Эксперт прогнозирует, чем окончится дефицит энергии и удобрений для сельского хозяйства в ЕС

У нас — электричество и газ, а что у вас?

Хлеб в Европейском союзе еще никогда не стоил так дорого, как сейчас. В среднем в августе он подорожал на 18 процентов по сравнению с прошлым годом. А в Венгрии прирост составил 60 процентов. Знаете ли вы, какая картинка победила в конкурсе про голод в Европе? Кроме шуток, это изображение паутины на унитазе. Во многом набирающие скорость проблемы сельского хозяйства там связаны с энергетическим кризисом. Дефицит и мандарины только под Новый год, крест на зеленой продукции — что в действительности ждет Европу и чем аукнется нам?

Рисунок Олега Карповича.

Энергетика, если брать народное хозяйство, — это как кровяная система у человека. Сердце и сосуды экономики. И у нас в стране, и в мире в себестоимости продукции 40 процентов затрат — это энергетика. В растениеводстве от нее зависят и обработка почвы, и посев, и уборка, и сушка, и очистка, и хранение… В животноводстве также практически все процессы. При производстве продуктов питания электроэнергия нужна на всех этапах, вплоть до заморозки продукции. Молочная и хлебопекарная отрасли пострадали от роста цен особенно сильно, потому что пастеризация и производство сухого молока — процессы энергоемкие.

Уже сейчас фермеры и производители продовольственных товаров в Европе предупреждают: зимой может возникнуть сезонный дефицит широкого спектра продуктов питания повседневного спроса. И цены вырастут. Многие производители там боятся, что зимой, когда спрос на электроэнергию вырастет, правительства европейских стран прибегнут к схемам нормирования потреб­ления электричества. Для продовольственной отрасли это станет огромным ударом.

Согласно данным Еврокомиссии с начала года и до июля цены на сливочное масло в Евросоюзе выросли на 80 процентов, при этом сухое молоко подорожало более чем на 50 процентов, а говядина — на 28. Многие производители фруктов и овощей уже сокращают посадки на следующий сезон, а некоторые сообщают, что рост стоимости эксплуатации теплиц уже превышает ту прибыль, которую они смогут получить. Компания Nordic Greens, крупнейший в Швеции производитель помидоров, заявила, что не будет сажать озимые культуры. Теплицы в Нидерландах, втором крупнейшем экспортере сельскохозяйственной продукции в мире после Соединенных Штатов, также постепенно закрываются. А производители, которые выращивают свою продукцию в открытом грунте, планируют уменьшить объемы посадок. Они не могут позволить себе замораживать продукты и таким образом продлевать их срок годности. У бельгийских производителей яблок, к примеру, сезон работы существенно сократится, если у них не будет возможности сохранить фрукты…

Когда я получал третье высшее образование, для дипломной работы выбрал тему «Роль энергетики в сельском хозяйстве и эффективность ее использования». Так вот, в развитых странах энергетика в начале прошлого века имела долю всего 7 процентов в составе себестоимости! Есть отрасли, где сейчас доля энергетики в цене тех же помидоров или огурцов — 70—80 процентов, а это как раз тепличное хозяйство. В то же время при нынешних технологиях для увеличения объемов валовой продукции на 1 процент расход энергии должен вырасти в 10 раз. Чем более развито сельское хозяйство в стране, тем выше затраты. В странах, где внедрили умные фермы и точное земледелие, из-за этого на 20 процентов увеличилось расходование электричества. Хорошо развиваться, когда энергоресурсы дешевые. Между тем куда им деваться? В развитых странах 40 процентов сельхозугодий покрыто теплицами, в Голландии — до 70. С учетом засухи электричество в Западной Европе больше нужно для охлаждения теплиц. И не только там. К примеру, в Японии, чтобы не охлаждать теплицы, их стали размещать в горах: дешевле нагреть и осветить. У нас пока наоборот.

Многие аграрии помнят, что в советское время нам доводили планы по энергоэффективности и энергоемкости. Когда атомной станции у белорусов не было, вопрос экономии стоял намного острее. Сейчас наша АЭС должна покрыть 40 процентов потребностей страны. Политическое решение Президента только доказывает его дальновидность. Ведь сейчас очевидно, что и экспортировать электроэнергию с каждым годом все выгоднее.

Возьмем, к примеру, Китай, с которым мы установили отношения всепогодного и всестороннего партнерства во время заседания Совета глав государств ШОС. В этой стране стоит задача увеличивать энергоемкость и потребление. Китай готов купить нефть, газ и произвести максимум энергии.

А что в Европе? С 1 сентября Ассоциация фермеров Германии отказалась от зеленой энергетики, пестициды и минеральные удобрения будут применять без ограничений. Зеленое, органическое сельское хозяйство существовало и было выгодным, когда можно было задешево купить и то же подсолнечное масло, а продукты питания произвести с высокой добавленной стоимостью. Сейчас же купить нельзя, как и произвести: на зеленой земле без удобрений урожай в разы меньше.
В ЕС с 1 сентября из-за дороговизны газа остановились уже более 100 предприятий, включая всех производителей удобрений.
Литовское предприя­тие Achema, крупнейший производитель азотных удобрений в странах Балтии, где работали свыше 1250 человек, остановилось. Почему? При производстве азотных удобрений 70 процентов затрат — газ. Помимо удобрений они потеряли и побочную продукцию, различные кислоты, необходимые для производства пива, сухого льда и многого другого. Рядом с заводами стояли теплицы… Круг замкнулся.

Небольшая ремарка по поводу недавнего локдауна в Украине. Я много общаюсь с местными фермерами и знаю ситуацию в Харьковской области. Когда начались отключения электричества по юго-востоку Украины, его якобы восстановили. На деле же власти отыгрались на сельской местности. Областные города включили, а деревни сейчас стоят без света. Хлеб пекут в печи. Россия, если захочет, может легко вернуть их к первобытно-общинному строю, уничтожив энергетику.

Европа также вернется в каком-то смысле к работе без новейших технологий. Корову можно подоить и вручную, но как быть с объемами производства? Три часа без энергии — птицефабрика умирает целиком. Останавливаются инкубаторы, яйца портятся, птица задыхается… Поэтому первыми ощутят на себе возможные веерные отключения электроэнергии птицефабрики.

Что делать? Евросоюз обращался даже в Китай по поводу поставки удобрений. В Северной Америке излишков нет. У европейских фермеров, устраивающих сейчас пикеты, одна надежда — на Беларусь и Россию. Европа снова разрабатывает угольные шахты, все атомные станции, которые пытались вывести из строя, сейчас хотят вернуть. Но и для них нужно топливо — и снова российское. Простые люди в Европе не понимают, почему из-за Украины нельзя купить удобрения. А наш Президент, который недавно принял участие в нашумевшем сюжете о колке дров, прав в том, что простой человек не должен страдать. Чем можем, тем должны помочь.

В то же время в США довольны — у них всего хватает. А пострадала ли отрасль производства удобрений у наших соседей и союзников? По данным Росстата за девять месяцев этого года, российские предприя­тия на 6—7 процентов увеличили производство удобрений, на экспорт отправлено 64 процента произведенного. То есть они востребованы. «Россия готова бесплатно поставить в развивающиеся страны свои удобрения, скопившиеся в портах ЕС», сказал Президент России Владимир Путин на заседании Совета глав государств ШОС в Самарканде. Почему? Речь шла о решении Еврокомиссии с 1 сентября снять санкции с российских удобрений. Но только для стран — членов Евросоюза. Только они могут приобретать их. «А как же развивающиеся, беднейшие страны мира?» — задал резонный вопрос Президент России. Удоб­рения — это еще и качество хлеба. Оно в ЕС упало. Без хороших азотных удобрений не получишь муку для европейских пирожных. И плодородие почв упадет. Правдами и неправдами придется их добывать, если не хочешь сидеть в лесу без света и хлеба. Холодные и голодные бунты в ЕС вполне реальны. Когда это дойдет до большинства, появится шанс, что к власти там придут новые люди и изменят свою политику.
Наша страна, как сказал Президент Беларуси на заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества, «может предложить свой транзитный, промышленный, научный потенциал, опыт миротворческой деятельности и многосторонней дипломатии». Самое главное сейчас — не упустить момент. И решать глобальные проблемы. Ведь мы в XXI веке, а не в каменном.

Статистические данные аналитического центра Bruegel

♦ Ущерб экономике Евросоюза от энергетического кризиса на фоне военных действий в Украине достиг уже 496 млрд. долларов

♦ Расходы бюджетов европейских стран на смягчение энергокризиса составили 1,7% суммарного объема ВВП Евросоюза. Страны ЕС потратили на это 314 млрд. евро, вышедшая из Союза Великобритания — еще 178 млрд. евро

♦ В августе в странах Евросоюза зафиксировали рекордную инфляцию — 10,1%

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter