Урок памяти

В канун 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом в редакции "СБ" собрались ветераны и ученые, педагоги и архивисты, все заинтересованные стороны, чтобы поговорить на очень актуальную тему: какой же урок благодарной памяти мы должны преподать подрастающему поколению?
Запрятанные в заветную шкатулку фронтовые письма-треугольники, партизанские фотографии, боевые награды... Так уж сложилось, что они есть почти в каждой семье Беларуси. Своя трагическая причастность к минувшей войне, своя фамильная история. Вначале отцы, а затем деды рассказывали подрастающим под мирным небом детям и внукам свою правду о войне - горькую и святую одновременно, потому что ценой Великой Победы были миллионы положенных за нее жизней.

О войне писали в своих мемуарах и воспоминаниях военачальники, слагали книги и поэмы ставшие прямо в окопах и землянках писателями недавние рядовые, дотошные историки и архивисты анализировали каждый уцелевший документ, а музейщики бережно собирали пахнущие порохом экспонаты. Летопись получилась большая, можно сказать, всенародная, но единого хрестоматийного учебника - так уж вышло - для подрастающего поколения, не нюхавшего пороху, не было. Между тем время неумолимо, ветеранов, живых участников и очевидцев с каждым годом становится все меньше. Значит ли это, что памяти о войне тоже станет меньше?

На первый взгляд ответ на вопрос лежит на поверхности - ни в коей мере не должна стираться наша память о войне. Но мудрые философы недаром говорят, что война - это как рана, которую хочется побыстрее забыть. Запрятать, зарубцевавшуюся, в самые далекие недра подсознания. И это нормально, разумно, самосохранно для человеческого сознания. Чтобы жить в мире, надо думать о мире.

Но одновременно, предостерегают те же философы, не должна покрываться травой забвения тропа к могилам погибших героев - известных и безымянных. Не должны меркнуть на памятниках скрижали их подвига. Не должна угасать слава о мужестве предков. Каждое следующее поколение должно помнить уроки прошлого - и горькие, и победные. Неспроста придуман слоган: подвиг народа бессмертен.

Поэтому очень символичным выглядит тот факт, что именно в нашей стране накануне знаменательного юбилея Победы вышел в свет первый учебник для школьников и студентов "Великая Отечественная война советского народа". Точнее, учебное пособие, поскольку авторский коллектив впервые на постсоветском пространстве решился на небывалый эксперимент - обобщить документальные свидетельства, связать их воедино, собрать под одним переплетом примеры и уроки всенародного подвига. Особенно актуально это в канун 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом.

Первопроходцам в любом деле всегда сложно. Их труд под особо пристальным вниманием общественности. Тем более когда беспристрастную оценку написанному могут дать те, кто постигал правду войны в танке и в партизанской землянке, у кого свое видение событий.

Вот поэтому мы и решили собрать в редакции ветеранов и ученых, педагогов и архивистов, все заинтересованные стороны, чтобы поговорить на очень актуальную тему: какой же урок благодарной памяти мы должны преподать подрастающему поколению? Как сделать его доходчивым, толковым, живым и главное - преемственным для всех последующих поколений, которым также захочется узнать суровую правду о войне.

В дискуссии за "круглым столом" приняли участие:

АЛЬШЕВСКИЙ Платон Платонович, ветеран Великой Отечественной войны, участник партизанского движения.

БАРКУН Геннадий Иванович, главный архивист Национального архива Беларуси, до недавнего времени директор музея истории Великой Отечественной войны.

БЫКОВ Алексей Николаевич, генерал-майор, ветеран Великой Отечественной войны, член Республиканского совета ветеранов и совета Союза офицеров Беларуси. В прошлом - начальник отдела пропаганды Политуправления Белорусского военного округа.

ДОЛГОТОВИЧ Борис Дмитриевич, профессор кафедры истории Белорусского национального технического университета, один из авторов учебного пособия.

КОВАЛЕНЯ Александр Александрович, и.о. директора Института истории Национальной академии наук Беларуси, соавтор и руководитель авторского коллектива учебного пособия.

КРАСНОВА Марина Алексеевна, заведующая сектором исторического образования Центра общего среднего образования Национального института образования.

ЛЕМЕШОНОК Владимир Иосифович, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, соавтор учебного пособия.

ЛИТВИН Алексей Михайлович, заведующий отделом военной истории Института истории Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук.

СЕЛЕМЕНЕВ Вячеслав Дмитриевич, директор Национального архива Беларуси.

ШАРОВА Наталья Степановна, учитель истории гимназии N 5 города Минска.

Открыл встречу главный редактор Павел ЯКУБОВИЧ: - В первую очередь хочу поблагодарить всех, кто пришел принять участие в нашем "круглом столе". Этому мероприятию мы придаем большое значение. Информационным поводом можно считать выход учебного пособия "Великая Отечественная война советского народа". Для газеты очень важна информация о том, как сегодня обстоит дело с преподаванием в школах и университетах истории Великой Отечественной войны, насколько молодежь нуждается в сведениях о войне и на территории Беларуси в том числе, какое влияние сегодня это оказывает на патриотическое и нравственное воспитание молодежи. Мы хотели бы услышать мнения ученых и педагогов, специалистов. Особенно актуально, что в дискуссии принимают участие ветераны Великой Отечественной, которые знают войну не по учебникам, - и это бесценный опыт. Я хотел бы, чтобы разговор был неформальным, откровенным, компетентным и открытым. Чтобы была дискуссия. Думаю, такая наша беседа представит интерес и для ученых, и для педагогов, и для читателей.

БЫКОВ: Мое знакомство с учебным пособием началось с того, что в Республиканский совет ветеранов пришло письмо министра образования с просьбой дать отзыв на рукопись готовящегося к печати издания "Великая Отечественная война советского народа". Отзыв поручили подготовить мне. Своими соображениями о книге я и хотел бы поделиться.

Это издание необходимо, особенно сейчас, в преддверии знаменательной даты - 60-летия Победы. Много разного пишут о войне - я как фронтовик порой вижу и настоящие фальсификации, искажение фактов. Потому такая правдивая и объективная книга нам сейчас нужна особенно. В учебнике, кроме хроники военных действий регулярной армии, дается достаточно полная характеристика всенародной борьбы против кровавого фашистского режима на оккупированной территории. Именно у нас было самое широкомасштабное партизанское движение. Причем имело оно интернациональный характер, ведь мы жили тогда в едином Советском государстве. В учебном пособии сохраняются многие научно обоснованные положения и оценки советской историографии - авторы не пошли по пути отрицания того положительного, что было в советский период.

Но есть, на мой взгляд, и недостатки.

Во-первых, я считаю, что раздел "Советский Союз и страны мира накануне и в начале Второй мировой войны", занимающий одну треть учебного пособия, слишком растянут. Его можно было бы значительно сократить, а освободившуюся площадь использовать для пропаганды подвигов советского народа.

Во-вторых, я высказываю принципиальное замечание о тенденциозности освещения начала войны, о якобы неправильной политике Сталина и в целом советского руководства в предвоенный период. Анализируя причины неудач Красной Армии летом - осенью 1941 года, авторы учебного пособия сводят их в основном к недостаткам советского политического и военного руководства: переоценке советско-германского договора, необоснованным репрессиям, низкому уровню тактической подготовки командного состава Красной Армии, превосходству германской армии в профессиональной подготовке и т.д. Возникает резонный вопрос: так кто же тогда сорвал гитлеровский план молниеносной войны, громил немецкую высокопрофессиональную армию сначала под Москвой, потом в районе Сталинграда, на Курской дуге?.. Почему бы авторам учебника, говоря о причинах неудач, не сказать об отсутствии практической помощи со стороны наших союзников по антигитлеровской коалиции? Приведу два высказывания. Трумэн: "Если мы увидим, что побеждает Германия, то нам надо помогать России. Если будет побеждать Россия, то нам надо помогать Германии. И таким образом пусть они убивают друг друга как можно больше". А вот слова английского премьер-министра Черчилля: "Мы хотели бы видеть Германию в гробу, а Россию на операционном столе..." Я думаю, что посвящение современной молодежи в суть названных далеко не дружественных поступков со стороны наших союзников было бы полезно для правильного понимания и современной обстановки...

На страницах учебного пособия уделяется слишком много места высказываниям руководителей государств антигитлеровской коалиции, германских военных и политических деятелей. Мы все признаем большие заслуги партизанского и подпольного движения в разгроме немецко-фашистских оккупантов, тем не менее не стоит и слишком переоценивать его в сравнении с решающей ролью регулярных частей и соединений Красной Армии. Слабо и невнятно говорится о роли Коммунистической партии в руководстве всенародной борьбой с фашистским нашествием, о роли Сталина как Верховного Главнокомандующего и руководителя государства.

На мой взгляд, спорны и сами рассуждения авторов о соотношении советских и вражеских сил в первые дни войны. Правильно сказав о том, что немцы обладали численным превосходством в пехоте, авторы акцентируют внимание на том, что Красная Армия обладала превосходством в танках и самолетах. Я участник первого крупнейшего танкового сражения на территории Беларуси - битвы под Сенно. Знаю, какое у нас было "превосходство". Наши танки и самолеты - устаревших конструкций, и сами авторы совершенно справедливо отмечают, что основой советской танковой армии были машины устаревших марок. Я вспоминаю слова участника сражения под Сенно комиссара нашего батальона Ивана Семеновича Лыкова: "Бедные Т-26 и Бт-7! Конечно, вы слишком задержались на военной службе. Не вам бы идти сегодня в этот бой. Ведь ваша 20-миллиметровая броня пробивалась снарядом любого калибра. А бензиновый двигатель - это же костер на танке". Совершенно справедливо. Я в том первом бою потерял такой танк, хорошо, сам успел выпрыгнуть из этого "костра".

КОВАЛЕНЯ: Нашей главной задачей в работе над учебным пособием было создать общую целостную картину, без перегибов. Учебник служит не разобщению, а консолидации общества, учит детей пониманию, примирению, прощению. Мы работали публично, собирали дискуссионные столы с привлечением журналистов, учителей, педагогов, ученых. Преклоняюсь перед нашими ветеранами, которые высказали свои замечания и пожелания. Мы учитывали их при написании этого пособия. Мы старались за тот небольшой промежуток времени (вся работа длилась чуть меньше года) создать нечто новое, доступное для понимания ребят, которые войны совсем не знают, - нынешних старшеклассников и студентов высших учебных заведений.

Как историк я всегда стоял на той точке зрения, что война - у всех разная. Есть война матери, которая проводила на фронт пятерых сыновей, а есть - матери, у которой сыновья служили в полиции. Есть война Ивана-солдата, который стоял на передовой, а есть - командующего фронтом, есть - командира штрафного батальона, а есть - коллаборациониста. Мое осознание войны - оценка человека, который видит военные события уже издали. Когда есть возможность подумать, осмыслить. Наш авторский коллектив состоял из людей разных поколений. Например, доктор исторических наук профессор Владимир Иосифович Лемешонок, который здесь сегодня присутствует, 12-летним подростком застал войну. Мать с сестрой были в концлагере, отец - на фронте. Я - дитя первого послевоенного десятилетия. Каждый из авторов смотрит на войну в разных проекциях. Совокупность всех этих взглядов и дает, будем надеяться, объективную точку зрения.

Что же касается упреков в том, что партизанское движение описано излишне подробно, то с этим категорически не согласен. Наша страна три года была оккупирована. И мы не могли не показать всю тяжесть этой оккупации. Ведь это уже не общая история большого СССР - это история нашей страны. И знать мы ее должны. Не секрет, что всякое было. Некоторая часть населения приняла режим. И вместе с тем гауляйтер Кубе писал, что не может понять белорусов: здесь никто не соглашается на руководящие должности в оккупационных властях, в то время как в других странах люди на это идут легко. Нельзя умалчивать и о том, что был коллаборационизм, - это ведь тоже факт истории. Пусть он касается небольшой части общества, но этого нельзя вычеркнуть. Как не вычеркнешь и Армию Крайову. Не слишком вдаваясь в подробности, мы должны беспристрастно отобразить все - образованные люди должны знать всю свою историю.

Сроки написания учебника были очень ограничены. Тем не менее, мне кажется, не осталось впечатления, что что-то делалось наспех. Помимо основательности в текстах, мы очень много места отвели иллюстративному ряду: в книге около 450 иллюстраций, в том числе 28 карт, много впервые опубликованных старых фотографий из фондов музея истории Отечественной войны. Мы в этом учебнике стремились передать эпоху.

ДОЛГОТОВИЧ: В это трудно поверить: с десяти утра до десяти вечера без перерывов на обед работала вся творческая группа...

АЛЬШЕВСКИЙ: Такой большой материал вместить в одну книгу - серьезный труд. Его умело, со знанием дела подают. Может, кое-что следовало бы разбить на большее количество фрагментов, разделить по смыслу, но это уже частности. Основной смысл и причины неудач нашей армии в период войны, на мой взгляд, изложены правильно. Теперь про Сталина. Я прослужил солдатом семь лет. Ходил в атаку с его именем, как и все тогда. И здесь позволю себе не согласиться с мнением Алексея Николаевича Быкова. Авторы пособия очень деликатно и взвешенно, на мой взгляд, показали его роль. И огромные ошибки его в начальный период войны, и просчеты. Хотя идеям я верен до сих пор, но считаю, что любая неправда и однобокость неуместна - иначе люди перестанут верить. А молодежь - она вообще все со скепсисом воспринимает. Их нельзя ни в чем обмануть.

Как страшно начиналась война! Как быстро она катилась! В первый день войны в Белоруссии было сбито 730 самолетов. Помню, мы ходили, спрашивали, ну что же наши не летят, где же они? А они уже все сбиты были... На мой взгляд, первые роковые просчеты войны очень ясно и достаточно полно изложены в учебнике.

Люди всего мира знают, что уничтожила фашизм Красная Армия. Но умалять значение партизан нельзя. Я сам был в партизанах. У меня отец погиб, брат один погиб, другой - в концлагере. И вот мы, слабо организованные, сумели пройти фронт. Я как учебник увидел - читал, не отрываясь, две ночи! Хочу поблагодарить авторов и за умело подобранные фотографии. Два снимка даже меня, прошедшего войну, поразили: немцы держат плакат "Русский должен умереть - мы должны жить" и второй - "Вода только для немцев".

ДОЛГОТОВИЧ: Сложностей у нас действительно было много. Первая: как этим учебником угодить и школьникам - чтобы для них это было доходчиво и интересно, и ветеранам - без перекосов и искажений. Мы решили не давать однозначных оценок. Их должен сделать сам читатель. И прием использовали, мне кажется, оптимальный: меньше слов, больше документов, иллюстраций, карт.

БЫКОВ: Тут, по-моему, меня неправильно поняли. Я говорю о том, что нет такой страны, республики, где бы партизанское движение имело такой размах. Я его нисколько не умаляю. Я просто говорю, что соотношение вклада Красной Армии и партизан все-таки не может быть равным.

ЛИТВИН: Ни одна страна на бывшем постсоветском пространстве не имеет отдельного учебного пособия по войне. Еще 5 - 10 лет назад я читал на истфаке БГУ спецкурс по войне. На него отводилось всего 18 часов. Это для студентов-историков. Но тогда я видел: студенты все-таки знают войну. А вот минувшим летом я был шокирован результатами социологического опроса - насколько сейчас молодежь ничего не знает о войне. И введение этого курса - очень своевременно. Конечно, это дополнительные затраты и сил, и средств, и времени. Но это именно тот материал - и Президент об этом говорил, - который каждый белорус должен знать. И знать глубоко. Сейчас студентами стали те люди, которые в начале 90-х пошли в первый класс. Жизнь меняется, и мы живем уже в совершенно другой стране, старые догмы и учебники в нынешней жизни архаичны. Нынешнее издание служит не только школьнику, но и учителю. Потому что сегодня не только школьник, но и учитель информацию ищет. И мы не можем отгородиться китайской стеной от Интернета, не можем не читать российские публикации. И это нормально. Нет одной правды. Тем более когда речь идет о таком эпохальном событии, как война. Главная наша задача - возбудить интерес. Тогда появится азарт к более прикладному и местному материалу. Этим будет выполнена главная функция учебника - воспитывать патриота, гражданина. И когда приезжает поступать в Минск абитуриент из района - как минимум он должен знать историю войны в своей местности: какая партизанская бригада действовала на территории района, когда он был освобожден. Это изучать надо в школе. А в вузе уже более общую информацию получать - как воевали союзники, как работал тыл, стратегию и тактику наиболее значимых сражений.

ШАРОВА: Как школьный учитель, всю жизнь преподающий историю, выхода такого учебника я, наверное, ждала больше всех. Я учила детей по советским учебникам, учебникам так называемого переходного периода, и вот теперь мы с ребятами оцениваем новое учебное пособие. Это новая ступень в учебной литературе. Прежние учебники - абсолютно "глухие": монолитный текст без единой картиночки. Это скорее даже не учебники, а подстрочники лекций ученых. И даже ребята, которые имели желание учиться, подходили и просили разъяснить - слишком много было непонятного. А многие просто закрывали книгу и не желали вникать во все дебри. Так убивался интерес. Нынешнее же пособие даже в плане подачи материала беспроигрышно: разные шрифты, выделение цветом, карты, рисунки. Да и в трактовках все очень выдержанно, без сверхидеологизации, для восприятия 16 - 17-летних ребят как раз оптимальная, по-моему, форма подачи.

Хочу еще сказать, что даже при самых мудрых учебниках роли учителя еще никто, как говорится, не отменял. И я, например, преподавая историю Великой Отечественной войны, обязательно заинтересовываю ребят "личной историей войны". Сначала несу им свое восприятие войны - через то, что у меня два деда пропали без вести, через рассказы моего свекра - простого солдата, прошедшего бои, плен, побег, партизанские отряды и закончившего войну в Австрии. Как правило, всегда за рамками школьного курса, тех 6 - 8 часов, что нам выделяет школьная программа, организовываю дополнительные занятия. В школе N 31, в которой я прежде работала, руководила музеем "Беларусь партизанская", и все дополнительные занятия у нас были на базе этого музея. Мы подробно изучали историю двух партизанских бригад - "Штурмовой", в которой воевал мой свекор, и 3-й Минской. С ребятами мы прошли партизанскими тропами - по местам, где воевала "Штурмовая", где были партизанские землянки. Только так можно ученика заинтересовать, когда какую-то личностную струнку заденешь. После этого ребята готовят рассказы о судьбах своих родственников на войне.

Хорошая была традиция - школьные музеи. Я до сих пор храню тетради двадцатилетней давности - мы собирали с детьми всех оставшихся в живых ветеранов бригады, встречались, беседовали. Для иллюстрации войны других примеров и не надо. Были неважные учебники - но больше внимания уделялось внеучебному патриотическому воспитанию. Мы с ребятами познакомились с партизаном Федором Бачило, который, кстати, после войны долго работал корреспондентом "Чырвонай змены", он стал другом нашей школы. Помог нам с фотографиями для экспозиции. Когда я веду уроки по войне, я начинаю их с рассказов о Бачило. Теперь мне это будет делать проще: в новом учебнике есть его портрет и другие снимки. Когда я открыла книгу и увидела, что здесь есть все то, о чем раньше мне просто на пальцах приходилось рассказывать, я поняла - это то, чего нам не хватало.

СЕЛЕМЕНЕВ: Конечно, все нельзя вместить в учебник. Учащийся, студент и исследователь по-разному воспринимают информацию. Исследовательский труд, разумеется, глубже. Но, на мой взгляд, в учебнике нормально сформулирована история прошедшей войны. Нет перевеса идеологии над фактом, чем страдали раньше...

ШАРОВА: Идеология есть, но она ненавязчива. Мы прекрасно помним, чем закончилась сверхидеологизация советского времени. Идеологию надо подавать очень аккуратно.

СЕЛЕМЕНЕВ: Тема войны сложная, по ней всегда было много разных точек зрения. Как мы сейчас дискутируем, будут спорить и после нас. Задача наша, архивистов, в том, чтобы публиковать документы. Чем больше мы обнародуем того, что храним, тем больше будет материала для обсуждения, выяснения истины. Например, 1941 год - очень большая проблема. В 2006 году исполнится 65 лет с начала Великой Отечественной войны. У меня был недавно разговор с директором Российского военного архива. Я предложил московским коллегам еще раз обратиться к документам Белорусского военного округа, которые раньше были закрыты. Сейчас мы имеем возможность исследовать неизученные документы и подготовить интереснейшую публикацию: что на самом деле происходило в 1941 году. В нашем Национальном архиве лежат материалы, пока мало кому известные. Очень много документов по партизанскому движению уже опубликовано в книгах "Памяць". Это открывает простор для анализа. Да, в документах много того, что очень отличается от "партийной" версии истории. Это была страшная война. Национальный архив издал сборники документов по всем крупным концлагерям, существовавшим на территории Белоруссии, несколько книг "Белорусские остарбайтеры". Мы издавали бы и больше, но основная проблема пока - нехватка средств.

ЛИТВИН: Теперь создана новая история, историография. Историю Второй мировой войны будут исследовать столько, сколько будет существовать человечество. Мы не всегда понимаем, что такое война. Только 50 миллионов человек погибло во Второй мировой, 61 государство воевало, на территории 40 стран шли боевые действия. Война должна учить людей, что воевать нельзя. И мы должны акцентировать внимание как на патриотизме, так и на трагедии войны, на том, что несет война людям. Требовать какой-то унифицированной истории невозможно. Каждое поколение отличается друг от друга: одно уходит со своим взглядом, ему на смену приходит другое, с иными оценками. Главное, чтобы мы понимали: это естественный процесс. Ученый, который раньше занимался войной, знал документы, но существовал негласный общественный договор: это надо показывать так, а не иначе. Надо щадить память тех, кто пережил войну. Поэтому правда - это очень сложно. Одно дело - ученый, другое - политик, третье - учащийся. Каждый по-своему воспринимает.

БЫКОВ: Тут раздавались голоса: одна история для учащегося, другая - для учителя, для ветерана - третья...

ЛИТВИН: Имеется в виду ее восприятие.

БЫКОВ: Правда истории одна. Другое дело, как ее преподносить, какому коллективу. Правда истории и в том, что руководила нашей борьбой против фашизма Коммунистическая партия. С этим надо считаться...

АЛЬШЕВСКИЙ: Да. Но должна быть выдержана мера между героическим и трагическим.

ЛЕМЕШОНОК: В учебнике дано задание: составьте военную летопись вашей семьи. Я спрашиваю своих студентов: "Скажите, ваши прадеды, деды воевали?" - "Воевали". А имен не назовут. "Как же так, - говорю. - Ребята, где воевали ваши деды, хоть знаете - на каком фронте, чем награждены?" - "Не знаем". Вот почему этот курс введен своевременно.

Что же касается замечаний - они правильные. Вы, товарищ Быков, говорите о причинах наших неудач. Все мероприятия, которые проводились нашим военным ведомством, партией, правительством, сводились на нет только одним - армия не была приведена в состояние боевой готовности. Причины неудач были и объективные, и субъективные. Перед нами лежал огромный объем материала. Мелкие недостатки, описки неизбежны. Но мы постарались, чтобы эта страница нашей истории была понятна учащимся.

БАРКУН: Единственным местом, где школьник раньше мог получить какие-то знания о войне, был музей. Учебное пособие я увидел только сегодня. Но даже после беглого просмотра могу сказать, что, прочитав его, дети, безусловно, будут знать историю. Раньше в этом был большой пробел.

КРАСНОВА: Опыта создания современного взгляда на войну для школы до сих пор практически не было. Мы, естественно, понимаем, что не можем быть истиной в последней инстанции. То, что есть разные мнения среди ветеранов войны, - это нормально. Такое сложное явление, как Вторая мировая война, не может быть однозначно всеми оценено. Но у нас была задача не только написать тексты, но и издать их. Когда мы пришли в издательство, там схватились за головы - только для подготовки рукописи нужно девять месяцев. А мы за год сделали всё. Поэтому неизбежно в пособии есть некоторые погрешности.

КОВАЛЕНЯ: Мы получили 12 рецензий, все они - положительные. Если учебник получился - а то, что я сегодня услышал, меня как руководителя радует, - то это только благодаря тому, что мы на всех этапах - в архивах, в музее истории Великой Отечественной войны, на встречах с ветеранами, учителями - чувствовали поддержку.

Наше пособие не направлено на милитаризацию общества. Мы представили как героические, так и трагические страницы истории. Мы тонко, деликатно подводим ученика к современным проблемам войны и мира, международного терроризма. Мы пишем о последних событиях в США, Испании, России и т.д.

ШАРОВА: Два года назад у меня был парадоксальный случай. Я проводила в школе урок-конференцию по войне. Был там один мальчик, который особо ничем не интересовался, учился на "шестерки"-"семерки". И он, когда я начала спрашивать, сказал: "Мой прадед вроде бы Герой Советского Союза..." Вроде бы! Парню семнадцать лет. И представьте, что в семье никогда разговор не заходил об этом! Я у него спрашиваю фамилию, имя, отчество прадеда, иду к книжной полке и здесь же, на уроке, выясняю, что, похоже, все, что говорит ученик, - правда. "Понимаешь ли, как ты должен этим гордиться! Ты потомок Героя Советского Союза! Мы с тобой пойдем в музей. Ты должен все разузнать, потом своим детям передашь, расскажешь". Он без меня назавтра побежал в музей - нашел имя прадеда в списках Героев. И только после этого в семье зашел разговор о войне. А парень этот однажды попросил: "Давайте я вам пересдам тему "Великая Отечественная война". Хочу лучшую оценку".

Вместо послесловия

Самая живая память о войне, говорят философы, выплескивается, пока еще саднят ветеранские раны, пока живы очевидцы, пока внук может потрогать медаль дедушки и задать тому свой вопрос о мужестве, отваге и патриотизме. Самая объективная правда о войне, уточняют мудрецы, пишется лишь через сто лет, когда новое, беспристрастное поколение с высоты непредвзятого, чистого анализа, на основе всех рассекреченных документов и многообразия фактов, скрупулезно и методично раскладывает все по научным полочкам.

Но правда истории состоит еще и в том, что в летописи войны невозможно поставить точку. Невозможно, пока лежат под обелисками безымянные герои, а под грифом "Совершенно секретно" - неизвестные документы. Значит, новые страницы во всенародную летопись напишут те, кому сегодня и адресован новый учебник.

"Круглый стол" проводили Людмила СЕЛИЦКАЯ, Светлана ЛИЦКЕВИЧ, Виктор КОРБУТ, Дмитрий КОРСАК, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter