Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Утром – на работу, после обеда – на пары». Истории студентов, совмещающих учебу и труд

Утром – на работу, после обеда – на пары

Среди студентов немало тех, кто успевает не только получать высокие отметки в зачетках, но и работать по специальности. Спросили у молодых людей, почему они пошли трудиться и как им удалось найти баланс между учебой и делом.

«В 07:00 выхожу из дома, в 20:00 возвращаюсь»

Антон Скалабан, студент Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, учится на четвертом курсе физико-математического факультета и второй год преподает математику в средней школе № 56 Минска. Самостоятельно себя обеспечить, набраться практического опыта, найти место распределения – главные причины, которые побудили Антона пойти работать:

– Администрация школы предложила вести уроки математики у семиклассников. Тогда учился в первую смену, а трудился во вторую. Поначалу совмещать было непросто, со временем приспособился. Как показывает практика, такой ритм жизни не каждому под силу: некоторые знакомые уволились в первую неделю – не потянули. Я остался, потому что с девятого класса мечтал быть педагогом. С тех пор прошло больше года, в профессии не разочаровался. У меня по-прежнему есть огромное желание работать по специальности, вкладывать в детей знания, гордиться их успехами.

В этом году Антон взял в школе максимально возможную нагрузку. Он ведет уроки у пятиклассников, дополнительные платные занятия, является классным руководителем 5 «Г»:

– Мой день начинается в 06:00, с 08:00 до 13:00 я в школе, с 14:00 до 19:00 – в университете. Вечером готовлюсь к урокам, проверяю тетради, делаю домашку к своим занятиям. В субботу учусь до 14:00, воскресенье провожу как вечер буднего дня – с единственным отличием: проверяю еще самостоятельные или письменные работы четырех классов в параллели. На это уходит часа четыре.

«Быть медбратом оказалось непросто»

Шестикурсник Гомельского государственного медицинского университета Вадим Тюрин проходит субординатуру по профилю «анестезиология-реаниматология». Больше года назад ему предложили работу на полставки медбратом в отделении реанимации Гомельской областной детской клинической больницы. Студент уверен, что каждому будущему врачу необходимо освоить эту профессию, чтобы лучше понимать работу среднего медперсонала:

– На плечи медсестер и медбратьев ложится большой пласт работы с пациентами. Поначалу мне было нелегко выполнять процедуры – все-таки в медуниверситете акцент делается на обучении врачебному делу. Большая благодарность более опытным коллегам, которые помогали: несколько раз показывали одну и ту же манипуляцию, отвечали на вопросы.

Хирургический блок реанимационного отделения, за которым закреплен Вадим, рассчитан на 12 маленьких пациентов в среднем или тяжелом состоянии. Один работник среднего медперсонала обычно следит за двумя-четырьмя детьми, рассказывает студент:

– Мы должны постоянно находиться рядом и реагировать на малейшие изменения в показателях. К каждому ребенку важно найти подход. Некоторые переживают, что рядом нет родителей, плачут. Подыскиваю слова, чтобы успокоить, настроить на скорейшее выздоровление. Если это удается, работать легче: маленькие пациенты не сопротивляются манипуляциям, не капризничают при приеме лекарств. Приятно наблюдать, как мальчикам и девочкам с каждым днем становится лучше. Пожалуй, это самый приятный момент в работе.

Смены в отделении 12-часовые. Как правило, Вадим дежурит в выходные, с пятницы по понедельник. При небольшой учебной нагрузке, а также в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями, часто работает и в будни – в первой половине дня учится, во вторую отдыхает, а вечером заступает на ночную смену:

– Образовательному процессу это не мешает, скорее помогает. Поскольку работаю в реанимации, а в университете прохожу цикл по анестезиологии и реанимации, то на занятиях могу подкреплять свои ответы случаями из практики. Мы нередко разбираем с преподавателями, почему при том или ином диагнозе врач назначил именно такое лечение.

«Главное – правильно наладить свой распорядок»

В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники четверокурсница факультета информационной безопасности Елизавета Старовойтова осваивает специальность «защита информации в телекоммуникациях». После третьего курса студентка проходила производственную практику в Белорусском межбанковском расчетном центре, после чего ей предложили остаться работать на полную ставку:

– Согласилась, поскольку это хорошая возможность получить практические навыки. Совмещать учебу и работу оказалось вполне реально. Пары в университете начинаются после 15:00–16:00. К тому же, если трудишься по специальности, допускается свободное посещение лекций, но при этом ты обязуешься выучить весь материал самостоятельно. На практических и лабораторных занятиях присутствовать обязательно.

Среди студентов последнего курса БГУИ­Р работают многие. Главное – правиль­но наладить свой распорядок, говори­т Елизавета:

– Если что-то не успеваешь, всегда можно подойти к преподавателям, попросить разъяснить непонятную тему, взять задание на дом. 

Руководство Елизаветы с пониманием относится к тому, что она студентка, и отпускает на важную пару. Навыки, по­лученные в межбанковском расчетном центре, помогают и в учебе, признается девушка:

– Бывает, проходим тему, а она мне уже знакома, поскольку применяю ее на практике, и при подготовке к занятиям уходит не так много времени. Но я часто что-то учу и во время обеденных перерывов, и в транспорте. Счастлива, что нашла место, где продолжу работать и после окончания вуза.

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter