Уходя — уходи?

Кто сказал, что возвращаться — плохая примета...
Кто сказал, что возвращаться — плохая примета...

Уходя — уходи. Золотые слова, и тот, кто в свое время произнес их, был совсем неглупым человеком. По крайней мере, жизнь он знал. Знал, что попытки войти в давно утекшую реку редко заканчиваются чем–то хорошим. В спорте — особенно. Не зря же медики, имеющие опыт работы с элитными атлетами, считают, что год простоя в большом спорте можно сравнивать с инфарктом в обычной жизни. В смысле уровня результатов, конечно, хотя на здоровье подобные метания также отражаются не лучшим образом. Впрочем, когда впереди маячит возможность неплохо заработать, о таких «мелочах» думают редко.

Иногда они возвращаются

Возвращенцы в спорте были всегда. Взять, скажем, «Формулу–1» и престарелого «британского льва» Найджела Менселла. Можно еще футбол с хоккеем упомянуть, где померкшие звезды зачастую играют до тех пор, пока их вежливо не попросят из клуба–аутсайдера чемпионата какой–нибудь «банановой республики». Или, скажем, профессиональный бокс: последние заявления Виталия Кличко и попытки «дедушки» Эвандера Холифилда вернуться на вершину рейтинга хотя и вызывают немало вопросов, но мало кого способны удивить. Зарплаты автогонщиков, теннисистов или футболистов, как и гонорары боксеров–профессионалов, во все времена лежали в районе тех сумм, за которые, как говорится, не грех рискнуть и здоровьем, и именем. Биатлонисты, лыжники, легкоатлеты и прочие представители не столь коммерчески успешных видов спорта тоже не бедствовали, но о таких цифрах могли лишь мечтать. Потому и рассуждения о том, что «уйти нужно красиво и вовремя», в чести были. Сегодня ситуация иная.

Золотые пули

Еще года 2 — 3 назад сумма 25 тысяч евро, которую в нынешнем сезоне получит обладатель биатлонного Кубка мира, казалась нереальной. Сегодня в каждой гонке лидеры делят между собой 30 тысяч евро, и желающих вмешаться в этот спор предостаточно. Не потому ли лица, мелькающие на пьедесталах, остаются в общем–то знакомыми даже после казавшегося массовым «исхода ветеранов». И у мужчин, и у женщин лидерам и их ближайшим преследователям — за 30, а средний возраст сильнейших десяток весьма и весьма близок к этой цифре. И ни 38–летний норвежец Харвалд Ханеволд, ни его 36–летняя соотечественница Анн Элен Шелбрейд, ни 35–летний россиянин Сергей Рожков не намерены пока уходить с лыжни. На этом фоне ничуть не удивительным выглядит заявление дисквалифицированной 32–летней россиянки Ольги Пылевой «во что бы то ни стало вернуться в большой спорт». Это ли не повод поставившей лыжи в угол Елене Зубриловой (которой, кстати, «всего» 34) последовать примеру занимающей четвертое место в нынешней кубковой классификации 34–летней шведки Анны–Карин Олофссон или своих давних подруг–соперниц: о желании вновь взять в руки винтовку заявляют не только 31–летняя Альбина Ахатова и 29–летняя Ольга Зайцева, но даже успевшая попробовать себя в роли депутата законодательного собрания Челябинской области Светлана Ишмуратова...

Бегом за длинным евро!

Еще одним видом спорта, рискующим в ближайшее время пополнить ряды возрастных, становятся лыжные гонки. Ревность к «младшему брату» — биатлону, которому телевидение и богатые спонсоры уделяют больше внимания и выделяют больше средств, заставила боссов Международной федерации лыжного спорта (FIS) активнее искать способы привлечения внимания зрителей и мировых телеканалов к своим соревнованиям. Результатом попыток вернуть лыжным гонкам былые ведущие позиции среди зимних видов стала первая в истории лыжная многодневка «Тур де ски». «В преддверии чемпионата мира лишние нагрузки даже вредны для здоровья, но ради таких денег (призовой фонд гонки составлял аж 635 тысяч евро. — Прим. авт.), думаю, можно рискнуть», — слова наставника женской сборной России Алексея Прокуророва как нельзя лучше отражают настрой тех, кто вышел на ее старт. Победителем и обладателем 112 тысяч франков (плюс бонусы за отдельные этапы) стал 30–летний немец Тобиас Ангерер, и среди участников гонки он был отнюдь не самым возрастным. В «прекрасной части» протоколов гонки ситуация аналогичная: среди преследовательниц 31–летней Вирпи Куйтунен из Финляндии, выигравшей женский «Тур», значились 34–летняя чешка Катерина Нойманнова, 35–летняя россиянка Ольга Завьялова или, скажем, 32–летняя украинка Валентина Шевченко...

Останься, молодость!

Еще одним видом спорта, где возвращения в последнее время стали нормой, является фигурное катание. Уж сколько прочили Евгению Плющенко окончание карьеры, а он все равно выступает, и при этом еще как! Но Евгений — ладно: он, несмотря на все слухи, и не уходил никуда. А вот прошлогодние олимпийские чемпионы в парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин уходили. Но, потанцевав в американских ледовых шоу, решили, что в любительском спорте сказали еще не все последние слова, вернулись в Россию и уезжать оттуда пока не собираются. Еще один пример спортивного долголетия — Ирина Слуцкая. Вернувшись на лед после тяжелой болезни, в прошлом году 27–летняя спортсменка распрощалась с любимым спортом, однако не исключено, что расставание будет недолгим. «Честно говоря, я не знаю, что со мной будет даже через пять минут, — призналась недавно Ирина, осваивающая в настоящее время азбуку шоу-бизнеса. — Сейчас могу сказать одно: пока не хочу ставить точку. А там, думаю, все само собой должно решиться».

Как оно решится, Ирине может, например, много рассказать еще одна российская суперзвезда от спорта Алина Кабаева. Та с гимнастического ковра уходила уже не раз. И на возраст ей указывали, и лишними килограммами попрекали, и невоздержанность в светских тусовках вменяли в вину — а ей все нипочем! 24–летняя (по меркам художественной гимнастики — возраст почти запредельный) олимпийская чемпионка вновь и вновь возвращалась, причем так, словно и не уходила никуда.

Примеров, пусть менее значимых, но оттого не менее показательных, можно найти еще немало. Деньги лишними не бывают, а потому не исключено, что свою дорогу наверх молодежи с каждым годом находить будет все труднее. Впрочем, принцип здоровой конкуренции еще никто не отменял, а звезды, пусть и «престарелые», все же остаются востребованными публикой, а значит, полезными для бизнеса, именуемого «профессиональный спорт».


Настоящий полковник

В мировом списке биатлонных «стариков-разбойников» одно из первых мест по праву отдано россиянину Сергею Чепикову, которому на днях исполнилось 40! Вдумайтесь: этот человек, который

в Турине–2006 добыл серебряную награду в составе эстафетной четверки, впервые попал на олимпийский пьедестал аж... в 1988 году. С его именем связан и первый российский Кубок мира, и 18 наград Олимпийских игр и чемпионатов мира (из которых 3 золотые, 11 серебряных и 4 бронзовые). Недаром за ним закрепилось уважительное прозвище — Полковник.

После «золота» на своей третьей Олимпиаде в 1994 году в Лиллехаммере Сергей неожиданно для всех объявил о переходе из биатлона... в лыжные гонки. Результатом «эксперимента» стало четвертое место в эстафете на Олимпиаде–98 в Нагано, после которого он решил... уйти из спорта. Уйти, чтобы через 3 года (в течение которых Чепиков открыл магазин, снялся в кино, пробовал поступить в консерваторию и заняться политикой) сенсационно появиться в составе... все той же биатлонной сборной! Сенсацией стали и его результаты: 4–е место в олимпийской эстафете и серебряная медаль в эстафете на чемпионате мира в Ханты–Мансийске. Через год (в 36 лет) Сергей установил своеобразный мировой рекорд: 1–е место на одном из этапов Кубка мира 2003/2004 — через 10 лет после своей предыдущей победы и через 15 лет после своей первой победы на соревнованиях такого уровня. В следующем сезоне к этому достижению добавился еще и неофициальный титул самого возрастного спортсмена, выигравшего медаль на чемпионатах мира. К сожалению, в огромной коллекции его наград до сих пор нет «личного» «золота» мирового первенства. И, похоже, уже не будет. В составе российской сборной, которая со дня на день в итальянском Антхольце выйдет на старт очередного чемпионата, фамилии Чепикова нет: чуть более недели назад двукратный олимпийский чемпион «добровольно» покинул расположение национальной команды. «После туринских Игр я выразил желание остаться в спорте и продолжить подготовку к Олимпиаде–2010, — объяснил свое решение Сергей. — Исходя из этого, нынешний сезон был запланирован в качестве переходного: после прошлогодних гигантских нагрузок следовало привести организм в порядок. Команде же нужны только награды, а я к ним сегодня не готов...» Продолжение следует?

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter