В деревне Богданово белорусы, литовцы и поляки отметили 145-летие со дня рождения Фердинанда Рущица

В Богданово, к Рущицу

Где бы ни творил Фердинанд Рущиц — в Санкт–Петербурге, Кракове, Варшаве, Вильно, — он всегда возвращался на родину в Богданово, деревню в нынешнем Воложинском районе. Пейзажи родного села и его окрестностей — лучшие работы в творчестве художника, 145–летие которого в четверг впервые вместе отмечали белорусы, литовцы, поляки. Ведь каждый из трех народов считает Рущица своим. Он нас объединяет.


До недавнего времени в нашей стране хранилась лишь одна работа живописца — «У костела». Поэтому Национальный художественный музей, где находится полотно, стал инициатором проведения торжеств, посвященных пусть не круглой, но все же важной дате. Генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов позаботился не только об издании первого в Беларуси альбома с произведениями Рущица. 

Он предложил отметить день рождения нашего великого земляка директору Художественного музея Литвы Ромуалдасу Будрису, Воложинскому райисполкому, местным краеведам во главе с неутомимой исследовательницей Аллой Макаревич. Инициатива была поддержана. К ней присоединились самоуправление Вильнюсского района (ведь Рущиц творил в Вильно, а в городе Рудамина существует гимназия его имени, из тех мест родом его супруга), посольства Литвы и Польши в Беларуси, Беларуси в Литве.

Мы въезжаем в Богданово, и многие удивляются. Как? Ведь известно, что костел, который писал Рущиц, был разрушен в войну! А тут он в натуральную величину встает перед нами, с колоритной колокольней по соседству. Все, как на полотне мастера. Алла Макаревич знает здесь каждую деталь. Она проводит меня в храм, показывает памятную доску в честь художника:

— Храм восстановлен. Не из дерева, как первоначальный, а из силикатного кирпича. Однако по возможности сохранены параметры прежнего здания.


Начинается богослужение. Пока ксендз читает молитву, проповедь по–белорусски, по–польски, я разглядываю интерьер. Привлекает внимание алтарь в стиле неоклассицизма. Все здесь скромно, но со вкусом. А главное, продолжая мысль Владимира Короткевича о том, что «на Беларусi Бог жыве», с радостью отмечаю: в Богданово жив дух Рущица.

Никогда еще столь репрезентативная международная делегация не посещала этих мест. Белорусы, литовцы, поляки поднялись на холм, где похоронены художник, его предки, родственники. Самый заметный на этой горе, к слову, не памятник живописцу, а стела на могиле его деда — также Фердинанда.

Память об уроженце Беларуси на его родной земле чтят достойно. Об этом сказал Ромуалдас Будрис, вспоминая, как много десятилетий назад привозил в Богданово Марию Рущиц, дочь художника:

— Тогда кладбище было заросшее кустарником. А теперь все ухожено.

Богданово. «У костела».
Картина Ф.Рущица 1899 г. и то же место 10 декабря  2015 г.

Из Минска приехала большая делегация художников. Они подарили богдановскому филиалу Вишневской детской школы искусств свои работы. Среди творцов был Александр Гришкевич. Он показал те точки, с которых Рущиц писал свои пейзажи. Польское посольство подарило богдановцам современный экран и другие мультимедийные новинки. В богдановской школе искусств на этой базе начинают создавать музей. Михал Хаброс, временный поверенный в делах Польши в Беларуси, высказал надежду, что мировой масштаб личности Рущица поможет привлечь в Богданово туристов.

Михал Хаброс

Посол Литвы в Беларуси Эвалдас Игнатавичюс напомнил, как много Рущиц сделал для Вильнюса, и призвал 150–летие со дня рождения художника отметить Беларуси, Литве и Польше вместе — так, как в этом году мы достойно отпраздновали 250–летие Михала Клеофаса Огиньского.

Мария Рекст, мэр Вильнюсского районного самоуправления, подписала соглашение о сотрудничестве с председателем Воложинского райсовета депутатов Сергеем Глинским, и оба согласились, что нужно продолжать развивать совместные проекты между двумя соседними регионами — не только культурные, но и экономические. Дружить и работать вместе завещано было предками, среди которых Рущиц.

По пути в Минск с Надеждой Усовой, завотделом научно–просветительской работы НХМ, мы вспоминали о том, как в музей попало полотно «У костела». Надежда Михайловна предположила, что из частной российской коллекции, когда галерею возглавляла легендарная Елена Аладова. В московской Государственной Третьяковской галерее хранятся произведения нашего земляка, их недавно привозили в Минск. Россия также может в будущем присоединиться к празднованию 150–летия Рущица, которого, к слову, учили в Санкт–Петербурге Шишкин и Куинджи. Александр Гришкевич предлагает купить несколько работ великого земляка на аукционах в Польше. Там они стоят по 5 — 20 тысяч евро, что вполне доступно для меценатов.

Если все эти мысли воплотятся в жизнь, то 150–летие Рущица пройдет на высоком уровне. Может быть, юбилей стоило бы включить в календарь памятных дат ЮНЕСКО. А главное, о чем напомнил Владимир Прокопцов, надо восстановить усадьбу художника в Богданово. Именно там видится будущий культурно–туристический центр.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 241 (24871). Суббота, 12 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter