У разводов есть свои сезоны

Последние данные о динамике разводов в Минске говорят, что чаще всего браки терпят крах весной и осенью.


Кризисы третьего, пятого, седьмого года, грозящие семейной лодке нешуточным штормом в житейском море, — явление давно изученное и хорошо объясненное. Однако, как оказалось, эта ладья чувствительна и к сезонным колебаниям. Последние данные о динамике разводов в Минске говорят, что чаще всего браки терпят крах весной и осенью. Новая тенденция?

«Черные» месяцы по разводам в Минске — октябрь, март и апрель, на них приходится более трети расторгнутых за этот год браков. В отделе ЗАГС Московского района пик отмечали в апреле, октябре и ноябре, в Октябрьском — тоже два последних осенних месяца. В чем тут соль? От подачи заявления до самой процедуры, узаконивающей расставание, в ЗАГСе проходит месяц, вот многие пары, созревшие к столь решительному шагу, и стараются во что бы то ни стало успеть «разбежаться» до нового года, чтобы не тянуть в следующий старые проблемы.

До сих пор это явление у нас не изучалось. Но с учетом нынешней демографической ситуации и того урона, который способны причинить ей разводы, потребность уже назрела. Автор масштабной работы «Анализ тенденций брачности и разводимости населения Республики Беларусь с 1946 по 2010 год» доктор географических наук, профессор БГУ Екатерина Антипова собирается в следующем году приступить ко второй части этого проекта. Она будет не только посвящена статистике, но и ответит на животрепещущие вопросы: почему и когда расстаются супруги? Выборочное социологическое исследование позволит говорить о мотивах и периодах разводов, опираясь уже на научную основу. Во время же первого этапа воедино были собраны данные о разводах в нашей стране более чем за 50 лет, причем выяснилось немало интересного. Например, что браки в сельской местности в два раза крепче. Однако важно учесть: тут играют роль не только моральные установки, но и старение села, отток молодежи в города. Чаще всего у нас «разбегаются» семьи со стажем от года до четырех лет, без детей или с одним ребенком. В одиночное плавание белорусы уходят в 25 — 29 лет и в 30 — 34 года. Немаловажен и географический фактор: реже разводятся в Брестской и Гродненской областях, чаще — в Минской и Витебской. Нерадостный факт для незамужних 40–летних женщин: для четверти из них нет ни одного свободного мужчины такого же возраста. А больше всего шансов найти суженого у тех, кто не старше 27.

В целом же нестойких семей по сравнению с 60–ми годами прошлого века стало в два раза больше. Хоть в нынешнем году в отличие от такого же периода прошлого ситуация и более оптимистичная — в январе — октябре количество зарегистрированных союзов увеличилось на 15,5 процента, а разводов — уменьшилось на 11,4. И все же в глобальном плане по числу распавшихся семей на тысячу жителей мы — вторые в мире после России. Кстати, если уж вернуться к «несчастливым» месяцам, то наши соседи тоже отмечают наличие сезонных подъемов: наименьшее число распавшихся пар, по данным журнала «Демоскоп weekly», приходится на январь — февраль или май, а наибольшее — на март, октябрь или декабрь. Пока можно лишь предположить, что осенью сказываются отголоски послеотпускного кризиса, когда возвращение к рабочей и бытовой рутине обостряет отношения. А те, которые дотянули с окончательным решением до нового года, но так и не дождались нового счастья в старых условиях, стремятся расставить точки над «i» весной, в период надежд и обновления.


Советская Белоруссия №239 (24376). Четверг, 19 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter