Нарушения памяти и дезориентация, головная боль: невролог рассказала о когнитивных нарушениях после COVID-19

Удар по нервам

С закрытием больничного окончательно распрощаться с ковидом удается далеко не каждому пациенту. Коварный вирус еще долго напоминает о себе то повышенной утомляемостью, то выпадением волос. И это еще не самые страшные последствия инфекции. Как правильно восстанавливаться и не пропустить предупреждающие звоночки, узнали у врача-невролога Могилевской областной больницы медицинской реабилитации Лилии Байбуриной. Специалисту всего 30 лет, но профессионального опыта ей не занимать. Работу реабилитологом Лилия Геннадьевна совмещает с дежурствами в приемном отделении Могилевской больницы №1.


Никогда не сомневалась, кем хочу стать, — рассказывает медик. — Родители-врачи привили безоговорочную любовь к профессии и мне. Да, бывает непросто, но слова благодарности от пациентов и их близких дорогого стоят. Появляются силы работать, несмотря на сложный график, усталость и плохое настроение. А пандемия только убедила меня в правильности выбора.

В красную зону Лилию Геннадьевну вызывают коллеги, когда видят у больного неврологические нарушения, а значит — часто. Головные боли, бессонница, резкие перепады настроения, ломота в мышцах, ишемические инсульты. Сюда же относится потеря вкуса и обоняния. Нередко у пациентов бывают дезориентация во времени и пространстве и даже нарушения памяти.

— Иногда они не могут назвать свое имя, — говорит врач. — Или, например, думают, что им 45 лет, хотя на самом деле уже за 80. У нас лежит пенсионерка, которая до ковида сама ходила в магазин, убирала в доме, и главное — не имела проблем с памятью. Но в один из дней не смогла назвать имя мужа, когда тот ей позвонил. Дальше оказалось, что она не помнит дни рождения близких и не понимает, какой сейчас год.


Таким больным к основному лечению назначают дополнительные медикаменты в зависимости от симптоматики. Подключаются к работе психологи и даже психотерапевты. А вот в домашних условиях львиная доля успеха в восстановлении после ковида лежит на семье пациента:

— Важно войти в положение больного и не злиться на него, чтобы еще больше не нервировать. Не перегружайте вопросами, повесьте на видном месте календарь и часы. Пусть он читает простые тексты и пытается их пересказать. Важно регулярно измерять температуру и контролировать дыхание, чтобы избежать нехватки кислорода. Не стесняйтесь обратиться за помощью к врачу — если упустить драгоценное время, проблема может перерасти в хроническую или принять опасные формы. Хотя у подавляющего большинства переболевших работа мозга со временем приходит в норму.

Когда же критических проблем с памятью нет, но человек сам понимает, что чуть «подтормаживает», врач советует следовать простым правилам: соблюдать режим сна и отдыха, правильно питаться, не пренебрегать умеренной физической активностью, пропить курс поливитаминов. При чрезмерной раздражительности и сильном выпадении волос не лишним будет проверить гормоны щитовидной железы и уровень витамина D.

— И главная рекомендация — вакцинируйтесь! — заключает Лилия Байбурина. — У нас в палатах только один из десяти пациентов с прививкой, остальные — без. Я и сама привилась, хоть переболела. Поступили так и многие мои пациенты. Вот вам пример. В январе из одного района привезли молодую женщину. Она лечилась от ковида дома, потому что переносила его легко, но на четвертый день резко перестала узнавать домочадцев, а ее речь больше напоминала бред. Испуганная семья вызвала скорую. Пациентке становилось плохо час от часа, она перестала чувствовать руки и ноги, не понимала, где находится. Месяц в реанимации, затем столько же на реабилитации… Сейчас, к счастью, поправилась и сделала прививку — говорит, больше так болеть не хочет.

Такого же мнения придерживаются более трех миллионов белорусов, которые уже сделали прививку от коронавируса. Напомним, до конца года наша страна планирует потратить на борьбу с ковидом 2 миллиарда долларов — колоссальные средства, особенно в разгар пандемии. Дело, конечно, не в деньгах, но все же: государство готово лечить абсолютно всех пациентов, однако будет куда лучше, если вы обезопасите себя с помощью вакцины и даже в случае заражения не попадете в стационар, а останетесь лечиться амбулаторно. Ради своего же блага.

КСТАТИ

Минским неврологам встречались случаи одного из самых страшных последствий ковида — острой воспалительной полирадикулонейропатии. При этом заболевании повреждаются многие периферические нервы, иннервирующие мышцы. Вплоть до того, что человек забывает, как дышать и глотать.

solovieva@sb.by

Фото из личного архива Лилии БАЙБУРИНОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter