурака — глупее. И так устроен мир, что «дураков» больше. А это эпидемия аморальности, которая уничтожает и личность, и государство.

Превентивной реакцией на аморальный и дикий капитализм стало возникновение протестантства Кальвина и Лютера. Гении осознали необходимость сдерживающих мер. Иначе — хаос. (Человек слаб.) И создается жесткая регламентация и цеховых правил, и личной повседневной жизни: аскетизм, не тратить заработанное на удовольствия, ограничения во всем, жесткое морализаторство, а где–то и диктат.

В городках, где господствовал кальвинизм, утром на ратушной площади выстраивались ремесленники и торговцы: короткая молитва, наставления о том, что нельзя обманывать, делать некачественный товар, осматривался внешний вид, чтобы недопустить ношения дорогих украшений, и т.д. И — по рабочим местам.

Протестантизм уберег Западную Европу и Северную Америку от вакханалии перехода феодализма в капитализм. Да, период первоначального накопительства кишит безобразиями. Но в «дикий капитализм» удалось вколотить «генеральную линию»: морально–этические ориентиры и человеческое начало. Кстати, это было и у староверов живущих, например, в Гомельской и других областях. Сформировалась идеология, обязательная и для верхов, и для низов: дисциплина, бережливость, уважение к ближнему, высокопочтимость вне зависимости от ранга.

В 1994 году ситуацию, чреватую вселенской разнузданностью в Республике Беларусь, осознал только что пришедший через выборы к власти Лукашенко. «Необходим карантин. Иначе апокалипсис». Что побудило Лукашенко? Историческое образование? Интуиция неординарной личности? Трудно сказать. Но факт, что только Лукашенко из всех политиков распавшегося СССР учуял чрезвычайную необходимость действий протестантов XV — XVI веков. Лукашенко повторил в 90–е годы в Беларуси то (с учетом данностей ХХ века), что делали Кальвин и Лютер при зарождении капитализма в XV — XVI веках. И теперь Европа — это Европа. Так почему Лютер и Кальвин — непререкаемые родоначальники притягательной Европы, а Лукашенко — «диктатор», а его режим — «авторитарный»?

Запад определяет миропорядок. И это неоспоримо. Что такое миропорядок? Это когда язык межличностного и межгосударственного общения — английский. И это будет всегда (трудно представить, чтобы английский заменили русским, тем более китайским.) Это когда почти 100% научных открытий принадлежит Западу. Это когда Китай без рынка сбыта и технологий Запада — никто. Это когда БРИКС, созданный как противовес Западу, лишь копирует социально–экономические, образовательные, экологические и иные стандарты Запада. Это когда российский «цвет нации», африканско–азиатских режимов и арабские нефтяные шейхи неудержимо стремятся на Запад (а это сообразительная публика), а не горят желанием обустраиваться на ПМЖ на 1/6 суши Земли под названием Российская Федерация. Да, и просто оглядитесь вокруг — все если не китайское, то западное.

Запад диктует параметры остальному миру — от бейсболок и ковбойских штанов до серьезных фундаментальных парадигм. И потуги всяческих политфункционеров от real politics и «экспертов–ниспровергателей» не способны разрушить приоритет Запада.

Запад неидеален. История Запада знает кризисы, катаклизмы, трагические ошибки. Но Запад демонстрирует живучесть, способность к самосовершенствованию и умение упорно наращивать культурологическое и технологическое превосходство.

Сегодня «энтузиасты», бегущие впереди паровоза, вышесказанное о Западе объявят крамолой. Но украинско–крымская «горячка» пройдет, и опять займут подобающее место неоднократные высказывания Путина о том, что РФ — часть европейской (западной) цивилизации. Для особо упертых: «Европа и Россия относятся к единой цивилизации» (17.04.2014 г. В.Путин). И для окончательно отмороженных: «Мы часть мирового сообщества» (9.07.2014 г. В.Путин).

Да, в начале ХХI века Запад аморфный, странноватый, «измельчал» и «гриппует». Но к власти неотвратимо придут новые де Голли, Рузвельты, Тэтчеры и Рейганы. И даже с учетом их постоянной, эстафетной конфронтации с Россией это будут адекватные, достойные люди и в действиях, и в восприятии мира (не пустышки). И выздоровевший Запад заявит: «Лукашенко — тот лидер, который продемонстрировал, как из коммунизма входить в демократию и рынок. С минимальными потерями».



Трудолюбие, ответственность — генетический код белорусов. И Лукашенко пресек развращение нации оголтелостью «рыночных свобод». Что окаянно намутили в Украине и России «либерал–моджахеды». (Да, в РФ и Украине некоторые из контуженного «реформами» социума пытаются «загнать обратно джинна в бутылку». Но тщетно.) В Беларуси вышколенная, некоррумпированная бюрократия. Абсолютно ликвидирована организованная преступность. Власть подотчетна народу.

В такие территории идут инвестиции. И надо лишь грамотно и аккуратно посодействовать международным инвесторам, преодолеть стереотипы.

В Беларуси нет колоссальных природных ресурсов. Она не имеет выхода к Мировому океану, что не способствует экономике. Но ведь Швейцария, Люксембург, Австрия тоже лишены сырьевого изобилия и морских побережий и процветают. И кропотливое («молекулярное») изучение опыта этих стран даст золотой ключик к пониманию формулы успеха.

СССР и соцлагерь канули в Лету. «Триумфальное шествие капитализма» — глобальный процесс. Даже коммунистический Китай мощно и талантливо продвигает рыночные реформы (как, впрочем, и коммунистический Вьетнам). Китай, не чураясь ничего, не изображая из себя обиженного и непонятого Западом, ни на кого не задираясь, хладнокровно, без псевдоидеологических заморочек, избегая медийной истерики и псевдополитической конфронтации, селективно вбирает в себя все лучшее, что есть на Западе. И невозмутимо матереет. Китай занят решением внутренних проблем, что неотвратимо ведет в международный «клуб доминирующих». У Китая нет времени и желания заниматься ерундой. И не быть в «тренде» со всеми — нерационально.

Так и Беларусь под руководством Лукашенко теперь готова для «десантирования» в капитализм. Стартовые условия идеальны.

Сегодня в Беларуси идут поиски консолидирующей национальной идеи (государственной идеологии). Это требование времени по выстраиванию структурированной внутренней политики. К сожалению, на постсоветском пространстве доминирует инфантильно–неполноценное понимание внутренней политики: создание партий, принятие программ (которые, как правило, не выполняются), лозунги, межпартийные дискуссии, съезды, выборы. И на этом все. В итоге эффект «пустого барабанчика», когда электорат эту «движуху» оценивает так: «они или тявкают на власть» или «собачатся между собой», а мы сами по себе».

И это есть лишь партийная внутренняя политика. Ее ущербность в том, что партии выражают интересы определенных сегментов населения, а не всех граждан. И часто вырождаются в подобие секты. И главное: при малейшем сбое государственной машины политическая дифференциация незрелого общества по партиям вызывает раздрай.

Но есть государственная внутренняя политика, когда обозначают единые национальные приоритеты, и социум консолидируется. И эта консолидация первична, а уже потом партийные предпочтения. И основа консолидации — государственная идеология, где обозначены цели, которые беспрекословно поддерживаются всеми гражданами. (И верхами, и низами.) Но не принуждением, а безоговорочным пониманием их истинности.

Отсутствие государственной идеологии — самоубийство. Это понимает и Путин, который неоднократно заявлял о необходимости государственной идеологии в России. Пагубное отсутствие консолидирующей идеологии взорвало Украину в 2014 году.

Идеология, если максимально упростить, сводится к нескольким принципам. И они суть динамичного, устойчивого государства. Идеология ценна и тем, что все граждане, без исключения, участвуют в строительстве государственности, и они не игнорируются, не отодвинуты. И ощущают свою причастность к грандиозному проекту. Подтягиваются до уровня государственного человека, а не прозябают в состоянии «я никто и зовут меня никак». И это ключевой момент в идеологии.

Политика — это сермяжная, черновая работа, а не дефиле «яйцеголовых» на подиуме. И не мельтешение партийных начальничков. Это работа в повседневной жизни по исправлению того, что мешает жить рядовому труженику, тормозит экономику, не дает совершенствоваться социуму. Политика — это когда и провластные партии, и оппозиционные обязаны доказывать нации, что именно они эффективнее всех могут внедрить в жизнь эту идеологию. Вот тут должна быть конкуренция. Пустословие полемик ничего не решает.

Идеология — это институализация общества, приближающая граждан к подлинному пониманию общечеловеческих ценностей, которые бездарно трактовались Горбачевым и дискредитировались, а часть тогдашних «перестроечных лидеров» изощренно их использовали как инструмент демонтажа СССР. И Беларусь сегодня настойчиво работает над возвращением подлинного понимания общечеловеческих ценностей и их реабилитации.




Прочитал дикую фразу: «кровожадный Лукашенко» (?!) В 1993 году Ельцин расстрелял из танков оппозиционный Верховный Совет. По разным данным, погибли от 300 до 800 человек. В двух чеченских войнах человеческие потери превысили 33 тыс. человек. В апреле 2014 года в центре Киева 86 убитых «небесной сотни» Майдана. Около 50 заживо сгоревших в Одессе. И финал деятельности четырех президентов «демократической» Украины (с 1992 г.) — ад гражданской войны в Луганской и Донецкой областях, где число убитых и искалеченных приближается к тысяче. И это только начало.

Кто может обвинить Лукашенко в таких мясорубках? Беларусь единственная из славянских республик СССР, где удалось избежать человеческого месива. Но Ельцин и череда из четырех «демократических» украинских президентов (каждый из них нагромоздил предпосылки к трагедии 2014 года) были и есть рукопожатны на Западе. А Лукашенко — «кровожадный». Кто объяснит эту логику?

Претензия Запада к Лукашенко: нарушение международных избирательных стандартов и стандартов в области прав человека. Но в Украине были «выборы», «партии», «свободная пресса», «оппозиция». А итоги к 2014 году?

Еще претензия: Лукашенко несменяем. Но именно Лукашенко выстроил реальность, способную трансформироваться в европейский капитализм. В Украине с 1991 года сменились четыре президента. В России — два. Но Украина — в руинах, а в России — проблемы. И не проблемы роста, а проблемы тупика. А в Беларуси от Минска и до самой малой деревни — мир, покой, созидание. Вот и сравнивайте!

Вудро Вильсон, 28–й президент США, как–то сказал, что «величие страны определяется величием ее рядовых граждан». Высокий статус рядового человека в Беларуси не продекларирован, а реален. Лукашенко категорически не позволил бюрократии и буржуазии растоптать «простого» труженика. Не отдал людей на растерзание барыгам, которые игнорируют все и вся, и социум для них — не соотечественники, не «человек — это звучит гордо», а «твари дрожащие».

Приведу еще одну замечательную цитату губернатора штата Техас Рика Перри, правого республиканца: «Есть «капитализм предпринимателей» и есть «капитализм стервятников». «Стервятники» навязывают обществу и государству социал–дарвинизм, доходящий до расчеловечивания и дьявольщины. Лукашенко в корне пресек вылупление популяции «избранных», готовых сбиться в стаю, чтобы изнасиловать страну, а не совершенствовать её.

Сенатор–республиканец Лугар о «приватизации» в России, последующем «ошкуривании» населения, «распиле» бюджетного «бабла» «только своими»: «Воруют у собственного народа». В Беларуси нет мародеров (как в РФ и в Украине), которые нагло рассовали по карманам гигантскую мегасобственность, созданную каторжным трудом в лишениях и страданиях народами Российской империи за 300 лет династии Романовых и за 75 лет коммунистической власти в СССР. И где теперешняя «элита» бесится от наворованных миллиардов.

Папа Римский Франциск 26 ноября 2013 года сказал: «Править миром должны не деньги, диктат капитала — это новая тирания». А в Библии сказано: «Не пускать менял в Храм». Строительство государства (власти) — это возведение Храма. И «менял» (особей с рефлексами крыс и с абсолютным отсутствием государственного мышления) категорически нельзя допускать во власть. «Менялы» не умеют созидать. Они только воруют и разрушают. Для них «деньги важнее людей». Это вопреки заповедям Библии. И Лукашенко соблюл постулаты Библии.

Кто же такой Лукашенко?  Такой сложный для аналитиков и такой понятный для своих избирателей? А достопочтимые Кальвин, Лютер, Вудро Вильсон, Рик Перри, Лугар, Папа Римский Франциск — бывшие коммунисты, диктаторы, приверженцы тоталитаризма? Что это? Феерия сюрреалистической метаморфозы? Нет. Нельзя рассматривать мир как примитивный мотивчик простенькой дудочки. Мир — полифония симфонического оркестра. Каждый из перечисленных — на своем месте. И они разные. Но их объединяет совестливое ощущение гигантской ответственности, приверженность к идеалам высокой морали, отстаивание гуманизма и отторжение всего, что противоречит здравому смыслу.

Но почему они не вместе? Почему нет диалога между ними? Почему порознь? Я убежден: жизнь неотвратимо исправит эту ситуацию. По какому–то недоразумению искусственно выстроенная конструкция непонимания Западом Лукашенко обречена рухнуть. Трава пробивает асфальт.

Для истории нет линейных и стерильных процессов. А смена формаций — гибельный тектонический разлом. В колыбели буржуазной демократии (Англии) переход от феодализма к капитализму — ужас Кромвеля, луддиты и «овцы съели людей». И много отвратительного и преступного. В Беларуси «овцы» не съели людей. На судьбоносном этапе в Лукашенко выкристаллизовалось то подлинно народное, глубинное, интеллектуально–интуитивное, что позволило пройти «дорожную карту» «между Сциллой и Харибдой» без потрясений и филигранно.

Лукашенко — единственный из постсоветских славянских лидеров, который воздвиг состоявшееся государство. Украина? В 2014 году — хаос и распад национального масштаба. Россия? Представьте только на миг, что Россия без нефти и газа, данных богом? И что тогда Россия?

Лукашенко сделал все возможное и даже невозможное для выстраивания цивилизованного социума. И сегодня у Беларуси уникальная перспектива. В Беларуси человеческий материал, способный на стратегический прорыв. В Беларуси вызревает социальная инженерия, способная подтянуть страну к мировым значениям. Почему так произошло, а не иначе? Как объяснить? А все банально и просто: роль личности в истории еще никто не отменял.

Президент Казахстана Назарбаев: «Сила любого государства — в его народе». «Чтобы государство состоялось, необходимы дух нации, достоинство нации, вера в нацию».

Президент России Путин: «России нужна новая консолидирующая идея. Если кто–то предложит нечто подобное в новых условиях, это было бы здорово, «создать новый народ».

Президент Беларуси Лукашенко: «Нужна национальная идея, которая понятна и академику, и крестьянину». «Идеология для государства — это то же самое, что иммунная система для живого организма».

Президенты чувствуют потребность в идеологии. Лидеры нащупали то звено, за которое вытаскивается цепь. Но работа экспертов в этой сфере тянется вяло, эпизодически, а часто тема халтурно дискредитируется.

Казахстан, Россия, Беларусь в единой сцепке — самодостаточная и, если с умом, ни от кого не зависящая цивилизация. И она должна быть конкурентоспособной по отношению к цивилизации Запада, к цивилизации Китая. И речь идет не о конфронтации, а о состязательности.

Можно сколько угодно принимать помпезные программы развития, тасовать колоду высокопоставленных чиновников, суетиться в прочих верхушечных выкрутасах, но на финише неотвратимый «кирдык». Как стать конкурентоспособным? Ответ прост: выковать внизу первостепенный, генерирующий ресурс — это инициативный, творческий человек. И таких должно быть миллионы. Идеология взращивает таких людей. И у идеологии еще свойство — моральная мобилизация нации (не путать с милитаристской или с авральной).

В конце 80–х — начале 90–х в СССР произошел разрыв единой социальной ткани (и между нациями, и главное — внутри наций). Предполагать, что все само собой рассосется, — государственно–управленческий идиотизм. Аллармизм неуместен, но вопрос стоит критически остро: быть или не быть. Да, окончательно можно и не сгинуть, но и от унизительной роли младшего брата (по отношению к Китаю) или вечно догоняющего (по отношению к Западу) не избавиться.

Идеология — не академические упражнения, а способ развития, курс на экономические и политические сверхдостижения.

Беларусь более всех продвинулась в поиске продуктивной идеологической концепции. Это и интенсивный процесс, и личное участие Лукашенко: «У меня на столе 10 книг по идеологии, но ни одна из них не устраивает».

Беларусь, Казахстан, Россия должны скооперироваться. И в этой команде роль первопроходца у Беларуси. Почему? Выработка идеологии подкреплена с 1994 года конкретными делами на государственном уровне. И тут есть чему поучиться.

И если взглянуть на процесс футуристически, новые принципы социально–экономического функционирования, позитивные результаты этого на определенном этапе возможно транслировать (как один из вариантов современной идеологии) в Западную Европу и Северную Америку, не ограничиваясь интеллектуально информационным пространством Евразийского экономического союза. И это не фантазии.

Это будет не экспорт идеологии (как делали коммунисты), а равноправный вклад в интернациональную копилку идей, которые изменяют мир.

Камиль БИБЕРСОВ, социолог.
Ульяновск.

Фото  Виталия  ГИЛЯ и БЕЛТА

Советская Белоруссия №138 (24521). Четверг 24 июля 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter