Андрею Мягкову – 85

Умный, скромный, многоликий

У него была говорящая фамилия: все герои, сыгранные Андреем Мягковым, несли на себе отпечаток его «я» — тонкого, интеллигентного, прекрасно воспитанного человека, за внешней скромностью которого скрываются твердость и достоинство. Со дня рождения самого интеллектуального актера эпохи, как его называли уже в постсоветские годы, этим летом исполняется 85 лет.

avatars.mds.yandex.net

Он родился 8 июля 1938 года в Ленинграде в семье типичных представителей советской интеллигенции: мать — инженер, отец — кандидат технических наук. Ни разу не богема, но люди образованные, начитанные и культурные. Собственно, и сыну они прочили похожий путь — выучиться и получить достойную серьезную профессию. И Мягков честно отучился в Ленинградском химико‑технологическом институте, а затем пошел работать в Институт пластмасс. Для души участвовал в самодеятельности — институтском театральном кружке. Там его и заметил один из преподавателей московской Школы‑студии МХАТ. Звезд с неба не обещал, но посоветовал развивать талант и подумать над поступлением. Мягков подумал — взял отпуск и отправился в Москву, покорять экзаменационную комиссию. Поступил с первого раза, и это была судьба.

Там, на первом курсе Школы‑студии МХАТ, он влюбился на всю жизнь в актрису Анастасию Вознесенскую: она была самой младшей на потоке, он — самым старшим, он скромник, она — юная красавица, окруженная поклонниками. Казалось, что общего у них быть не может, но… на втором курсе они без лишней помпы поженились и прожили вместе 58 лет, до самой смерти артиста. Однокурсники, подшучивая, называли их «сиамские близнецы»: молодые супруги не расставались, везде ходили только вдвоем, держась за руки, никогда не ездили на отдых поврозь. Вознесенская была одной из самых перспективных студенток курса, и по окончании вуза Олег Ефремов пригласил ее в театр «Современник». Девушка поставила условие: в труппу должны принять и ее мужа.

Слава первой пришла к Анастасии: уже через год она не только полностью освоилась на сцене «Современника», но и сыграла радистку в фильме «Майор Вихрь», прославившись на весь СССР. У Андрея Мягкова все складывалось скромнее: он был востребован в театре, играя в большом количестве постановок, на экране тоже появлялся, причем его приглашали серьезные режиссеры. Так, он сыграл центральную роль у Элема Климова в «Похождениях зубного врача», но хороший фильм, что называется, не выстрелил, а потом за него взялась цензура и пленка на долгие годы легла на полку. Затем была роль Алеши Карамазова в последнем фильме Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» — по мнению самого Мягкова, лучшая роль в его кинокарьере, после которой артист получил известность в кругу ценителей большого серьезного кино. Но до всенародной славы было еще далеко. Что характерно, известность супруги Мягкова не раздражала, хотя в актерской среде все чаще упоминали просто как «мужа Вознесенской». Роли ему давали, но в картинах третьего ряда.

«Братья Карамазовы»

Все переломил 1975 год, когда Эльдар Рязанов снял свою «Иронию судьбы, или С легким паром!». Это сейчас нам кажется, что роль старого холостяка Жени Лукашина будто создана для Мягкова, а вот Рязанов сначала не желал его даже пробовать: на это место претендовали Олег Басилашвили, Олег Даль, Андрей Миронов, Станислав Любшин и Петр Вельяминов. 
А от Мягкова режиссер шарахался: «Ну, у него же чувства юмора нет! Я его видел в разных спектак­лях и фильмах, он играл и Ленина, и Герцена, и Алешу Карамазова, и Гайдара...» И все‑таки пробы прошли. 
В сцене посиделок в бане завернутый в простыню Мягков был так органичен и обаятелен, что сомнений не осталось: вон он, Лукашин, нашелся!

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

После выхода фильма актер проснулся знаменитым в самом буквальном смысле, получил за эту роль Госпремию СССР. Правда, на долгие годы к практически непьющему Мягкову народная молва приклеила ярлык алкоголика, так что «Иронию судьбы», подарившую ему успех, он искренне невзлюбил. Но зато благодаря известности интересные роли пошли одна за другой. Причем не только комедийные: Владимир Басов пригласил актера на роль Алексея Турбина в картине «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова — спокойное достоинство Мягкова вполне укладывалось в образ офицера и дворянина. Абсолютным контрастом смотрелся сыгранный пару лет спустя недотепа и отец‑одиночка Новосельцев в «Служебном романе» Рязанова: тандем с Алисой Фрейндлих оказался совершенно иным, но ничуть не менее интересным зрителю, чем работа с Барбарой Брыльской. Игру актера снова отметили высокой наградой — Госпремией РСФСР.

«Дни Турбиных»

Кинокарьера артиста пошла на подъем, а вот звезда его жены стала постепенно закатываться, и теперь уже он ставил режиссерам условие — будет сниматься, если найдется хотя бы эпизод для его Насти. Эльдар Рязанов, искренне проникшийся к Мягкову, на такое условие согласился: в его фильме «Гараж» Вознесенская сыграла одну из центральных действующих лиц — директора рынка Кушакову. Самому же Мягкову досталась роль чрезвычайно интересная для артиста — лаборанта Хвостова, потерявшего голос, так что актер выражал положенные по сюжету эмоции исключительно пантомимой. Но увы, не все режиссеры соглашались снимать супругов вместе: так Мягков лишился роли учителя Нестора Петровича в «Большой перемене» Алексея Коренева. Режиссер не видел Вознесенскую в роли молодой учительницы Светланы Афанасьевны, а Мягков между работой и женой выбрал жену.

В 1984‑м Эльдар Рязанов решил выйти за рамки комедийного жанра и начал съемки фильма «Жестокий романс» по мотивам пьесы Алексея Островского «Бесприданница». Мягкова он пригласил на роль мелкого чиновника Карандышева, нервного и истеричного, ухаживающего за привлекательной девицей‑бесприданницей, влюбленной в богатого судовладельца. Фильм, в котором сыграли Никита Михалков и Алиса Фрейндлих, публикой был принят с восторгом, а критиками нещадно обруган. Мягков в нем великолепно убедителен.

«Жестокий романс»

В 1986‑м Мягков получил звание народного артиста, с этого времени на экране он появлялся очень мало, предпочитая все силы отдавать театру, а свободное время проводить с женой. В 1992‑м он снялся в последнем фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон‑Бич опять идут дожди». В искрометной пародии на гангстерские киноленты он сыграл главаря мафии по кличке Артист, воплотив в каскаде изумительных комедийных сцен образы и Ленина, и Сталина, и Брежнева, и недотепистого эмигранта дяди Миши, под маской которого скрывался мафиози.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон‑Бич опять идут дожди»

Андрея Мягкова не стало зимой 2021 года, жена пережила его меньше чем на год — ушла следом за любимым мужем. «Счастье — оно даже не в том, что такой брак, а что такая женщина», — говорил Мягков. На Троекуровском кладбище Москвы они похоронены рядом — навсегда вместе, как были при жизни.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter