Кто пережил 70–летний юбилей Никиты Михалкова, тот в цирке не смеется

Утомленные солнцем

Кто стоически пережил 70–летний юбилей Никиты Михалкова, тот в цирке не смеется
Дорогой Никита Сергеевич — Соловей советского леса — И снова Алиса — Ранимая душа Вицина

Кто стоически пережил 70–летний юбилей Никиты Михалкова, тот в цирке не смеется. К юбилею фильма показали картины «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», документальный фильм «Чужой среди своих» (название, обыгравшее известный фильм, так и осталось непонятным). Кроме этого, творческий вечер «Территория любви», где звучала музыка Эдуарда Артемьева из картин юбиляра в исполнении оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки. Еще один вечер на канале «Культура» — «Свой среди своих». Здесь по старинке «солнцу российского кино» Михалкову присылали записки из зала...

Сказано было много, отметились в эти дни почти все — и члены семьи, и коллеги. В фильме «Чужой среди своих» дали слово даже оппонентам Михалкова — критику Виктору Матизену и продюсеру, отцу–основателю «Кинотавра» Марку Рудинштейну, заявившим, что в последние годы режиссер занимается не искусством, а политикой. А режиссеру все было нипочем: купался в лучах славы, выслушивал комплименты, с одинаковым запалом травил одни и те же байки. Так что даже в какой–то момент я стал испытывать головокружение от его успехов. По всем кнопкам — один сплошной Михалков. Вот так именины сердца, с настоящим паратовским размахом все обставлено.

Контрапунктом к этому юбилейному шуму выступил документальный рассказ «Муслим Магомаев. От первого лица». Кадры хроники и записей концертов сопровождали тексты дневников любимого певца. Предельно исповедальная интонация дневников подкупала. Многие малоизвестные факты из жизни Магомаева были озвучены впервые. Фавор и опала, восхищение и зависть, слава и сомнения — кажется, что большая и цельная личность Магомаева прошла через все испытания. Куда там нашим звездам, у которых главный вопрос — чтобы это такое съесть, чтобы похудеть.

Проходят годы, а популярность Магомаева не увядает. Появился целый ряд подражателей, есть понятие магомаевского стиля, ему посвящают различные программы, например, такие как «Достояние республики». Но разгадать его феномен не представляется возможным. Он существует на недосягаемой вершине.

Телеканал «Культура» обратился к фигуре Алисы Фрейндлих. В новой программе «Нет объяснения у чуда», посвященной актрисе, нашли новые слова и художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий, занявший место Товстоногова. О сексапильности, не вписывающейся ни в какой стандарт, всхлипнул неунывающий Роман Виктюк. Алиса Бруновна, как всегда, в кадре была сдержанна. Просто, наверное, привыкла к комплиментам.

Не вписывался ни в какой советский стандарт и актер Георгий Вицин. Программа «Острова» показала человека большого юмора и внутренней культуры. Именно Вицину принадлежит известный афоризм: «Уходя со сцены, не забудь выйти из образа».

Несмотря на то что играл пьяниц на экране, сам был всю жизнь равнодушен к спиртному. Но маска разгильдяя Труса из комедий Леонида Гайдая прочно закрепилась за артистом. Кстати, Наталья Варлей вспоминала, что многие крылатые фразочки Труса Георгий Михайлович придумывал сам, а режиссер и не возражал. Например, знаменитый вопрос «чей туфля?» из «Кавказской пленницы». Хотя начинал с роли писателя Николая Гоголя. И свои добрые лучащиеся глаза дарил в каждой своей новой работе. Снимался в первой советско–американской картине «Синяя птица», где играл вместе со знаменитой Элизабет Тейлор.

В какой–то момент из театра имени Ермоловой ушел в кино, потому что предложений было очень много, а служба его свободолюбивую натуру сковывала. В последние годы Вицин жил бедно, свою квартиру в центре Москвы отдал дочери Наталье, переехал в «хрущевку», подкармливал бродячих кошек и собак. Ему оставляли обрезки мясных костей в соседнем гастрономе. «Он жил своей напряженной внутренней жизнью, — считает актриса Инна Макарова. — У него был очень большой внутренний мир». Городской житель Георгий Вицин мечтал жить в деревне, пить парное молоко, общаться с простыми людьми. Никогда не грезил далекими странами, никуда не ездил. Работал в московском театре киноактера, читал юмористические монологи, пока позволяло здоровье. Довольствовался малым, а на это способна только большая личность.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 210 (24840). Пятница, 30 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter