В аптечных силках

Настоящим испытанием на прочность в последнее время для москвичей становится покупка лекарств...

Зимой дорогу в аптеку вспоминают даже самые молодые и не склонные к хворям — сезонные грипп, ОРЗ да авитаминоз «цепляют» без оглядки на возраст и здоровый образ жизни.


Настоящим испытанием на прочность в последнее время для москвичей становится покупка лекарств. По сравнению с январскими ценами аптечный ассортимент подорожал в среднем на 25 процентов. И цены продолжают расти. Причем эта неутешительная тенденция мало зависит от колебания валютного курса, адекватно реагируя только на рост доллара и евро.


Аптечное дело в Москве давно перестало быть частью социальных прав и гарантий граждан. Это — высокодоходный бизнес, безжалостный и беспощадный как к конкурентам, так и к потребителям. В последние годы крупные аптечные сети стали вытеснять привычные государственные аптеки, которые в центре российской столицы остались только в глухих переулках, а в «спальных» районах — в самых неудобных местах, в глубине дворов, вдалеке от остановок общественного транспорта.


Новое — не всегда лучшее. Главным ассортиментом сетевых аптек в последнее время становятся не лекарства, а всякие сопутствующие дорогостоящие товары: лечебная косметика, пищевые добавки, минеральная вода, продукты для спортивного и диетического питания. Из аптек «нового поколения» вытеснены рецептурные отделы. Продаются в основном препараты, которые можно приобрести без рекомендации специалиста: пилюли от головной боли, для улучшения пищеварения, порошки для устранения симптомов простудных заболеваний. Все это — в основном хорошо разрекламированный импорт от мировых фармакологических сетей.


К примеру, самые популярные лекарства в эти дни — разного рода жаропонижающие средства. Есть препараты, названия которых произнесешь, даже если ночью разбудят: настолько они на слуху из–за телерекламы. У большинства этих лекарств имеются более дешевые аналоги. Стоит ли говорить, что девять из десяти покупателей приобретают разрекламированный товар, потому что продавцы предпочитают не напоминать о существовании средств, схожих по эффективности, но менее накладных для кошелька.


Купить недорогие лекарства сложно как в коммерческих, так и в государственных аптеках. Тут многое зависит от профессионализма и элементарной порядочности провизора. Опытный московский покупатель, прежде чем отправиться в аптеку, обзвонит несколько адресов и сравнит цены в интернет–поиске: стоимость одного и того же препарата в двух соседних аптеках может отличаться в 1,5 — 2 раза. А вообще, купить копеечные глазные капли или заурядную валерианку — задача не из легких.


На московском рынке медикаментов для российского производителя вообще складывается непростая ситуация. Отечественные лекарства поступают в аптеку через поставщиков, которые берут на себя продвижение товара с правом возврата в течение четырех месяцев и с условием оплаты после реализации. Напрямую с аптеками выгодно работать только производителям дорогих лекарств или БАДов. Дешевые препараты сетевые аптеки даже не заказывают. Для российских производителей медпрепаратов получается замкнутый круг: выпуск дешевых лекарств невыгоден аптекам, которые не заинтересованы в их продаже. Потребитель же никогда не узнает о существовании альтернативы, скажем, «Терафлю», потому что у изготовителей бюджетных аналогов нет возможности тратить деньги на рекламу и продвижение своего препарата.


В крупных московских аптечных сетях появилось такое понятие, как средний чек, — то есть средняя сумма одной покупки в день. Она, как написала газета «Московский комсомолец», должна составлять 300 рублей — что–то около 8 долларов. Оклады у аптекарей в общей массе невелики. Размер зарплаты напрямую зависит от премии, которая определяется выручкой и средним чеком. Фактически сотрудников аптек вынуждают предлагать покупателям более дорогие лекарства, умалчивая о том, что есть более дешевые аналоги. Да и крупные фармакологические компании работают не только с аптеками, но и с врачами, которые выписывают пациентам только дорогие препараты. Поэтому прежде чем купить лекарства, покупатели, наученные горьким опытом, спрашивают у провизора об аналогах, внимательно читают вкладыши, где написан состав медикамента. Очереди к кассам в московских аптеках даже из нескольких человек сегодня самые нудные и медленные. К тому же еще и пессимистично настроенные: «вымывание» дешевых лекарств из ассортимента, похоже, только набирает обороты, становясь устойчивым трендом аптечного бизнеса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter