Андрей Осташов: Иногда едва заметная деталь выдает скрытые мотивы
Серия «Маленькие левитации» навеяна путешествиями художника по странам Востока. У каждой работы своя история. Например, «Танцовщица» рассказывает о камбоджийских девушках, которые танцевали для императора.
– Когда император брал кого-то из них в жены, она больше не танцевала. Меня увлекло, что на храмах тысячи изображений этих женщин, но нет ни одного императора. За время, что минуло с тех пор, он стал таким маленьким (как еле заметный медвежонок на бедре скульптуры), а танцовщицами мы до сих пор любуемся, – рассказывает Андрей Осташов.
Представленные работы – это маленькие обрывки чувств, что нас посещают, и мы немножко отрываемся от земли:
– Например, ты в первый раз стал на коньки, и у тебя получилось. Собираясь на вечеринку, закалываешь последнюю шпильку в волосы – и ты идеальна.
«Прогулка в лесу бабочек»
Сюжеты, где переплетены фантазия и жизнь, заставляют задуматься о своей собственной истории. Фигуры изобилуют скрытыми тонкими деталями-метафорами. Например, девочку с косой на «Парадном портрете» замечаешь не сразу. Одна из восьми маленьких куколок, прикрепленных к бедру лошади, не является главной героиней, но несет очень глубокий смысл.
Некоторые элементы кочуют из работы в работу. Например, слоны, символизирующие тяжесть и стабильность, соседствуют с игрушечными медвежатами, которые создают настроение легкости.
– Мне не очень нравится, когда скульптура пахнет серьезностью. Жизнь скоротечна, и мне бы хотелось относиться к этому легко.
Есть сюжеты, посвященные самому Осташову и его семье. Так, «Девочка с бамбуковым мечом» рассказывает о младшей дочери художника Соне:
– Ей восемь лет, и она занимается карате. Я не против, лишь бы нравилось. Соня очень часто рядом со мной в мастерской. Леплю лошадку – и она лепит лошадку. Я девочку – и она девочку. Целую коллекцию создала. Все время отвлекает, задает вопросы, иногда о скульптурах, но все больше о себе.
«Парадный портрет»
Сейчас Андрей успешный востребованный художник, его работы хранятся в музеях и частных коллекциях Беларуси, России, Испании и других стран. Но так было не всегда.
– Одно время, лет 10–15 назад, я работал в спартанских условиях, без отопления и света. На протяжении лет шести – в подвале без окон. Все поменялось, когда поверил в себя и начал показывать работы. Появились зрители, компаньоны, начались продажи. Наверное, мне повезло. Очень важна обратная связь. Кому-то кажется, что зритель ничего не понимает в искусстве. На самом деле у людей есть знания, которыми они готовы поделиться, но их надо услышать.
Выставка работает с 5 декабря по 5 января 2016 года в Авторской галерее Андрея Осташова (Минск, ул. Максима Богдановича, 1)
ФАКТЫ
- За килограмм отлитой бронзы надо заплатить 120 долларов. Одна скульптура может весить больше сотни килограммов.
- «Маленькие левитации» существуют в двух отливках: один в Москве, другой – в Минске.
- «Прогулка в лесу бабочек» создавалась дольше остальных. Только лошадь автор лепил месяца два-три, постоянно переделывая, изменяя пропорции, чтобы она смотрелась ирреально и одновременно гармонично.