Подходы к написанию школьных учебников нуждаются в пересмотре

Уроки детского чтения

По вечерам после уроков моя 7–летняя дочка читает. Практикуется. Вообще–то ярких детских книжек с большими буквами в квартире хватает, но недавно в школе сказали приобрести хрестоматию для младших классов «Родничок», чтобы развивать навыки чтения в соответствии с образовательной программой. Я не готова спорить с профессиональными педагогами, поэтому дочка читает эту самую хрестоматию — более пяти сотен страниц практически без картинок с убористым шрифтом на серой бумаге.

Читая один из рассказов на восьмой странице этого учебника, ребенок вдруг останавливается и несколько раз перечитывает непонятный ей набор букв и цифр, самостоятельно пытаясь понять, что же они обозначают: «коллекционный черный «Мускат» урожая 1954 года». Наконец, догадывается и переспрашивает: «Мама, это машина такая?» В крайнем недоумении я начинаю объяснять ребенку, что автор имел в виду очень ценное старое вино. В ответ на следующий вопрос я заверяю дочку, что папа, в семье которого происходят описанные события, — совсем не пьяница, а просто ценитель качественных, старинных вещей.

Несколько минут тишины и — очередной вопрос: «А почему это вино нельзя смешивать с жигулевским пивом?» На этом этапе обучения я решила лично перечитать странный рассказ, так настоятельно рекомендованный школьной программой. Вот его краткое содержание. Мальчик решил сделать подарок маме, но у него не было денег, и он придумал... сдать бутылки. Уже интересно, не правда ли? Поскольку пустых бутылок в квартире не было, он слил в одну тару папино вино и пиво. Обнаружив это, папа сильно расстроился, раскричался, и только мамино вмешательство погасило семейный скандал из–за испорченного алкоголя.

Примечательно, что автор замечательного произведения — рассказа «Рыцарь» — Виктор Драгунский, «Денискиными рассказами» которого мы зачитывались в нашем детстве. И тем не менее хочу поинтересоваться: неужели из всего тома юмористических миниатюр этого автора у составителей хрестоматии не нашлось более подходящей для малышей истории? Я помню свой второй класс и учебники по чтению того времени. Это были «Мороз–воевода» с огромной цветной иллюстрацией, стихи, рассказы и басни русских классиков, написанные замечательно простым и сочным языком.

Обычно, прочитав каждое новое произведение, мы обсуждали с учительницей, чему нас учит изложенная история. Например, драма с «Мальчишом Кибальчишом» — стойкости, честности, преданности избранному делу. «Сказка о мертвой царевне» — дружбе, любви и обязательной победе добра над злом. Чему малыша, который еще только учится делить все окружающее на черное и белое, на «можно» и «нельзя», может научить рассказ «Рыцари»? Тому, что нельзя смешивать папино вино и пиво, даже если тебе надо сдать бутылки?

В исходных данных книги указано, что это уже 5–е переиздание после составления сборника в 2006 году. Значит, вот уже 10 лет учителя по всей стране рекомендуют 7 — 8–летним детям читать рассказы с таким содержанием, считая это нормой?

Невольно вспоминаются популярные интернет–картинки с ляпами в учебниках, где полно ошибок, опечаток и просто откровенных несуразиц. Вроде генетической задачи про шестиносую женщину с ее одноносым спутником жизни, у матери которого было также шесть носов. Или математический пример про отца, родившегося на 6 лет раньше сына. Отчего так происходит? Спешка? Недостаток педагогического опыта? Можете со мной поспорить, но мне кажется, что все дело в том, что такие «учебники» создаются без любви к детям, без осознания того доверия и уважения, с каким каждый первоклашка или второклашка относятся к своим первым учебникам. Не к лицу авторам от педагогики разрушать этот изначально заложенный в ребенка авторитет школьной книги...

О низком качестве школьных пособий говорят и в Министерстве образования. Совсем недавно министр Михаил Журавков пообещал, что подход к их написанию будет изменен. Теперь потенциальный автор должен будет пройти конкурсный отбор для того, чтобы иметь право поставить свою фамилию на титульном листе школьного пособия. Оценивать проект учебника будут не только ученые и педагоги, но и родители с детьми. Очень хочется надеяться, что право написать учебник, который поможет ребенку постепенно, шаг за шагом становиться гармоничной личностью с правильно расставленными ценностными ориентирами, наконец–то достанется по–настоящему любящим свое дело педагогам.

czcz@onet.eu

Советская Белоруссия № 204 (24834). Четверг, 22 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter