«Сегодня как никогда важно быть милосердными»: уроки любви и смирения от сестер Покровской обители

В час молитвенной тиши

«Почему же ты плачешь?» — игуменья Анфиса с заботой посмотрела на прихожанку, не понимая причины ее слез. Только что женщина увлеченно пропалывала монастырские грядки — и вдруг внезапно посмотрела на небо, упала на колени и начала рыдать, не замечая никого вокруг. Монахиня подняла глаза и тотчас замерла: прямо над Покровским храмом на ясно-голубом небе появились ступеньки из туч. Настолько отчетливые, что их ни с чем не спутать, — лесенка за лесенкой спускались они к сверкающему на солнце куполу. Такое знамение игуменья видела не впервые, лишь перекрестилась и тихо произнесла: «Матерь Божья, слава Тебе!»

Это не сон

Так хочется верить в чудеса. Особенно в канун зимних праздников, когда, кажется, самое время им случиться. Верят в чудо и сестры Свято-Покровского монастыря в Толочине. А все потому, что не раз были его свидетелями. Часто хочется прервать на полуслове и воскликнуть: «Да не может этого быть»! Оказывается, может. И главное чудо — Свято-Покровский храм, возведенный в конце XVI века. Он пережил период униатства, войны и разорения. В ноябре 1812‑го в нем останавливался Наполеон, где впервые признал поражение и на ночном совещании приказал уничтожить архивы и эмблемы корпусов своей армии. Но, сам того не желая, сохранил жизнь древней реликвии — много позже, во время Великой Отечественной, немцы сожгли Толочин дотла, но церковь не тронули в память о французском императоре. Так она и простояла до наших дней — под покровом Богородицы. А в последние десять лет с монастырем происходят удивительные перемены.

Игуменья Анфиса.

— Предыдущий Экзарх Беларуси митрополит Павел, зайдя в храм, воскликнул: «Таких даже в Минске нет»! А Владыка Вениамин назвал церковь собором, — вспоминает игуменья Анфиса.

Похожие мысли посещают и паломников, особенно тех, кто видел, как кирпичик за кирпичиком отстраивалась обитель. Появились три часовни: в честь святителя Николая Чудотворца — с купелью, в честь Архангела Михаила — с криницей (вода сюда поступает из источника, находящегося под престолом в алтаре храма) и в честь священномученика Харалампия, которому молятся об избавлении от пандемии. Есть большая трапезная, конференц-зал, библиотека и домовая церковь «Всех святых». А еще — воскресная школа и даже собственная пекарня. Стало это возможным во многом благодаря подвижническим трудам настоятельницы. Когда она впервые приехала в Толочинский монастырь, здесь были только четырехкупольный храм, требующий серьезного ремонта, и корпус для сестер. А сегодня это прекрасный монастырский комплекс, утопающий в цветах.

Часовня в честь святителя Николая Чудотворца — с купелью.

Матушка Анфиса, кстати, монашеский постриг приняла на севере России. С улыбкой вспоминает, как боялась ехать в Беларусь:
— Мой духовник благословил на игуменский пост в Покровском монастыре. Я отказывалась как могла, была уверена, что не справлюсь. Так и говорила: «Можно не поеду в Беларусь? Есть же много монастырей в России, Украине». А он мне ответил: «Украина — золотая, Беларусь — родная, станет и тебе родной». И правда, спустя десять лет Беларусь для меня — самая родная!

Ступеньки покаяния

Под крылом игуменьи — 14 сестер, четыре из которых — схимонахини. Это прообраз высшего ангельского чина. Главное послушание постриженных в схиму — непрерывная молитва. А отличают их особенно строгие правила поведения и черное облачение, расшитое крестами. Сегодня схимонахини молятся о мире, признается схимница матушка Гавриила. Она немногословна. Лишь перебирает в руках четки и, скромно опустив глаза, произносит: «Богородица все управит, нам нужно просить и верить».

Схимонахиня Гавриила.

Те, кто приходит в Покровский храм с чистым сердцем и искренней просьбой, непременно получают помощь. Игуменья Анфиса даже не сомневается:
— Матерь Божья нас очень любит. А Господь ждет нашего покаяния. Один проповедник сказал: сейчас идет борьба не между братскими народами, а между добром и злом. Каяться нужно не только в своих грехах, но и просить прощения за свой род. Лишь тогда что-то изменится. И еще как никогда важно быть милосердными. Например, мы кормим не только неимущих, но и птиц, котов и собак. А в это время читаем молитву о помиловании Господом душ живых и усопших.

Чтобы помнили

Так уж повелось, что люди верят: чем более «извилистая» у иконы судьба, тем она чудотворнее. Хотя монахи говорят: заступничества мы просим не у образов, а у святых, что на них изображены. В Покровском храме и в самом деле много старинных икон. А истории, с ними связанные, поражают. Вот изображение архистратига Михаила: сейчас его было бы невозможно рассмотреть, не явись во сне реставратору сам архангел. Он, по признанию мастера, каждый день руководил процессом — подсказывал, как освободить полотно от ненужных слоев. 

Икона архистратига Михаила.
Рядом — старинное Распятие: три года назад оно мироточило. Матушка Анфиса, увидев это чудо, сказала: «Если масло будет проступать несколько дней, значит, это предупреждение и напоминание о том, чтобы не забывали Бога». Как же она была права! Спустя двое суток объявили о пандемии… 
А вот икона Божьей Матери «Белыничская» — идентичная копия утерянного оригинала. С этим образом верующие и монахи шли крестным ходом из Белыничей в Могилев в 1917 году. Икона была черная, как уголек, а в последние годы на ней стали проступать лики.


— Ей часто молятся о детках, — рассказывает игуменья и с ходу вспоминает несколько случаев. — Захожу в храм, стоит мальчик — полностью покрыт псориазом, весь в ранах. Так стало жаль ребенка, говорю бабушке: «Подойдите к Богородице, расскажите ей все, как своей маме, и возьмите маслице из неугасаемой лампады». Проходит месяца два, звонок: «Матушка, мы к вам приедем, Илья исцелился». В церкви встречаемся с ребенком: большие голубые глаза, пшеничная копна волос, чистая кожа… Я заплакала! Еще одна бабушка как-то подошла, попросила помощи — внуку шесть лет, а он еще не разговаривает. Подвела ее к иконе, рассказала, как молиться. Через несколько дней бежит ко мне ребенок: «Матушка, матушка!» Ну, думаю, малыш решил поздороваться. А за ним та самая бабушка. Рассказывает: «Утром застилаю кровать, заходит внук: «Ба, я есть хочу». Она и упала в обморок.

Но самая удивительная история, в которую почти невозможно поверить, произошла с иконой, привезенной монахами из Грузии. На ней — преподобный Серафим Саровский и Мама Габриэли (старец Гавриил Ургебадзе). Это рассказ о том, как невероятное стечение обстоятельств, Божья воля и сильная материнская молитва спасли жизнь и привели заблудшую душу к вере:

Икона преподобного Серафима Саровского и Мама Габриэли.

— Девушка состояла в секте, а мама у нее была верующая. Однажды они гуляли по Толочину, мама предложила зайти в наш храм — дочь отказалась, осталась ждать за воротами. Вскоре мама умерла. Девушка ее очень любила и в память о ней приехала в Толочин — бродила по местам, где была рядом с мамой. Дорога вывела ее к церкви. А в это время у нас гостили грузинские монахи — вы же знаете, как красиво они поют. Она заинтересовалась, зашла в храм, решив, что никогда не признается в этом своим сестрам по секте. Позже вспоминала: «Моя душа была против, я все отрицала и хотела убежать». Но монах ее заметил и пригласил в наш конференц-зал посмотреть фильм о Мама Габриэли. Побыла там пару минут и уже собралась уйти, как он протянул ей маленькую иконку. Девушка ее оттолкнула. А вскоре узнала диагноз: рак мозга. Готовилась к операции, полетела в клинику за границу. В палате ей снится: мама и старец Гавриил (как она называла, священник с добрыми глазами). Подходят к кровати, он обращается к маме, показывая на дочь: «А я ее знаю». Посмотрел, улыбнулся, перекрестил, и оба ушли. Когда девушка проснулась, врач ей сказал: «У вас все хорошо, опухоли нет, вы свободны». Она не могла в это поверить, постоянно просила помощника дословно перевести, что медик имеет в виду. Позже, собирая вещи, открыла сумку, а внутри — икона. Та самая, которую ей протягивал монах. Девушка вернулась домой, приняла православие, побывала в Грузии...

Монахиня Вероника.

Вот такие чудеса. Мы думаем, что они случаются, если загадать желание под бой курантов и с шиком отметить Новый год. А у монахов в это время — тихая ночная молитва в окружении лампад и свечей.

— Младенца Христа нужно встретить достойно — те, кто это понимает, в предрождественские дни усилят пост и молитву, — советует матушка Анфиса.
— Никто не запрещает праздновать Новый год, но сделать это лучше скромно. Ведь главный светлый праздник, который ждут православные верующие, еще впереди.

glushko@sb.by













Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter