Укрощение строптивых

Бывший водитель автобуса, а ныне растениевод из Барановичей Михаил Готовчиц с супругой и двумя детьми-подростками живут в.
Бывший водитель автобуса, а ныне растениевод из Барановичей Михаил Готовчиц с супругой и двумя детьми-подростками живут в... оранжерее.

Под самыми окнами у них работает на полную мощность небольшая, но весьма производительная "фабрика". Подоконники, полки, столы и тумбочки - почти все горизонтальные поверхности в доме заняты сотнями банок и коробочек с разноцветными былинками и листочками. А "фабрикой" Михаил Федорович в шутку величает миниатюрный - площадью всего три сотки - палисадник.

Каждый квадратный сантиметр земли в нем тщательно ухожен и приспособлен для выращивания цветов и травок, родина которых в отдельных случаях находится за десятки тысяч километров от Беларуси. Все "фабричное" оборудование сводится к небольшой тепличке - шесть проволочных дуг, крытых полиэтиленом.

Но и с такой скромной "производственной базой" барановичский травовед добивается удивительных результатов.

На сегодняшний день Михаилу Готовчицу удалось собрать около 300 видов редких растений - прямо скажем, по количеству не первый результат в стране. Однако интересно содержание коллекции.

Сам владелец характеризует его так: травы лекарственные, пряно-ароматические и суперэкзотические.

- По натуре я романтик, - говорит Михаил Федорович. - Нравятся мне лес и лесные запахи. А заниматься травами - эта мечта у меня и вовсе с детства. Помню, как пил когда-то у бабушки (она родом из Ляховичского района) очень вкусные травяные чаи. Уже работая в автобусном парке, начал покупать литературу по растениеводству. Прочитывал все книги от корки до корки. И в какой-то момент решил попробовать... Недавно вот и к женьшеню подступился. А началось все с обычного чабера садового, который я впервые посадил, может, лет 15 назад. Чабер - это шикарная приправа. Может заменить многие пряности. Хорошо его и с чаем заваривать. Вслед за чабером появились тархун, душица и другие растения. Практически все они обладают лечебными свойствами.

- Вы, наверное, многие болезни вылечили без помощи врачей и аптеки?

- Лечение с помощью растений - это совсем другая область знаний. Я этим не увлекаюсь. У меня и специального медицинского образования нет. Я только из литературы знаю о лечебных свойствах того, что выращиваю. Да немного на себе проверял. Если горло болит, могу заварить чайку с чабрецом или фенхелем. Делаю для себя и близких общеукрепляющие настои. Тут хорош лофант тибетский. Он радионуклиды из организма выводит, иммунную систему укрепляет. Семена этого растения я недавно приобрел у кандидата биологических наук из Новосибирска и сейчас распространяю по всей Беларуси. Ведь многие травы каждый человек мог бы вырастить у себя на огороде. Ту же расторопшу - прекрасный радиопротектор, чистит печень и кровь. При этом растение не требует никаких особых усилий и заботы. И таких травок я готов перечислить три десятка.

- Если сами вы не пытаетесь врачевать, может, сотрудничаете с кем-нибудь из представителей медицины - официальной или народной?

- Приезжают ко мне видные медики и из Минска, и из Бреста. О народной медицине и говорить нечего. Меня особенно радует, что и официальная медицина не отмахивается от моих трав! Да и как отмахнешься, зная, на что они способны... Приведу несколько примеров. Есть в моей коллекции растение - катарантус, или барвинок розовый. Из него выделяют ценные алкалоиды, способные бороться с раком, лечить лейкемию. Семена катарантуса очень тяжело получить. Но я работаю, стараюсь. А люди уже ждут этих семян, целая очередь выстроилась. Или другое замечательное растение - стевия, медовая трава. Один килограмм сухого листа заменяет 40 килограммов сахара. Тоже тяжело выращивается, семян пока мало...

- Кстати, о семенах. Где вы достаете такую экзотику?

- Сначала покупал в белорусских магазинах. Теперь заказываю или обмениваюсь с нашими коллекционерами-ботаниками и даже из-за заграницы - России, Польши, Голландии.

- А удобрения?

- Я химией не пользуюсь, да она и не нужна. Все подкормки добываю исключительно из растительного сырья. Вкупе с тщательным уходом этого достаточно.

- Наверное, есть у вас в коллекции особые любимцы?

- Цветы. Мне очень нравятся ароматы! В этом году начну массово выращивать гибридную гвоздику - "радугу любви". Это божественный запах! Есть и другой цветок, называется "ночная сладость" - аромат для влюбленных.

- Говорят, вы и духи пробовали сделать?

- Да. Прочитал рецепт в одном из журналов. Чтобы создать духи, нужны эфирные масла. Фармацевтическая промышленность для их получения использует сложное лабораторное оборудование. Но есть и более простой путь. Требуются растения, которые содержат много эфирных масел, - та же лаванда, мелисса, шалфей мускатный. Все это у меня растет. Надо собрать с них цветки и залить растительным маслом самого высшего качества, например дорогим оливковым. Неделю или две масло настаивается, получается основа. Затем добавляют в определенном количестве - по нескольку капель - глицерин и водку...

- И что, получилось?

- Честно скажу - пока нет. Когда впервые пытался сделать духи, не было подходящих цветов-эфироносов. Зато теперь хочу повторить попытку - с лавандой и гвоздикой. Должно получиться.

...Сам Михаил Федорович говорит, что его главная цель - обуздывать необуздываемое. К нему в коллекцию попало немало экзотов, и многие - отнюдь не с покладистым белорусским характером. А хочется каждое приучить к нашему климату, чтобы целебные силы диковинных трав помогали и нашим людям. Только представьте, что женьшень, медовая трава и "радуга любви" растут на каждой второй дачной грядке. А за флаконом изысканных духов модницы ездят не в Париж, а, например, в Барановичи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter