В стране острый дефицит авторских коллективов, пишущих учебники

Учеба на нюансах

Насыщенным выдался прошлый год для нашей системы образования. И вроде как сделано много: решается проблема нехватки садов в шаговой доступности, в школы возвращается профильное обучение, ссузы активно становятся частью университетов, а вузы подстраиваются к требованиям Болонского процесса. Но и проблем на каждом уровне образования по–прежнему немало. И, как отметил на итоговой коллегии Минобразования заместитель Главы Администрации Президента Игорь Бузовский, сейчас, с одной стороны, идет целенаправленная работа по сохранению лучших наработок нашей системы образования, а с другой — важно при этом соответствовать вызовам времени.


В школах один из самых наболевших вопросов — учебники, качество которых ставят под сомнение не только на кухне за ужином, но и на самом высоком уровне. Да, уже утверждена концепция базового учебника, где будут собраны материалы по предмету в минимально необходимом объеме, а в качестве приложений — дополнительные, на любой вкус, что позволит поднять как базовое обучение, так и на повышенном уровне. А к 2020 году в школах должны появиться 299 наименований учебников, из них 185 — новые издания. Но что делать с банальным дефицитом квалифицированных авторских коллективов? В Министерстве образования вздыхают, мол, разослали всевозможным учреждениям предложения принять участие в конкурсе — заинтересовался разве что МГЛУ. Сейчас, к слову, идет четвертый этап конкурса по созданию учебников по 18 предметам. И как показал предыдущий этап, чаще всего конкуренции никакой — один авторский коллектив на пособие.

Признают в министерстве и еще одну школьную проблему, которая до сих пор, увы, не решена, — документооборот. И хотя шаг вперед сделан (появились соответствующие инструктивно–методические письма и перечень обязательных документов), но поток–то запросов от всевозможных учреждений (в числе их и МВД, и прокуратура, и многие–многие другие) никак не уменьшается. А в некоторых случаях даже растет! Разве не абсурд?

Тем временем в колледжах и университетах уменьшают наборы на не востребованные на рынке специальности вроде экономистов и юристов. В итоге и студентов в вузах становится меньше: если в 2011/2012 учебном году на первой ступени учились почти 446 тысяч молодых людей, то сейчас — чуть более 336 тысяч. В то время как ссузы сегодня осваивают работу по правилам кластеров, где они идут в одной связке с университетами. В свою очередь, вузам предстоит перенять еще и сетевую систему, где учреждения одного уровня образования объединяются по принципу специализации. К примеру, куда эффективнее обучать студентов из разных университетов в магистратуре на базе одного высшего учебного заведения. Главное, подчеркивает министр образования Михаил Журавков, чтобы укрупнение не вылилось в обезличивание, недаром к такому слиянию очень серьезно подходят европейские университеты. Есть недоработки и с экспортом образовательных услуг. Мы можем похвастаться более чем 19 тысячами студентов из 98 стран, но при этом каждый второй из этих ребят — из Туркменистана. Из России, заметьте, — чуть более 5%, и это при отсутствии границ! Не спешат к нам студенты и из Германии или Швеции. Почему? Отстаем в преподавании на английском. В этом вопросе на первой ступени лучше всего дела у БГУИР, где англоязычных аж 5 специальностей, а на второй, то есть в магистратуре, — у БГУ и БГЭУ, у которых по три таких специальности. Еще один повод для беспокойства — старение профессорско–преподавательского состава наших вузов. Каждый третий кандидат наук и две трети докторов уже отпраздновали 60–летие...

Что нас ждет в этом году? Одно из главных событий — в Парламенте рассмотрят новую редакцию Кодекса об образовании. А к декабрю точку планируют поставить и в пересмотре классификатора «Специальности и квалификации», ориентируясь на международные стандарты и современные престижные специальности. Тут, к слову, интересное предложение прозвучало от Республиканского института высшей школы: почему бы не провести открытое обсуждение перечня такого классификатора? По словам Игоря Бузовского, это вообще принципиальный момент: все подходы, о которых говорили на коллегии, требуют серьезного анализа, а каждое предложение должно быть прогнозируемым. То есть мы должны четко понимать, какие результаты получим, чтобы не перенимать бездумно европейский опыт, который может отразиться на нашей системе образования не только позитивно. Важно ведь понимать образование комплексно — как учебный и воспитательный процесс, где погоду делают нюансы. Можно считать звезды на чужом флаге, а можно — колоски на своем гербе.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 32 (24914). Пятница, 19 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter