Учимся управлять своим временем

На календаре начало июля – время, к которому я планировала написать очередную главу диссертации, возобновить занятия английским и сделать генеральную уборку в квартире. Увы, ни на что из этого у меня не хватило времени.

На календаре начало июля – время, к которому я планировала написать очередную главу диссертации, возобновить занятия английским и сделать генеральную уборку в квартире. Увы, ни на что из этого у меня не хватило времени. Если добавить пару-тройку часов в сутки мне не под силу, то научиться правильно распоряжаться своим временем, чтобы больше успевать, вполне возможно. Корреспондент «Знаменки» усвоила основные правила тайм-менеджмента и попыталась прожить по ним неделю.

 

 

Порядок прежде всего

«Начните с наведения порядка», – советует популярная методика. «Как раз то, до чего руки давно не доходили», – подумала я и принялась перекладывать полки с одеждой. Эту кофточку я не ношу уже пару лет, но прописать на антресоли рука не поднимается. «Надо, Оля», – говорю себе и отправляю всю одежду, которую не доставала больше года, прямиком на верхнюю полку. Кажется, что после моей ревизии шкаф скинул килограммов 20. Теперь находить любимую одежду по утрам стало гораздо легче: только открыл, и вот она – на видном месте.

Мой следующий шаг – рабочий стол. Стопки ненужных бумаг, ручки с закончившимися чернилами (наверное, я планировала менять в них стержни), старые журналы, компакт-диски, кружки – казалось, что столько барахла мой стол никак не может уместить. «Шокировав» мусорную корзину количеством офисных отходов, я уселась за девственно-чистый стол и поняла: вот что меня раздражало все это время.

Эффект

Мне удалось выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом. Как это ни странно, но корзина для мусора – один из самых эффективных инструментов управления временем.

 

Все по полочкам

Но порядок на рабочем столе или в шкафу для одежды – лишь одна сторона медали. Другая – порядок в голове. Обычно на рассказы маме по телефону о том, чем я занималась весь день, уходило минут пять. Но когда я спросила себя: «Что стоящего ты сделала за 24 часа?», внятного ответа не нашлось. Дел у меня, как мне кажется, всегда очень много. Видимо, поэтому я до сих пор не занялась английским и не взялась за диссертацию.

Последовав советам единомышленников, увлекающихся тайм-менеджментом, я распределила все свои дела на предстоящий день по методу «АБВГД». Задача, отмеченная буквой А, указывает на самое важное дело с самыми серьезными последствиями в случае невыполнения. Буква Д означает «долой!». Этим символом я отметила малосущественные задачи, которые ни на что не влияют.

Дел в категории «А» на завтрашний день у меня всего два: начать работать над научным трудом и записаться к нотариусу. Вот уже две недели я откладывала визит в юридическую контору под предлогом того, что оформление документов в душном офисе затянется на полчаса-час. Но оказалось, что вся процедура не отняла у меня более 15 минут.

Удивительно, но даже категория «Д» не осталась пустовать: сюда я внесла покупку нового платья к отпуску.

Эффект

Жить, заглядывая в список задач на день, конечно, нелегко. Чувствуешь себя привязанной к блокноту, зато дела сдвинулись с мертвой точки. Я попала к нотариусу и начала работать над диссертацией. Уже через неделю сформировалась определенная уверенность, что сегодня я не забуду сделать ничего важного. Каждый вечер я с гордостью за себя зачеркивала выполненные задачи и анализировала, что принес новый день.

 


Боремся с утечкой времени

Чтобы понимать, куда утекает мое время в течение дня, я стала записывать все, что со мной происходит, с точностью до 15 минут. Но это оказалось непросто. Даже один зафиксированный час выглядел хаотично: 2 минуты – проверить почту, 3 – сделать звонок по поводу согласования интервью, 5 – выпить чаю и получить одобрение рекламодателя, еще 4 – вымыть чашку от чая. А ведь я считала, что потратила это время на «решение важных утренних задач», как записала с вечера в планере. Дальше – больше. Выяснилось, что в течение дня просто жуткое количество времени тратится на ненужные дискуссии с коллегами: пошла в соседний кабинет налить кофе и «застряла» там минут на 10. Дома – то же самое: шла на кухню – остановилась перед телевизором и досмотрела кусок какой-то передачи. Решила забросить белье в стиральную машину – зашла в ванную, посмотрелась в зеркало, решила выщипать брови, выщипала брови – накрасила ногти, накрасила ногти – сижу полчаса сушу, ничего делать не могу.

Эффект

Всего одного дня, в течение которого я вела точный хронометраж, было достаточно, чтобы понять, что добрая половина всего времени тратится даже не на отдых, а на бессмысленные и никому не нужные действия.


«Даешь по две страницы текста в день»

Начало диссертации положено: у меня есть пару страниц, но дальше этого дело не движется. И я решаюсь на крайнюю меру – буду себя штрафовать. На холодильнике у меня висит табличка «Даешь по две страницы текста в день. За невыполнение – штраф 2 тысячи рублей». Муж благородно предложил контролировать выполнение обещания. Кстати, он же согласился принимать штрафные деньги в свой фонд на ремонт и усовершенствование автомобиля. «Либо к осени ты напишешь первую главу, либо я куплю новые тормозные диски», – резюмировал супруг.

Вечером того же дня у меня нашлось время на написание аж четырех страниц, но уже назавтра желание садиться за научный труд улетучилось. Не из-за того ли, что вчера я перевыполнила план?

Эффект

Если дела пойдут так и дальше, то уже к осени у меня будет запланированный объем научного текста. Отчислив в фонд мужа небольшую сумму, я стала осторожнее и не даю супругу возможности обзавестись какой-либо запчастью к авто за счет моей несобранности.


 

 

Самое неприятное – на завтрак

Сколько раз я ловила себя на мысли, что очередной день закончился, а я так и не успела сходить к стоматологу, оплатить коммунальные услуги и выполнить еще с десяток важных, но таких неприятных дел. Я решила испробовать на себе еще один простой прием тайм-менеджеров. Каждый день с утра я съедала «лягушку» – делала по одному, давно назревшему, не очень приятному, но необходимому делу. Меня утешала единственная мысль: «Сейчас я сделаю самое неприятное дело, и дальше в течение всего дня что-то более противное со мной случится вряд ли».

Эффект

Поскольку каждое утро я делала только одно неприятное дело, общую картину дня оно не портило. Я не чувствовала на себе тяжесть груза непосильных проблем. Однако стала замечать, что жить становится проще, ведь этих неприятных «лягушек» стало меньше, почти исчезли мелкие проблемы, отнимающие наше время и нервы.

 

Итого

Всего за неделю я успела выполнить задачи, которые копились месяцами. На седьмой день список моих дел был минимален, я научилась ставить задачи и не отступать от их выполнения. Я поняла, как здорово, когда тебя не тяготит чувство невыполненных заданий, когда ты после напряженной работы со свежими мыслями можешь заниматься планированием своего отпуска.


Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter