События в причерноморских степях перекраивают расчеты политиков по обе стороны Атлантики

Украинский клин

Чем ближе зима, тем явственнее становится стратегический тупик, в который стороны противостояния зашли в Украине. С одной стороны, после сентябрьских успехов ВСУ под Харьковом российская армия перешла к активной обороне на всем протяжении линии фронта. Готовится к обороне и возможному прорыву дамбы Каховского водохранилища Херсон, в ЛНР инженеры «группы Вагнера» создают 200‑километровую фортификационную линию. Ожидается прибытие 300 тысяч мобилизованных. С другой стороны, темпы продвижения украинцев в ходе их контрнаступления значительно снизились, а в районе населенного пункта Кременная ВСУ и вовсе покинули несколько занятых ранее поселков. Это может быть естественным процессом, связанным как с выдыханием наступательного порыва, усталостью войск и растяжением линий логистики, так и с поиском слабых мест в обороне российских подразделений.


Крепость на Днепре

Движения армий в этом конфликте не всегда подчинены требованиям передовой военной мысли, но частенько обусловлены политической ситуацией.
Особенно характерно это для украинской политической верхушки, напрямую подчиненной западным кураторам. Поэтому попытку наступления ВСУ на правом берегу Днепра в районе Херсона нужно рассматривать не только как чисто военную операцию, но и как продиктованный политическими требованиями шаг.

Киев поставил украинским военным задачу любой ценой захватить Херсон и Запорожскую АЭС, причем сделать это до проведения промежуточных выборов в конгресс США 8 ноября.

Херсон был занят в марте после незначительных боевых столкновений и сейчас является образцом и витриной позитивных изменений, которые могут ожидать Украину в результате денацификации и демилитаризации.
Для обеих сторон Херсон имеет не только военное и логистическое значение, но и символическое. Понимают это и кукловоды Зеленского на Западе: падение города будет означать для них успешность поддержки режима и возможность доказать начинающему негодовать населению Франции, Германии и других стран эффективность помощи Украине.
Однако есть еще один момент, объясняющий спешку ВСУ, также лежащий в плоскости политических интересов США. Там 8 ноября пройдут выборы в конгресс, который сейчас находится под контролем Демократической партии. На них будут заполняться все 435 мест в палате представителей и 35 из 100 мест в сенате, а также избираться губернаторы в 39 штатах и территориях страны. Изменения могут произойти нешуточные, и демократам кровь из носу необходимо показать избирателям эффективность внешней политики, на которую они традиционно опираются в своих программах. На фоне громкого прошлогоднего провала в Афганистане, сомнительных полетов старушки Пелоси над Тайванем и целого вороха внутренних проблем представители американского истеблишмента ожидаемо делают ставку на Украину.


Захватить любой ценой

«Киев поставил украинским военным задачу любой ценой захватить Херсон и Запорожскую АЭС, причем сделать это до проведения промежуточных выборов в конгресс США 8 ноября, чтобы продемонстрировать Вашингтону видимые успехи», — заявил член ВГА Запорожья Владимир Рогов.


На этом участке действительно собрана немалая наступательная группировка, оснащенная вооружением со всего мира. Однако сейчас попытки наступления заканчиваются для украинцев разгромом, как это было в районе Берислава, где под сосредоточенным огнем российской артиллерии и десантников была уничтожена проводившая разведку боем крупная группа ВСУ.
Политическая ангажированность наступления на Херсон может сыграть на руку армии РФ, заставив противника в спешке совершать вынужденные ошибки и тратить людской и технический ресурс в бесплодных попытках прорыва. Тем более если расчет верен и датой, под которую подвязана операция, действительно является выборное 8 ноября, то время играет на руку генералам нашей восточной соседки. Правда, им предстоит решить ряд непростых задач: завершить эвакуацию мирного населения из областного центра и его окрестностей, превратить Херсон в город-крепость и разобраться с болезненной проблемой логистики.



В случае проигрыша в битве за Херсон последствия для Украины и поддерживающей ее западной коалиции могут оказаться весьма болезненными как на тактическом, так и на стратегическом уровне.
Так, разгром у стен приднепровской крепости крупной и хорошо оснащенной группировки откроет россиянам путь на Николаев и Одессу. На макроуровне же отсутствие желто-синего флага на херсонских флагштоках грозит вылиться в поражение демократов на выборах и серьезную трансформацию политического ландшафта в Штатах.

Украина — не единственная проблема

А это, в свою очередь, запустит крайне неприятный для Зеленского и его клики процесс организации бесконечных проволочек в поставках оружия. Лидер республиканцев в палате представителей Кевин Маккарти весьма прозрачно намекнул, что в случае победы его партии на выборах военная поддержка Киева значительно сократится.

Сбой поставок оружия и саботаж решений Байдена в конгрессе поставят под удар наполеоновские планы стратегов Зеленского.

«Украина важна, но в то же время это не должно быть единственной проблемой, и нельзя выписывать чеки без указания суммы», — подчеркнул Маккарти.
Демократия и борьба за мир во всем мире путем поставки реактивных систем и танков — это хорошо, но кто будет платить за невиданный праздник щедрости?
При этом республиканцы имеют неплохие шансы поставить под контроль палату представителей и упрочить позиции в сенате. А это открывает некоторые перспективы к сдвигу украинского конфликта с мертвой точки — сбой поставок оружия и саботаж решений Байдена в конгрессе поставят под удар наполеоновские планы стратегов Зеленского.


Северное Сомали

Пока Америка погрузилась в увлекательный выборный ералаш, европейские страны переживают кризис, грозящий вылиться в череду внутренних конфликтов. Уже больше недели продолжается масштабная забастовка во Франции — более 100 тысяч человек митинговали против высоких цен на электроэнергию, инфляции и требовали незамедлительно принять меры экономического спасения. Не обошлось и без традиционных стычек с полицией и битья витрин в Париже.


Схожие процессы протекают и в Молдове, где власти разгромили палаточный лагерь недовольных политикой Майи Санду — их в соответствии с модными русофобскими тенденциями окрестили пророссийскими демонстрантами, хотя требования касались исключительно внутренней повестки.
Все это произошло на фоне заявлений министерства обороны страны о возможности частичной мобилизации в случае изменения ситуации в Украине и прибытия на молдавскую территорию значительного числа румынских и британских военных.


Молдавские и французские протесты — малая толика, первые всполохи всеевропейского недовольства, которое копится в умах возмущенного политикой своих властей населения. А оно все чаще требует ответа от избранных лидеров, но получает отговорки в стиле «надо немного потерпеть, ведь мы помогаем сражаться Украине». Однако восприятие мира среднестатистическим Жаном или Гансом таково, что соглашаться с действиями правительства он будет ровно до того момента, как деньги на очередную партию броневиков для ВСУ не заберут у него из кармана.
Статистика — штука неумолимая: поддержка санкций против России и Беларуси в Европе падает по мере приближения зимы, истощения запасов топлива и разгона инфляции.

Общество раскачивается

Даже по официальным данным (а мы знаем, как любят играть с цифрами западные счетоводы), одобрение развернувшейся санкционной вакханалии упало во Франции с 72 процентов в марте до 67 — в апреле, а в Германии и того резче — с 80 процентов до 66. И это только данные за сентябрь, до французской топливной катастрофы и массовых забастовок.
Любой протест не может долго оставаться статичным. Либо оппоненты в лице власти идут на уступки, либо протест подавляется, либо верх среди митингующих берут радикалы, и тогда с высокой долей вероятности вскоре проливается кровь.
Первый вариант вряд ли возможен — ни верхушка Евросоюза, ни национальные правительства не демонстрируют готовности восстанавливать с Беларусью и Россией нормальные деловые контакты. А некоторые при всем желании уже не могут — например, Германия, которая и хотела бы получить немного газа, но какие-то злодеи уничтожили трубопроводы на Балтике.


«Грядущей зимой не будет большой неожиданностью, если в некоторых развитых странах Европы вспыхнут гражданские беспорядки в более серьезной форме», — замечает ведущий аналитик компании по управлению рисками и глобальному консалтингу Verisk Maplecroft Торбьорн Солтведт.
Последствия незаконных санкций и растраты государственных бюджетов выливаются в появление целого ряда системных проблем, которые все сильнее раскачивают не готовое к лишениям тепличное западное общество. Больше всего страдают рабочий и средний классы, которые теряют средства к существованию из-за массового закрытия производств.

Политика разложения

Они и так получили финансовый нокдаун во время ковидных ограничений и разуверились в политиках. И теперь еще не вполне оправившимся людям предлагается опять сидеть дома, только с поправкой на то, что в квартирах будет холодно, электричество станут подавать по часам, а связь и водоснабжение могут отсутствовать долгое время.
 
Грядущей зимой не будет большой неожиданностью, если в некоторых развитых странах Европы вспыхнут гражданские беспорядки в более серьезной форме.
И в этом случае аргументы вроде «потерпеть за Украину» уже не работают. Слишком четкой стала социальная дезинтеграция в западноевропейском обществе — и холодная зима без достаточного энергоснабжения вполне может оказаться той самой последней каплей, которая переполнит чашу гнева.
Еще одним следствием усиления протестной активности и раскручивания спирали насилия на улицах неизбежно становится пробуждение левых и правых радикалов. Их программа-минимум — заработать побольше политических очков для будущих электоральных кампаний. Ну а максимум — конечно, ворваться на волне народного недовольства в высшие эшелоны власти без унылой предвыборной канители.


Немецкую волну протестов уже пытаются оседлать местные ультраправые из «Альтернативы для Германии» — их символика все чаще мелькает на митингах против повышения цен и поставок оружия в Украину, а некоторые манифестации и вовсе проходят под руководством местных партийных лидеров.
Украинский кризис продолжает исподволь разлагать коллективный Запад, выбрасывая политиков из уютных кабинетов и выводя негодующие толпы из холодных квартир на улицы. Невероятно, но факт: майданная зараза, принесенная девять лет назад в Киев, теперь набрала силу и грозит превратить Европу в эдакое северное Сомали с вечной властной чехардой, электричеством на пару часов в сутки и колоритными полевыми командирами в качестве безусловных лидеров мнений.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter