Поля в Могилевском и Чаусском районах относятся к ЗАО «Агрокомбинат «Заря». Заместитель директора по растениеводству Евгений Селюгин поясняет, что, несмотря на экстремальные условия уборки, собственное зерно кукурузы для сельхозпредприятия — стратегические корма:
— На все поголовье КРС, свиней, птицы требуется около 30 тысяч тонн зерна в год. Нынче площади под культуру увеличили почти на 600 гектаров, добавили поля в Чаусском районе. Всего 2000 гектаров, не убрано около четверти площадей. Погода не благоприятствует: сначала затяжные дожди, сейчас перерыв из-за оттепели. Само зерно кукурузы, в отличие от колосовых, покрыто восковой оболочкой, и после так называемой смерти стебля его влажность практически та же. На потери при уборке негативно влияет влажность окружающей среды, будь то дожди или оттепель. Сегодня вообще моросит дождь, поэтому техника на низком старте в ожидании морозов. Убирать при высокой влажности — значит нести колоссальные потери, так как зерно будет плохо вымолачиваться. У нас четыре комбайна работают круглосуточно. Для уборки 500 гектаров нужно дней десять. Хотя техника и полноприводная с широкими колесами, переувлажненная почва усложняет проходимость. Но ждать весны при таком снеге тоже рискованно, потому что с его таянием начнут ломаться стебли — убирать будет нечего.
В одном из сельхозпредприятий Кировского района 10 гектаров кукурузного поля оставили к уборке на весну. Такой аграрный эксперимент проведут в каждой области на небольшом участке, чтобы иметь представление о рентабельности урожая после перезимовки.
В Кличевском районе не убрано 18 гектаров — менее 0,2 процента от всех площадей. Первый заместитель председателя Кличевского райисполкома Виталий Сита рассказывает об уроках, которые царица полей преподнесла аграриям, и о предстоящей работе над ошибками:
— Даже когда ударили заморозки, техника не могла выйти в переувлажненные поля, чтобы выхватить последние гектары. В сентябре выпало 216 процентов осадков от нормы, в октябре — около 160, что не позволило вовремя справиться с кукурузой. Под эту культуру отвели 10 216 гектаров. На зерно — 3150, но 800 пришлось убрать на силос. Речь идет о нескольких не самых сильных сельхозпредприятиях, которые увеличили площади, засеяв сортами собственной селекции. Если на силос, то по цене-качеству вопросов нет. Но на зерно они себя не оправдали: влажность была 40—45 процентов, после пропуска через сушилку из 40 тонн на выходе получали 20, а газ дорогой. Посчитали, что игра не стоит свеч, и убрали на силос. Тем более кукурузный очень кстати летом как источник обменной энергии, бобовых трав у нас достаточно. Теперь решили в том же ОАО «Бацевичи-АГРО» площади сократить с 300 до 200 гектаров, но на зерно будем сеять только семенами импортных сортов, которые осенью быстрее отдают влагу. Они дороже, однако сельхозпредприятие за счет уменьшения площадей сможет сконцентрироваться на технологической дисциплине. Еще один важный акцент — уход за посевами: вместо химпрополки, которая угнетает и сорняки, и саму кукурузу, нужно применять почвенные гербициды.
Директор Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Яков Яроцкий подчеркивает, что получать стабильный урожай зерна кукурузы возможно только при диктатуре технологий:
— Эксперимент по уборке кукурузы на зерно зимой имеет место быть, но при определенных климатических условиях. Лично видел, как в фермерском хозяйстве в Нижегородской области эту культуру убирают до февраля. Мороз не страшен, лишь бы без сугробов, перепадов температуры и оттепели, что сейчас и происходит. Еще один фактор — специальный сорт. Стебель больше в диаметре, а початок при созревании свисает вниз: таким образом в него не затекают осадки, приводящие к инфицированию. Какова питательная ценность и качество зерна, если растение подвергнется болезням? Чтобы не пришлось затягивать уборку до зимы, нужно соблюдать агротехнические сроки сева и технологии ухода, подкормки, подобрать сорта, чтобы успели созреть. Убирать кукурузу на зерно рекомендуется после появления на зерновке черной точки: значит, поступление питательных веществ в зерно прекращается, начинается период высыхания. Необходимо рассчитать количество применяемой техники, исходя из ее производительности и планируемой урожайности. К потерям приводит и несоблюдение технологии механизаторами. На некоторых полях, по моим подсчетам, они до 20 процентов, потому что початки полностью не вымолачивались. Аграриям нужно обратить внимание на технологию уборки кормоуборочным комбайном, когда початок срезается со стебля жаткой, попадает на корн-крекер — устройство, которое раздавливает зерно, и на выходе получается кукурузный шрот. Эта зерностержневая смесь из початков с обвертками в 3—3,5 раза по энергетике больше, чем кукурузный силос. В Германии такую технологию применяют уже лет тридцать. И в этом случае влажность кукурузы уже не влияет на качество кормов. Беларусь не относится к зоне рискованного земледелия, увлажнение в стране достаточное, но неустойчивое. Вот и придумали поговорку: дождь идет не тогда, когда белорусы просят, а когда сено косят. Значит, нужно делать грамотный расчет, чтобы уложиться в агротехнические сроки и убрать без потерь. Резкое изменение климата и сегодняшний опыт учат: рисковать с нарушением технологии не стоит.
kukshinskaya@sb.by