Учебный год встречает у ворот

Наши читатели делятся своим мнением о готовности школ к новому учебному году, о проблемах, которые нужно в этом году решить...

Еще совсем недавно казалось, лету не будет конца. Но вот уже рассветы отдают зябкой прохладой. В палисадниках распускаются астры и георгины. Заметно короче стал день. Все указывает на близкую осень. Вместе с ней для многих из нас начнется отсчет нового — школьного — года. А потому и мысли все, как поется в популярной песне, «лишь о нем и о нем»... Наши читатели делятся своим мнением о готовности школ к новому учебному году, о проблемах, которые нужно в этом году решить.


Ликбез для начинающих


Однажды в парке услышала разговор двух мам. Дети у них примерно одинакового возраста: 3 — 4 лет. Одна мама хвастается перед другой: «А мой сын уже до ста считает. Знает все буквы. Пытается по слогам читать». Другая отвечает: «А у моей дочки есть детство. Придет время и считать, и читать в школе научат».


Действительно, в последнее время все чаще замечаю, как родители чуть ли не с пеленок начинают готовить своих детей к школе: учат считать, читать, выполнять в уме простейшие математические действия... И причем делают это фанатично. Если ребенок до 3 лет не научился считать до 10 — трагедия! Не выучил буквы до 4 лет — впору подключать репетиторов! Лично мне и как специалисту, и как человеку, и как маме двоих детей ближе позиция той мамы, которая позволяет своему ребенку насладиться беззаботным детством. В школе действительно научат и читать, и писать, и считать. Если, что вряд ли, ребенок не сможет сделать этого в детском саду. Между прочим, все детские дошкольные учреждения работают по программе, которая позволяет вполне сносно подготовить ребенка к школе. Есть желание и возможность у родителей дополнительно заниматься малышом — очень хорошо. Только не нужно эти занятия возводить в культ. Хотя бы потому, что «натасканному» ребенку в первом классе будет просто нечем заняться: он все знает, ему неинтересно. Родители радуются: какой умный у них ребенок! А между тем у скучающего на уроках малыша может и вовсе пропасть интерес к школе. В моей практике были случаи, когда умные дети (те, кто читать–писать научился задолго до первого класса) уже к середине обучения попадали в разряд махровых троечников. Так что всему свое время.


Инга МИНИЧ, психолог, Минск.


Фирменный наряд


Не помню, кому из учителей или родителей пришла в голову замечательная идея: сделать в нашей школе фирменную экипировку. Форма, например, для девочек у нас — синие юбочки (фасон и покрой значения не имеют) и розовые блузки, водолазки. У мальчиков — синий низ, голубой верх. Детей из нашей школы ни с кем не спутаешь. Им завидуют ровесники из других школ. Конечно, ведь у них своя, отличная от других форма. Нет мрачных коричневых и серых цветов, нет официально холодного белого цвета. Мне кажется, здорово, если бы у каждой школы была своя уникальная форма. Строгая и вместе с тем позволяющая выделиться на фоне учеников других школ.


Ирина МЕЛЬНИЧЕНКО, Брестская область.


Справка «СБ»:


В новом учебном году в Беларуси откроются 4 школы в Минске, по одной — в Гомельской и Брестской областях. Будут закрыты 97 школ. Об этом сообщила заместитель министра образования Татьяна Ковалева. Большинство закрытых школ находятся в сельской местности. Они малокомплектные (в некоторых обучались всего 3 — 4 ученика), требуют ремонта или переоборудования, которые, по словам замминистра, в итоге могут обойтись дороже, чем строительство новых учебных заведений.


Тем не менее звонок прозвучит для всех мальчишек и девчонок без исключения. На уроки в соседние деревни учеников будут подвозить школьные автобусы. Только в прошлом году их было закуплено более 670.


Практически во всех школах страны закончены основные ремонтно–подготовительные работы. Более 60 процентов учебных заведений уже получили «паспорта готовности» к новому учебному году. Татьяна Ковалева заметила, что для ремонта школ прежде всего привлекались финансовые средства, предусмотренные для реализации Программы ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования на 2008 — 2010 годы. В этом году они составили почти 465 миллиардов рублей. Кроме того, использовались средства, выделенные попечительскими советами школ, шефствующими организациями.


Монитор или футбол?


Каждый год наши министерства образования и здравоохранения констатируют: абсолютно здоровых учеников — 1 — 2 процента. Мало того что на здоровье детей сказывается не совсем благоприятная экология, свою лепту вносят неправильный, малоподвижный (это у детей–то!) образ жизни, повышенные нагрузки в школе. Но школа как раз таки пытается облегчить жизнь ученику, в прямом смысле разгрузить ранцы и портфели. В учреждениях образования действует и программа здоровьесберегающей деятельности. Увы, такую программу не внедришь в семьи даже административными методами. Я много лет проработал в школе и пришел к выводу, что «неполадки» в здоровье ребенка родителям легче спихнуть на учебные нагрузки, чем обратить внимание на то, чем заняты их сын или дочь в свободное от уроков время. Подавляющее большинство школьников после уроков прямиком отправляется к мониторам домашних компьютеров или к телевизорам. Современному ребенку интереснее играть с другом в виртуальном пространстве, чем погонять футбол во дворе. Кто из родителей строго регламентирует, сколько времени сын или дочь смотрят телевизор? А ведь школьник младших классов может его смотреть не более 1 часа в день, старшеклассник — не более 2 часов. А кто из родителей следит за тем, чтобы младший школьник «нагулял» на свежем воздухе 3,5 часа, а старшеклассник — не меньше 2,5? А ведь только это позволило бы ребенку отдохнуть после уроков, набраться сил перед новым учебным днем, сохранить зрение и правильную осанку.


Иван ГОВОРКО, Гомель.


Красота по ранжиру


Возле нашего дома — две школы. То есть одна — обычная. Другая — гимназия. Но различаются они не только уровнем подготовки учеников (что уже в самом статусе учреждения образования заложено), но и внешне. Гимназия (само здание было построено едва ли не раньше, чем школа) чистенькая, свежевыкрашенная, за высоким фигурным забором. Стеклопакеты, паркет, новенькие парты, оснащение по последнему слову техники, футбольное поле выстлано искусственной травой... Школа — невзрачная, серая. Не убогая, конечно, но сильно уступающая гимназии и по внешнему лоску, и по «начинке». Не то чтобы мне завидно было (хотя мой ребенок действительно учится в обычной школе, а я, безусловно, хотела бы, чтобы его тоже окружал внешний комфорт). Но все же мучает вопрос. Разве учебные заведения финансируются не по одной статье? Допустим, уровень образования в гимназии лучше и учебные пособия там дороже. Но ведь бытовые условия везде должны быть одинаковые: что в рядовой школе, что в престижной.


Каждый год родители учеников собирают деньги на стройматериалы. В прошлом году собирали деньги, чтобы оборудовать в классе стеллажи и полки для учебного материала (хотя в этом году наши дети переходят в другой кабинет). И ведь школе помогают родители всех детей — от первоклашек до тех, кому учиться осталось всего год. А все равно школа не дотягивает до внешнего вида соседки–гимназии. В чем секрет?


Ольга ГАБОЗОВА, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter