Цифровой контент в образовании: педагоги предлагают оригинальные идеи и учатся сами

Учитель в зоне доступа

Компьютеры и интерактивные доски в школьных классах превращаются в ненужный хлам в отсутствие современного и востребованного электронного образовательного контента. Научиться создавать такой продукт и умело им пользоваться — одна из целей цифровой трансформации системы образования. Задачка для педагогов, прямо скажем, непростая. Но вполне решаемая. Наши корреспонденты убедились, что творческий подход и взаимодействие с продвинутыми коллегами способны привести к ошеломляющим результатам.


История без зубрежки

С информационными технологиями в минской гимназии № 37 дружат давно — образовательные новации внедряют более десяти лет. Изучение на повышенном уровне математики, информатики, физики, появление с этого учебного года 10‑го класса инженерной направленности — лишь одна грань цифровизации образовательного процесса. Технические новинки внедрены в том числе в программы изучения гуманитарных дисциплин. Совсем свежее ноу-хау — интерактивная игра «Война. Победа. Память», посвященная освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.


При создании этой игры мы использовали материалы учебных пособий по истории Беларуси и всемирной истории, — вводит в курс дела учитель истории Наталья Гошко. Учебник в сторону — в классе стоит мультиборд, а на его экране — интерактивный кубик, определяющий количество ходов. В памяти — 303 интерактивных задания и семь дополнительных ячеек: пропуск хода, получение призовых баллов, возвращение на старт и так далее. Задания — не соскучишься: работа с исторической картой, кроссвордами, аудио- и видео­фрагментами, заполнение пропусков в тексте и другие.


Учащимся гимназии № 37 повезло — информационные технологии сопровождают их ежедневно. Заместитель директора по учебной работе Татьяна Челдышкина рассказала: в свое время благодаря реализации проекта «Инженерная школа» на базе кабинетов были созданы «Лаборатория научных исследований», «Лаборатория математики», «Лаборатория робототехники».  

В минувшем учебном году на базе гимназии начал работу STEAM-центр Фрунзенского района Минска, не так давно преобразованный в районный инженерно-технический центр. Его цель — формирование у обучающихся инженерно-технического мышления и вовлечение в научно-техническое творчество через проектную и исследовательскую деятельность. 


Ребята — частые гости Национального детского технопарка и промышленных предприятий, причем с некоторыми из них установлены партнерские отношения.

— Руководство нашего учреждения образования, педагоги и сами учащиеся уже не представляют себе жизни без этих инноваций, — уверяет директор гимназии Ирина Даненкова. Но мы не только внедряем, но и берем на вооружение опыт коллег. И такого опыта с каждым годом, к счастью, все больше.

Нейросети в помощь

Опытом цифровой трансформации представители педагогической общественности обмениваются регулярно. Недавно очередная международная научно-практическая конференция на эту тему прошла в Минском городском институте развития образования. Ее участники едины во мнении: новая технологическая реальность требует особых подходов к подготовке и повышению квалификации кадров.


— Если образование не будет внедрять и использовать самые передовые технологии, то и все остальные сферы жизни нашего общества тоже будут отставать

— убежден первый проректор института Сергей Стренковский. С другой стороны, цифровизация оптимизирует работу. Как историк приведу пример: искусственный интеллект успешно освоил палеографию — дисциплину, изучающую историю письма и закономерности развития его графических форм.

В самом институте продолжается внедрение модели управляемого развития электронных сервисов для повышения качества предоставления услуг.  

Это комплекс технологически связанных между собой информационных систем и сервисов. Например, корректное внесение учреждением образования первичных данных о сотрудниках позволяет генерировать заявки на реализацию образовательных программ. По электронной учетной карточке слушателя можно отследить периодичность повышения квалификации. Онлайн-система позволяет формировать программы учебных занятий. В идеале для каждого специалиста должна появиться индивидуальная образовательная траектория.



Задумываются эксперты и о перспективах использования искусственного интеллекта в образовательной сфере. Да, ИИ совершенствуется настолько быстро, что трудно идентифицировать автора того или иного текста. Тем не менее заместитель начальника ГУ «Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий» Александр Мартинкевич видит несколько перспективных направлений применения нейросетей:

— Одну из функций — генерацию контента — можно использовать при наполнении сайтов. Нейросети позволяют педагогам при создании тестов быстро сгенерировать поток контрольных вопросов. Генерация изображений и видео особенно пригодится в начальной школе: вместо поиска картинок в интернете можно их сгенерировать, а заодно озвучить сопровождающий их текст любым голосом. Очень хорошо нейросети работают в области изучения плагиата, изложения краткого содержания больших текстов. Но надо понимать, что они не идеальны. Поэтому нейросеть сегодня — это главным образом помощник. Хорошо, если педагог владеет этим инструментом. Но нельзя полностью перекладывать всю работу на искусственный интеллект. Нужно просто пробовать различные варианты его применения.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter