Председатель правления БДФ — о секретах долгожительства проектов и портрете благотворителя

У добра не может быть границ


Время — лучший тест на прочность. И Белорусский детский фонд его прошел. Старейшая общественная организация страны, объединяющая спонсоров, волонтеров и других неравнодушных людей ради интересов детей, была создана еще в конце восьмидесятых, а развивалась уже в суверенной Беларуси. Не одно поколение ребят из неполных, многодетных семей, с инвалидностью, оставшихся без родителей, ощутило на себе эту заботу. Накануне 35‑летия фонда председатель правления Людмила Кондрашова рассказала, с чем подошли к этой дате общественники, радеющие за детское счастье.

Через годы, через расстояния

— В 1993 году мне довелось быть делегатом первого Национального детского парламента, создание которого инициировал Белорусский детский фонд, а с 1999‑го, когда стала работать журналистом, начала активно писать о его инициативах. Недавно с удивлением обнаружила: часть проектов продолжает реализовываться и по сей день. Фонд принципиально делает ставку на долгосрочные программы?

— Мы действительно стараемся, чтобы наши подопечные ощущали не разовую, а перманентную поддержку. И в этом плане самый, пожалуй, яркий пример программы-долгожителя — «Теплый дом». По нашей инициативе в стране в 1989 году был создан первый семейный детский дом. В то время это была совершенно новая форма воспитания в отличие от интернатов. В первые годы работы фонд из собственных средств выплачивал зарплаты мамам, которые брали на воспитание сирот. В нулевых с помощью спонсоров мы стали строить и покупать, а также оснащать коттеджи для развития семейного воспитания — таких появилось 43.


А с 2006 года строительство жилья для семей стало ежегодно финансироваться из госбюджета, и фонд взял на себя сопровождение воспитанников, их культурное и духовно-нравственное развитие. Сейчас в стране 289 семейных домов.
— Есть и другие инициативы, которые со временем трансформировались в государственные программы и проекты. Взять хотя бы помощь детям с тяжелыми сердечными заболеваниями.

— В сложные 90‑е — годы становления страны — мы организовывали лечение за рубежом детям с пороками сердца. 400 девочек и мальчиков со смертельными диагнозами в рамках программы «Детское сердце» прооперировали в лучших клиниках мира за счет средств фонда. Чуть позже мы стали приглашать целые бригады кардиохирургов и других специалистов, которые вместе с нашими врачами спасали детей уже в Республиканском детском хирургическом центре. Благодаря этому удалось сохранить жизни еще полтысячи детей. Потом уже и белорусские врачи стали ездить в составе международных бригад в другие страны спасать детские жизни. В Беларусь уже давно не нужно приглашать кого-то из-за рубежа, чтобы исправить тяжелый сердечный недуг. За помощью едут в РНПЦ детской хирургии из-за границы. Мы же продолжаем помогать клиникам медицинским оснащением, посещаем в стационарах детей.



— Помнят ли ребята, которых вы опекали, что им когда-то так помогли?

— Вы знаете, бескорыстие обречено на обратную связь. Многие из ребят, когда выросли, стали либо спонсорами, либо волонтерами фонда. Например, Дашу из Гомеля, которая страдала недостаточностью митрального клапана, прооперировали в рамках проекта «Детское сердце». Она поставила себе цель: стать педиатром, чтобы помогать детям. Сегодня она дипломированный врач, трудится в Гомельском медуниверситете и много сил отдает благотворительному движению. Сергей, которому в начале 2000‑х исправили сложнейший порок сердца, сегодня директор школы, занимается проблемами детей-сирот и активист фонда. А Надежда Кучер, обладательница титула «Певица мира» и двух престижных театральных премий «Золотая маска», в 6 лет пережила спасительную операцию. Сегодня она поет на наших мероприятиях… И этот список можно продолжать долго.

Не оскудевает рука дающего

— Меняется ли портрет вашего благотворителя с годами? Предположу, что экономические санкции серьезно подкорректировали список тех, кто жертвует на детские нужды.

— Геополитика и санкции влияют на нашу деятельность. Раньше среди компаний, которые финансировали проекты, было немало крупных зарубежных. Остались с нами единицы — кто убежден, что дети должны оставаться вне политики, а настоящее добро способно проникать через любые барьеры. Чтобы упросить логистику пожертвований из-за границы, в ближайшее время мы откроем электронные карточки, благодаря которым можно, выдерживая все требования законодательства страны, быстро переводить средства как физлицам, так и юрлицам на нужды фонда. Думаем, число благотворителей вырастет.


Самые надежные партнеры — это земляки. Желание белорусских предприятий поддержать ребенка, оказавшегося в беде, не зависит ни от политических конфликтов, ни даже от экономической ситуации. Это касается и простых граждан. 
Суммы мне сравнивать не хочется. Они ведь определяются не столько силой желания помочь, сколько финансовыми возможностями каждого. Известная отечественная компания выделила более 635 тысяч рублей, полностью взяв на себя затраты по проекту, направленному на профилактику нарушений зрения у детей сельской местности. А один минчанин каждый день перечислял по рублю с лишним на протяжении 27‑суточного новогоднего марафона. Любой факт участия нам дорог.

— А как насчет патриотических идей? Сделали свой вклад в Год исторической памяти, Год мира и созидания?

— Фонд, между прочим, и начал свою историю с проекта по сохранению исторической памяти. Мы еще в 1988 году стали собирать данные о малолетних узниках фашистских концлагерей и провели первый слет живых свидетелей ужасов Великой Отечественной. Сегодня, работая в патриотическом направлении, мы стараемся и учесть особенности наших подопечных, и раскрыть тематику. О чем мечтают дети и их родители-воспитатели в семейном детском доме? Когда ребят десять, а то и больше, выбраться с ними куда-нибудь в Минск или регион очень сложно. Для них даже однодневная экскурсия — полноценное путешествие. Вот фонд и организует 1 — 3‑дневные экскурсионно-познавательные поездки, во время которых они посещают мемориалы и памятные места, музеи. 550 детей-сирот со своими родителями преодолели маршрут «Линия Сталина» — Хатынь — Музей истории ВОВ — Национальная библиотека.


В Год мира и созидания плеяду наших проектов мы решили украсить еще одной инициативой. Высадим в домах семейного типа яблоневые сады.
Закупаем саженцы деревьев и вместе с Республиканским центром экологии и краеведения реализуем задуманное. Яблоня — дерево семейное, к тому же цветет необыкновенно. Каждый ребенок, который будет расти в такой атмо­сфере, станет немного счастливее.

ЦИФРЫ

Только за последние пять лет на помощь детям фонд направил более 7 миллионов рублей.

И ЭТО ТОЖЕ БДФ

♦ В 1991 году предложил принять Закон «О правах ребенка», подготовил первый его вариант, а затем участвовал в его разработке и утверждении.

♦ Выплачивает стипендии одаренным детям из неполных и приемных семей, детям-инвалидам.

♦ В 1988 году инициировал отмечать в Беларуси 1 июня Международный день защиты детей.

♦ Вручает премию взрослым, которые улучшают жизнь детей, «Друг детей» (получили 90 человек) и премию имени Туснолобовой-Марченко для многодетных семей, которые воспитали пятерых и более биологических детей и служат примером взаимопонимания и любви (получили 95 человек).

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter