Псевдокатолический монах открыл в Щучинском районе приют для бездомных. Как в нем живется?

В чем правда, брат?

О необычном приюте для бездомных в деревеньке Александровка Щучинского района и его основателе, называющем себя братом Луиджи, слышали многие. Историю о пятикратно судимом парне, порвавшем с преступным прошлым, принявшем католичество и посвятившем себя заботе об обделенных судьбой людях, в разных вариациях годами пересказывали СМИ. Документальный фильм об этом человеке и его проекте несколько лет назад победил в престижном киноконкурсе. Его кадры впечатлят даже самого равнодушного: покой и умиротворение деревенского дома, деловитая суета заботливого опекуна, оцепеневшие от непривычного внимания вчерашние обитатели улицы. Не приют, а райское место... Побывать в нем решила и наш собственный корреспондент.

Дом, в котором живет сам Алексей Щедров.

В момент моего приезда в Александровку брата Луиджи, а по паспорту Алексея Щедрова, на месте не оказалось. В это время он давал показания следователю, работающему над раскрытием кражи денег в Щучинской центральной районной больнице. Камеры наблюдения в тот день засняли Щедрова расхаживающим по коридорам ЦРБ в белом халате с бейджем фельдшера «скорой». Поскольку в 2009 году он уже был осужден за несколько краж, совершенных под видом медработника, понятно, что у следствия были к мужчине вопросы.
Алексей Щедров — создатель и содержатель неофициального приюта для бездомных.

А вот местные жители выразили готовность поговорить о брате Луиджи. К моему удивлению, выяснилось, что их мнение о соседе даже близко не соответствует растиражированному образу подвижника‑христианина. Андрей Теслюкевич имел неосторожность связаться с подопечными брата Луиджи, с ним лично и сделал собственные выводы:

— Жили в приюте молодые парни, бывшие заключенные. Просили подработку — я дал. А позже они вскрыли окно, залезли в дом, украли спиртное и деньги. Собака у брата Луиджи — большая, алабай, бегает без привязи по деревне, я уже несколько раз участкового вызывал. До этого уже одну собаку усыпили у него — покусала женщину, но он даже не извинился. Сказал — значит, плохой она человек. Зато посылок ему как благодетелю на почту приходит — тьма. Приезжают люди, машинами помощь привозят. Особенно много после выхода статей и фильмов. В интернете есть номер его банковской карты. Какие суммы ему перечисляют, не знаю. Но достаточно для того, чтобы он, безработный, ни в чем не нуждался, — по‑моему, это очевидно. 

На то, что с содержателем приюта у сельчан отношения натянутые, обращает внимание и инспектор Василишковского сельисполкома Анна Широкая:

— Жительница деревни пожаловалась, что Алексей Щедров большую агрессивную собаку без привязи держит. Так он в отместку позвонил в милицию и сообщил, что эта соседка в буферной зоне свиней растит. Информация не подтвердилась. Зачем он так поступил? Видимо, хотел просто неприятности доставить. 

...А вот и сам приют. По правую сторону дороги на самой окраине деревни — добротный дом с летней кухней. К стене прикручена гранитная табличка: «Дом Марии Милосердия. Братья Миссионеры Милосердия Св. Матери Терезы из Калькутты 1/12/2011 г.». Напротив, через дорогу, небольшая бревенчатая хатка, на которой указатель «Дом святого пилигрима». У летней кухни суетится мама Алексея — Татьяна:

— Я бы уже давно уехала, — говорит она. — Я жила в Гомельской области. Это он здесь решил... Я к нему приехала просто, а что — нельзя?

— Но вы же готовите еду для приюта — не совсем посторонний человек в его деле...

— Лично я бы этим не занималась. Позавчера ему так и сказала: как хочешь, Леша, а мне надоело... Я его спрашиваю: зачем эти бичи? А он, мол, человек — дитя божье. Может быть, он фанат, я не лезу ему в душу. Приезжала женщина, католичка — подарила ему машину. Он такой, молится...

Постоялец Григорий решил воспользоваться приездом посторонних людей и попросил забрать его из приюта.

По ходу дела выясняется интересная бытовая деталь: в добротном доме брат Луиджи живет в одиночку. Мать и брат обитают в домике похуже вместе с «клиентами» — так Татьяна называет постояльцев.

Их четверо. Хмурый гродненец Григорий не провел в приюте и месяца. Жена выставила его из квартиры — так он оказался в доме ночного пребывания для людей без определенного места жительства на улице Карского в областном центре. Говорит, что брат Луиджи забрал его оттуда, пообещав хорошие условия:

— Я считал, что здесь нормально будет, а на Карского, конечно, лучше. Мне вообще здесь не нравится, поеду назад. 

Он обводит руками окружающую обстановку: комната около 18 «квадратов», древняя перекошенная мебель, шесть стареньких кроватей, застеленных видавшими виды покрывалами, ламповый телевизор. Похоже, заливает через незастекленное окно на чердаке. Удобства — на улице, вода — в колодце, тепло — в дровяной печке. Обращаюсь к постоялице Тамаре:

— Чем вам помогают добрые люди? Вещи вокруг старые...

— Это я хотела бы у вас спросить. Средства, конечно, за счет нас получают — это и дураку ясно, — и тут же, спохватившись, добавляет: — Но не скажу, что тут плохо. Деликатесов нет, но кормят 3 раза в день.

Перечисляет блюда: на завтрак и ужин обычно макароны и гречка, бывает картошка. Когда люди дадут, на столе будет жареная рыба. С мясом туговато. На обед — суп и компот. Можно пить чай, можно — кофе. Спиртное формально под запретом, но постояльцы находят способы раздобыть горячительное и ведут себя так, что приходится вызывать милицию и помещать бузотеров в изолятор временного содержания. Последний такой случай был не далее как в этом месяце. 

Жители приюта фактически заперты в 4 стенах: в небольшой деревне пойти некуда, из развлечений — только телевизор.

56‑летний Вячеслав и 63‑летний Иван — инвалиды III группы без определенного места жительства — предпочли отмолчаться. 

Мне удалось в итоге поговорить и с Алексеем Щедровым. Он сразу заявил, что питает стойкую антипатию ко всему государственному. Заодно почему‑то попал в немилость и Красный Крест:

— Я получаю помощь только от костела и «Каритас» (благотоворительное католическое общество). Я не буду регистрировать приют в государственных органах. Регистрацию мы ждем от костела — работаем с Гродненской диоцезией (епархией). Мне помогают костелы всей Беларуси, идет помощь из Польши, от большинства христиан живой веры.

Алексей заверил, что является рукоположенным католическим монахом. Объяснил, что мама и брат живут не в его благоустроенном доме, потому что «там ксендз высвятил монастырь». Да и телевизора в его доме‑храме нет.

Однако секретарь Гродненской римско‑католической епархии ксендз Антони Гремза резко опроверг какую‑либо связь брата Луиджи с костелом:

— Духовная власть нашей епархии его не поддерживает. У него спорное отношение к Церкви и ее официальным представителям. Никакого договора между нами нет. Он самовольно открыл часовню, у него есть официальный запрет на служение мессы. Никто не освящал ни дом, ни часовню, которую он построил. Он предоставил нам поддельные документы о якобы его принятии в монашеский постриг. Более того, существует официальный запрет духовных властей епархии на ношение им монашеской одежды и представление католическим монахом. Апостольский Нунций в Беларуси издал также официальное обращение о распространении ложной информации Алексеем Щедровым о якобы его личных встречах с близкими сотрудниками Римского Папы. Гродненским епископом были высланы уведомления во все римско‑католические епархии Беларуси и архиепархию в польском Белостоке о том, что он является лжемонахом и не имеет права на сбор финансовой помощи. Причина: мы не видим искренности в его служении Богу. В приходах многие священники негативно характеризуют этого человека. В частности, он собирал у старушек деньги на лекарства, а потом деньги просто пропадали. Был уличен в мелких кражах в приходах и конфликтах с приходскими священниками. Кстати, он изначально отказался от помощи «Каритас» и не получает ее. Сказал, что не хочет находиться под юрисдикцией этой благотворительной организации.

Дом, в котором живут постояльцы приюта, благоустроенным не назовешь.

Интересно, что заставило основателя приюта отказаться от сотрудничества с благотворительным обществом и при этом утверждать, что до сих пор получает от него помощь? Может, причина в неудобных вопросах, которые рано или поздно могут возникнуть у любой курирующей организации? Почему в доме у обитателей приюта, за счет поступающей помощи которым он живет уже 6 лет с лишним, до сих пор нет даже элементарного косметического ремонта? В то время как дом самого благодетеля выглядит намного более ухоженным. Как распределяются суммы? Доходят ли до реальных адресатов? Перед «Каритас» пришлось бы ежегодно отчитываться за полученную помощь.

А пока средства на приют приходят из разобщенных источников, задать эти вопросы и с полным правом требовать на них ответа, увы, некому... 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Новицкий, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Щучинского райисполкома:

— У местной власти приют Алексея Щедрова на постоянном контроле. Мы проследили за тем, чтобы его обитатели были в безопасности. В здании установлены пожарные извещатели, проложена новая электропроводка, регулярно проверяется исправность печного оборудования. Приют постоянно посещают смотровые комиссии. Неоднократно предлагали помощь, от которой Щедров всегда отказывался. Его подопечные в основном — жители Гродно и Лиды.

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ

Ольга Седельник, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома:

— Мы не можем диктовать взрослым людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, от кого именно принимать либо не принимать помощь. Варианты размещения жильцов приюта в Александровке у нас есть. В области 22 дома самостоятельного совместного проживания, 10 отделений круглосуточного пребывания для пожилых и инвалидов. В Гродно есть ночной приют пребывания для людей без определенного места жительства. Аналогичные учреждения имеются в Лидском и Слонимском районах. Кстати, в Щучинском районе есть Дом милосердия при католической общине, где за одинокими, больными, пожилыми людьми ухаживают монахини. Там замечательные бытовые условия, организовано 4‑разовое питание.

charovskaya@sb.by

Фото  автора и Анны  Каспер.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter