Уходящая натура

Моцарт с улицы Дудаева Появился этот бизнес, как известно, с обретением нашей страной независимости в 1991 году.
Моцарт с улицы Дудаева

Появился этот бизнес, как известно, с обретением нашей страной независимости в 1991 году. Сначала в Польшу возили разлитый в литровые бутылки спирт с оригинальными названиями "Ройял" и "Моцарт" и сигареты дорогих марок. Покупали все это на брестской "улице генерала Дудаева" (официально - улице Богданчука) у чеченских торговцев, которые в ту пору населяли в городе над Бугом целый квартал.

Многие тогда и не знали толком, сколько спирта и сигарет можно провозить через границу. Люди влезали в долги, вкладывая бешеные деньги в партию из десятков бутылок "Ройяла" и блоков "HB", штурмовали идущие в Тересполь или Бяла-Подляску электрички (в вагон садились через одну дверь и все окна) и... надеялись: вдруг пронесет! Многие "попадали", некоторым везло. К 1993 - 1994 годам самые удачливые из спиртовозов уже катались на хороших иномарках и присматривали земельные участки под будущий коттедж.

Еще через пару лет ночные штурмы поездов прекратились. Законы в Польше изменились в сторону ужесточения таможенных правил. А нелегальный вывоз подакцизных товаров стал принимать просто ювелирные формы. Самые крутые контрабандисты, действовавшие организованными интернациональными группами, переправляли спирт - до сотни, а то и больше литров - прямо в локомотивах, деля барыши с польскими машинистами. Такой бизнес требовал серьезных капиталовложений, но и приносил баснословные прибыли. Простые граждане тем временем стали осваивать искусство маскировки.

Пока ограничения касались только спирта, его возили в темных винных бутылках. Позже люди придумали еще десятки способов обмануть польскую таможню. Спирт в полиэтиленовых мешках упаковывали в аккуратно вскрытые и вновь запаянные молочные пакеты "тетра-пак". Подкрашенный йодом, разливали в пластиковые "торпеды" из-под напитка "Дюшес" (после спирт обесцвечивался таблеткой аскорбиновой кислоты). Рассказывают, что однажды некая молодая брестчанка на глазах у польских таможенников отхлебнула из такой бутыли добрых сто граммов 96-градусной "газировки", чтобы убедить фискалов - ничего такого она не везет.

Спирт прятали в полиэтиленовых пакетах в двухлитровые термосы с колбой на 250 миллилитров. Шили юбки и лифчики (специальные жилетки) с множеством карманов с внутренней стороны. Физически крепкая женщина средней комплекции, превратившись в этакую пышку, могла перевозить на себе до 50 (!) литров.

Отдельный сказ про то, что вытворяли с транспортными средствами, основной поток которых шел через пункт пропуска "Варшавский мост". Едва ли не самый элегантный способ - перевозить спирт в бензобаке мотоцикла. Бензин при этом находится в 200-граммовой бутылочке, укрытой среди частей двигателя. В легковушках тайники устраивали буквально везде. Например, под приборной панелью "Мерседеса-123" через "бардачок" прятали 12 блоков сигарет. В кузовах машин "варили" дополнительные баки, которые выглядели настолько по-фабричному, что таможенники иной раз и подумать не могли, что это - лишняя деталь. Наконец, даже полые бамперы превращались в резервуары для спирта.

Конечно, всякий новый способ не был универсальным. Рано или поздно таможня умудрялась вычислять любой тайник. Кроме того, не обходилось и без чрезвычайных происшествий. Несколько раз спиртовозы устраивали пожары: если в каком-либо из нательных пакетов образовывалась маленькая дырочка, достаточно было всего лишь прикурить... Два человека сгорели заживо...

Пан или пропал!

Несколько лет назад поляки установили для жителей приграничья жесткую норму: одна пачка сигарет и всего пол-литра спиртного (любого) на человека. Для белорусов из восточных пределов правила ввоза товаров подакцизной группы оказались мягче - литр и блок. При этом до поры польские таможенники особенно не вникали, кто едет - брестчанин или, к примеру, минчанин. По крайней мере, личных досмотров "челнокам" почти никогда не устраивали. Поездки в Польшу - главным образом в приграничный Тересполь - по-прежнему приносили хороший доход, если "челнок" совершал их ежедневно, а то и по два-три раза в день. Одна ходка давала в среднем 5 долларов чистой прибыли.

Впрочем, и эта поблажка, оказывается, была предоставлена неспроста. За несколько месяцев до появления польских виз всех, кто возил через границу спиртное, внесли в отдельную электронную базу данных. Собранные сведения проанализировали. И в отношении наиболее ретивых спиртовозов, видимо, сделали соответствующие выводы. По крайней мере, когда дело коснулось выдачи виз, получили их не все, кто обратился в генеральное консульство Польши в Бресте...

Примерно в то же время польская сторона пошла еще на один шаг, который нашим контрабандистам особенно не понравился. Раньше таможенный контроль поляки осуществляли совместно с белорусскими коллегами на территории пункта таможенного оформления "Варшавский мост". А с октября этого года аналогичную процедуру стали повторять и на польской стороне, причем с особым пристрастием: оказавшись на другом берегу Буга, пойманный на контрабанде "челнок" уже не мог так просто вернуться назад. И после того, как несколько белорусских авто со спиртом в Тересполе выпотрошили и конфисковали (с 1 октября этого года появился в польском законодательстве и такой параграф), поток спиртовозов упал почти до нуля. Машины, конечно, "на спирте крутятся" самые старые и "дохлые", и полякам они совершенно не нужны. Но для нашего человека это была ощутимая потеря.

Тайны новых "челноков"

Теперь многим из бывших брестских виртуозов-контрабандистов свой богатый опыт девать некуда. Впрочем, не все остались без работы. Кто раньше ударно трудился "на вывоз", сейчас переквалифицировался "на ввоз". Не секрет, что в Польше многое из бытовой техники, домашней электроники, мебели и прочего можно купить дешевле, чем у нас. При этом на границе поляки еще и налог на добавленную стоимость - по-польски WAT (на различные виды товаров он составляет от 7 до 22 процентов) - возвращают иностранному покупателю. Таким образом, телевизор или стиральная машина, купленные у западных соседей, в итоге будут стоить дешевле, чем у любого белорусского оптовика.

Правда, и здесь есть свои "но". Любая страна на ввозе защищает свои экономические интересы. Поляки отбиваются от безакцизного спирта из Беларуси. А наши таможенники соответственно пытаются сдерживать поток дешевых товаров из польских "хуртовен" и "склепов".

Белорусские правила разрешают одному человеку ввозить в страну без уплаты пошлины до 50 килограммов промышленных товаров и 10 кг сельхозпродукции. Если везешь от 50 до 200 кг, на таможне придется раскошелиться: за мебель заплатить 50 процентов к цене, за остальные товары - по 2 евро за каждый килограмм веса сверх беспошлинных 50 килограммов.

Ну а для тех, кому и двух центнеров мало, существует так называемая общая процедура таможенного оформления, в принципе рассчитанная на юридических лиц. Суть ее в том, что человек до выезда за товаром в Польшу кладет на депозит таможни некую сумму, примерно равную будущей пошлине. Реальная пошлина по возвращении "челнока" вычитается из этой суммы. С точки зрения частника подобная процедура слишком сложна и дорого обходится. Требовался другой способ...

И он был найден! Новая бизнес-стратегия созрела моментально. Предприниматель из Беларуси загружал в Польше свой микроавтобус несколькими сотнями килограммов товара. А перед самой границей усаживал к себе группу "челноков" (как правило, ездивших в Польшу за мясным - оно там тоже дешевое и в Бресте с выгодой продается), "бравших на себя" то телевизор, то разукомплектованную стиральную машину или холодильник, то ящик краски и т.д. На белорусской таможне каждый пассажир в "бусе" получался с нормой. Истинный хозяин груза никаких пошлин не платил, зато каждого из попутчиков премировал суммой в 5 - 10 долларов.

Товар впоследствии попадал на прилавки мелких брестских "комков", где продавался дешевле, чем аналогичный отечественный в любом государственном магазине. Имеется и другой вариант: за "Варшавским мостом", буквально за шлагбаумом, содержимое нескольких микроавтобусов перегружают в одну фуру, которая идет в Россию. Как говорится, ловкость рук...

Страна при этом, конечно, теряет. Но рядовой-то покупатель рад сэкономить. А "челноки" - рады стараться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter