Оказывается, для спорта у МОК даже не двойные, а тройные стандарты

У всякой медали — две стороны

В нагромождении фактов, реплик, официальных заявлений и неофициальных сливов относительно главных спортивных соревнований этого года — Олимпиады, Всемирных игр дружбы и спортивных Игр БРИКС — крайне просто запутаться. К уже набившему оскомину вопросу о том, допустит ли Международный олимпийский комитет белорусских и российских спортсменов к Играм в Париже, на этой неделе добавилась так называемая официальная позиция МОК относительно Игр дружбы, а Игры БРИКС объявили о начале аккредитации. Самое время посмотреть на диспозиции сторон.

Штаб-квартира МОК. Вид сверху.
фото рейтер.

Париж. 26 июля — 11 августа

На этой неделе МОК огласил основные принципы, на которых наши атлеты могут быть допущены к состязаниям во французской столице.
Главное:

♦ нейтральный статус, отсутствие командных видов, специальный флаг (белая надпись по кругу на бирюзовом фоне) и специальный гимн (который написали «музыканты» в Лозанне);

♦ письменное согласие с Олимпийской хартией;

♦ решение о допуске специальной комиссии МОК (она будет проверять в том числе выступления в соцсетях и информацию из анонимных источников).
Важнейшим из того, что последовало за оглашением позиции МОК, следует назвать выступления вице‑премьера РФ Дмитрия Чернышенко («Если есть возможность принять участие, то, наверное, надо ехать») и члена Совета Федерации трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина («Да, нас лишили очень важной состязательной практики, враждебно настроенные люди разрабатывают для наших спортсменов экипировку, занимаются вопросами размещения. Тем не менее те, кто завоевал лицензии, должны участвовать в Играх и приложить все усилия, продемонстрировать наши лучшие качества, включая волю к победе»). Эти слова выглядят сигналами, пусть пока не слишком явными, для российских спортсменов все‑таки готовиться к выступлению в Париже, хотя российское (и белорусское) присутствие на Олимпиаде при самых благоприятных обстоятельствах ограничится всего несколькими видами спорта и несколькими десятками атлетов.

Как известно, наши спортсмены продолжают борьбу за олимпийские лицензии в тяжелой атлетике, плавании, борьбе, теннисе, велоспорте. Еще не умерла окончательно надежда на легкую атлетику, а в эти дни в Котбусе проходит решающий этап Кубка мира у батутистов, где среди 160 спортсменов есть восемь белорусов: олимпийский чемпион Иван Литвинович, чемпионы мира Олег Рябцев и Андрей Буйлов, а также Станислав Яскевич, Екатерина Ершова, Виолетта Бордиловская, Мария Сергеева и Злата Миниахметова. Кубок мира по прыжкам на батуте является отборочным турниром на Олимпийские игры 2024 года. Лицензии в Париж как в мужском, так и в женском зачете получат минимум пять сильнейших батутистов по итогам розыгрыша: учитываться будут только два лучших результата из пяти. Как констатирует БЕЛТА, белорусские спортсмены были вынуждены пропустить три первых этапа Кубка в 2023 году, но благодаря данному правилу возможность попасть на Игры остается. Наибольшие шансы на лицензию сохраняет Иван Литвинович, который на четвертом этапе в Баку занял третье место и получил 50 очков, что пока соответствует девятому месту квалификационного рейтинга.

Москва и Екатеринбург. 15 — 29 сентября

На этой неделе МОК успел высказаться и о Всемирных играх дружбы, которые Россия планирует организовать уже после Олимпийских игр в Париже. И тут позиция Баха и К диаметрально отличается. Называя Игры дружбы крайне политизированными соревнованиями, МОК призвал все заинтересованные стороны отказаться от любого участия и поддержки этой инициативы. Еще и приплел сюда отсутствие внятной антидопинговой программы в России, хотя WADA и МОК в равной степени несут ответственность за то, что московская лаборатория до сих пор не имеет нужной аккредитации. Сейчас МОК настоятельно не рекомендует спортсменам ехать в сентябре в Москву и Екатеринбург и, очевидно, немного лукавит.
Никаких внятных аргументов, как запретить индивидуальным спортсменам выступать на Всемирных играх дружбы, у Международного олимпийского комитета нет.
Приглашение в Москву и Екатеринбург, где пройдут состязания по 33 олимпийским (и неолимпийским) видам спорта, рассылаются в индивидуальном порядке атлетам и командам — это раз. А жирный призовой пряник, где каждому победителю гарантируется 40 тысяч долларов, для многих наверняка станет убедительнее моковского кнута — это два.

Позиция МОК, от которой однозначно веет двойными стандартами, уже отозвалась грозным эхом в публичной сфере. Трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Киселева высказалась так: «Это ущемление прав, и у меня такое ощущение, что это от безысходности все происходит… Мы готовимся к большому и профессиональному турниру и приглашаем всех для участия в нем. Этот турнир все равно состоится». А вот позиция знаменитого тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой: «Я думала, что Олимпийский комитет должен призывать только к участию в международных соревнованиях. А он, по‑моему, впервые в жизни призывает к обратному... Считаю это большим бе­зобразием и несправедливостью по отношению к нашей стране, которая на протяжении многих лет украшала мировое олимпийское движение».

Казань. 11 — 24 июня

Спортивные игры стран БРИКС — традиционные соревнования между странами БРИКС. Сегодня в это межгосударственное объединение входят девять государств: Бразилия, Россия, Индия, КНР, ЮАР, ОАЭ, Иран, Египет и Эфиопия. Практика проведения спортивных мероприятий в стране — председателе объединения существует с 2016 года, Россия проведет их впервые, но со свойственным ей размахом: если в ЮАР в прошлом году было всего пять видов спорта, то в Казани будет уже 30.

18 марта началась аккредитация на Игры в Казани, а 20 марта в Гродно на заседании исполкома федерации гандбола были названы наставники сборных Беларуси по пляжной вариации этой популярной игры. Да‑да, не удивляйтесь: помимо таких популярных видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, плавание, в программу Игр БРИКС входит и такая экзотика, как футбольное и баскетбольное двоеборье, шахматы и борьба куреш.

И МОК, кстати, пока ничего не сказал про Игры БРИКС. Отсюда вывод даже не о двойных, а о тройных стандартах ведомства Томаса Баха. Перед Францией, которая много раз громко заявила, что рада была бы видеть у себя абсолютно всех спортсменов (тем более в эпоху борьбы за телевизионные рейтинги), МОК стелется. России, посмевшей организовать Игры дружбы, грозит кулаком, а глядя на Россию в компании с Бразилией, Китаем, ОАЭ, Индией и другими членами БРИКС, банально поджимает хвост и молчит. Сказать нечего. Да и не нужно…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter