Удачный прием

Радость от начала дачного сезона для многих оказалась омрачена...

Радость от начала дачного сезона для многих оказалась омрачена. Кто–то обнаружил свежие норы проснувшихся кротов, другие — померзшие яблони, а некоторые, как я однажды, — выбитые стекла, взломанные двери и пропавшие вещи. Кто и когда обокрал вашу фазенду, выяснить очень сложно. Может, это случилось за два дня до приезда хозяев, а может, три месяца назад. Тогда следов не найдешь, поэтому и раскрывают не более четверти таких преступлений. Как обезопасить свое имущество на время долгого отсутствия? Чтобы лучше разобраться во всех охранных сложностях, я решил взглянуть на загородные дома глазами... вора.


Многие сейчас сдают дома под охрану. Говорят, это самый надежный способ. Что ж, проверим, смогу ли я украсть что–нибудь из коттеджа, нашпигованного электроникой. Вместе с начальником отдела Минского областного управления департамента охраны МВД Андреем Репенко отправляемся в поселок Опытный, недалеко от Боровлян, заодно проконтролируем работу его подчиненных. Мою задачу усложняет то, что многие люди живут там постоянно, а не только приезжают на выходные. Впрочем, воруют ведь из многоэтажных домов в городах, так что тут уж я точно справлюсь.


12 долгих минут...


Вот довольно респектабельный коттедж (владелец его, как потом выяснится, — известный стоматолог), поживиться явно есть чем. Хозяев дома нет, но ворота почему–то открыты, даже через забор лезть не придется. Бдительных старушек на соседних огородах не видно, прохожих на улице с романтическим названием Любимая пока тоже. На часах 15.20 — самое время. Большинство квартирных краж, собственно, и происходит с 11 утра до 4 дня, когда хозяева на работе.


В дом решаю не заходить. Если обложат, шансов уйти никаких, игра закончится, не успев начаться. Пусть будет так: я быстро «свистнул» что–то ценное и «делаю ноги». По легенде, меня спугнули соседи, они же описали подозрительного субъекта. Итак, поехали! Срабатывает сигнализация — надо уходить!


Максимум у меня есть 7 минут. Иду спокойно, сильно не спешу, чтобы не привлекать внимания. Никакие баулы меня не выдают, за спиной обычный рюкзак. Это в 1990–е выносили телевизоры, видеомагнитофоны и норковые шубы. Сегодня самая объемная добыча воров — ноутбук или DVD–плейер. В голове крутится: «Куда бы направился преступник?» В лес! Там легче всего спрятаться.


До окраины поселка добираюсь спокойно. Рабочие на стройке, дедуля с собакой — никто не обращает на меня внимания. Захожу в чащу. Все, тут меня точно не найдут. Становится даже неинтересно. К тому же куда я пройду через этот лес? Есть риск заблудиться и выйти прямо в руки тем, кто меня ищет. Нет, лучше прорываться к знакомой дороге и быстро уезжать в город, там не поймают.


Скажете, преступник заранее продумал бы пути отхода? Ошибаетесь, опытный «медвежатник» вовсе не стал бы лезть в дом с сигнализацией — себе дороже. На объекты под охраной покушаются чаще всего «залетные»: алкоголики, наркоманы, бомжи, только освободившиеся из мест не столь отдаленных — как раз «дачный контингент». Хотя попадались и матерые воры. Например, как–то хозяин красил дверь, а считывающее устройство сигнализации закрыл пивной пробкой, чтобы не испачкать. Преступник не заметил, взломал замок и залез, а на выходе его уже ждала группа задержания. Главное — не проколоться на какой–нибудь мелочи! С этой мыслью выхожу и двигаюсь вдоль леса. Лучше бы, конечно, не высовываться, но листьев еще толком нет, все видно. Человек, бредущий по кустам и бурелому, когда рядом дорога, выглядит подозрительно. Не грибы же я там собираю.


...и доли секунды


Из–за поворота появляется милицейская «девятка». Успеваю взглянуть на часы — 15.32. Лихорадочно оглядываюсь по сторонам. Рядом какая–то стройка, там можно спрятаться. Ускоряю шаг, но не бегу, может, еще не заметили. «На месте!» — жесткий окрик не предвещает ничего хорошего. И как они успели так быстро подъехать?


Бежать или не стоит? В голове крутятся слова Андрея Репенко: «Только не дергайся, а то стрелять будут». Хотя вряд ли, мы же не на Диком Западе. Оружие у нас применяют только в крайнем случае. Гораздо страшнее, если в машине собака, как пишут в милицейских сводках, «для психологического воздействия». Хороша психология — зубами за ногу! Все эти мысли проносятся буквально за доли секунды, не успеваю даже обернуться.


Удар под колено, сильный толчок в спину — и я уже на земле. Руки за спиной, в затылок упирается ствол. А он вовсе не холодный, как пишут в дешевых детективах, пытаюсь запомнить малейшие подробности. Это мешает сделать резкая боль в плечах — на запястьях защелкиваются наручники. Две пары сильных рук поднимают мои девяносто с лишним килограммов, как пушинку. «Лицом на капот!» Да уж, с бандитами они не церемонятся (хотя, как потом выяснилось, начальник успел намекнуть группе задержания, что преступник я условный).


— Колющее, режущее есть?


— Нет, — захват на шее превращает голос в хрип.


Обыск: ключи, телефон, бумажник. А это что? Забыл выложить из кармана журналистское удостоверение. Все, игра окончена. Возвращаемся. На «место преступления» меня доставляют в наручниках, как положено. И как тут, на заднем сиденье, поместиться в этих «браслетах»? Хотя у тех, на кого их надели, обычно не спрашивают. По рации передают отбой, подозреваемый задержан. Через минуту прибывает еще один наряд.


— Повезло, что не они тебя первыми обнаружили, — улыбается Андрей Репенко. Вторую мобильную группу он предупредить не успел.


Да уж, спасибо, приключений и так хватило, желание быть преступником, пусть даже условным, действия милиционеров у меня отбили надолго.


Ждать и догонять


Вместе с прапорщиком Владимиром Хомичем и старшиной Андреем Боровым, которые меня задержали, сажусь в машину — без «браслетов» гораздо удобнее, надо продолжать патрулирование. Это на Западе полицейским после каждого серьезного задержания дают несколько дней отдыха, а у нас на весь Минский район всего три мобильные группы — расслабляться некогда.


Длина маршрута — 10 — 12 километров. Время от времени заезжаем на специальные точки, отмечаемся. Все тихо. В рации звучит очередной адрес, где сработала сигнализация. Да это же наш район!


По пути уточняем местоположение дома и другие подробности. Дорога узкая, приходится тащиться за другими машинами, но сирену не включаем, чтобы не спугнуть возможных преступников. Через пару минут мы уже на месте. Милиционеры выскакивают из машины, наспех надевают бронежилеты, шлемы, хватают оружие. Нужно осмотреть периметр здания: пока один прикрывает, другой обходит вокруг дома. Через минуту понимаем: беспокоиться не о чем, все двери закрыты, окна целы, посторонних нет. Видимо, техника уже неновая, пошаливает.


Вообще, ложными оказывается большинство сработок. То хозяин вернулся и забыл отключить сигнализацию, то еще что–то, но выезжать надо в любом случае, мало ли. Воров сотрудники департамента охраны ловят далеко не каждый день, однако случаи бывают разные. Однажды лет пять назад пришлось даже обезвреживать разбушевавшегося мужика с боевой гранатой, который хотел взорвать бывшую жену, вспоминают милиционеры. Правда, во время нашего дежурства никаких инцидентов больше не было.


— Вот так всегда, если журналист несет вахту с милицией, МЧС, «скорой», пограничниками, то именно в этот день ничего не происходит, — я даже как–то по–детски расстроился.


— Каждому бы тогда в машину по вашему брату. Пусть лучше на улицах будет спокойно.


Кстати


Недавно в ведомстве, которое отвечает за то, чтобы все двери были на замке, прошел день открытых дверей. Обычно на такие мероприятия приглашают тех, кто в перспективе может пополнить ряды сотрудников. Но на этот раз милиционеры из департамента охраны по Минской области позвали в гости школьников. Ребят познакомили с работой дежурной части, продемонстрировали элементы рукопашного боя, технические новинки сигнализации, дали примерить форму, а некоторым даже повезло пострелять в тире из настоящего боевого оружия. Многие старшеклассники так впечатлились, что всерьез задумались о службе в милиции.


Прямая речь


Андрей Куриленок, начальник Минского областного управления департамента охраны МВД:


— Технические возможности департамента постоянно увеличиваются. Сегодня во всех наших подразделениях установлена GSM–аппаратура. Если радиосистемы позволяют охранять объекты на расстоянии до 25 километров от пунктов наблюдения, то, используя оборудование, работающее по GSM–каналам связи, можно контролировать средства сигнализации практически на всей территории области. Сейчас есть даже такая услуга: если в дом или на дачу кто–то залез, вам на мобильный телефон тут же приходит sms. Перезваниваете в милицию, и на место выезжает наряд.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter