Тяга к теплу

Почему в новых домах сыро и холодно?

Почему в новых домах сыро и холодно?


Видели ли вы, как сосульки появляются не снаружи, а внутри жилья? Я видела — в квартирах дома по улице Багрима, 11/1 в Барановичах. Ледяшки ежедневно намерзают на подоконниках квартир введенного в эксплуатацию в декабре 2008 года дома. За окном минус — сосульки растут, за окном плюс или нулевая температура — тают.


— Ну и как здесь можно жить? — чуть не плачет мать троих детей Валентина Демина, хозяйка 72–й квартиры, демонстрируя мне «заросли» голубоватой плесени в гостиной и спальне да нерастаявшие, хотя на улице и оттепель, сосульки. Воздух в комнатах тяжелый и сырой. Детские пеленки и одеяльца, специально положенные хозяйкой на все подоконники, впору отжимать: мокнут от воды, стекающей по стеклам.


— Я пожаловалась, мне сказали: проветривай лучше, мол, в первый год в новых квартирах всегда влажно. А как проветривать? В комнатах и так выше 17 градусов не бывает!


И вправду — 17. Сама убедилась. А влажность, которую, кстати, измеряли специалисты, приглашенные строителями, — 68 процентов. Хотя допустимые параметры в отопительный период — 30 — 65 процентов. Трое детей в семье Деминых болеют, не переставая, особенно младший годовалый сынишка. Родители уверены, что происходит это как раз из–за тяжелого микроклимата квартиры.


Жилье Деминых «заплакало» еще до того, как они в него вселились, — во время ремонта. Та же история и в 78–й квартире: температура то плюс 13, то 16 — в зависимости от погодных условий на улице. Влажность тоже повышенная — запотевают окна, отсыревают углы и потолки. У вентиляции в туалете, упорно затягивающей сырой воздух с улицы, — заплесневевшее пятно.


— Лучше бы я пожила еще год на съемной квартире, чем в таких условиях, — сожалеет хозяйка Татьяна Дмуховская. — Все равно электричества «напалила» на круглую сумму: постоянно обогреватель включен. Плесень обрабатываю медным купоросом, но и это не помогает...


Жалуются на влажность, холод и обратную тягу в вентиляционных каналах жильцы 62–й и 34–й квартир. Да и остальные не молчат. То грешат на окна (мол, доплатили за них более чем по 3 миллиона рублей, а они холод пропускают), то на вентиляцию, которая почему–то не работает, то на строителей, не поставивших побольше радиаторов в квартирах.


Только вот куда ни обращаются новоселы, уже потерявшие надежду на то, что будут услышаны, ответ один: «Виноваты сами, проветривайте правильно!» Может, и проветривали бы, если бы не холод. Впрочем, даже у тех, кто осмеливается это делать, ситуация ничем не отличается.


Я отправилась в филиал СУ–172 ОАО «Стройтрест № 25». Именно это предприятие возводило здание на улице Багрима.


— Я в строительстве с 1976 года, а такую наледь в квартирах увидел впервые, — признался мне при встрече его директор Владимир Харченко. — Когда мы сдавали объект, претензий у новоселов к строителям не было. Конечно, в процессе эксплуатации дома могут проявиться недостатки. Будем исправлять — для этого и даются 2 года гарантии.


Хорошо бы еще Владимир Викторович сказал как. Но ни он, ни инженер производственно–технического отдела Петр Ляшук, побывавший одновременно со мной в квартирах жильцов, определить причину холода и «парности» не смогли. Как о причине говорили в основном о недостаточном проветривании и об обратной тяге, которая, мол, случается зимой в холода и при низком атмосферном давлении.


Наличие обратной тяги в холодное время подтвердили мне и в барановичском Комбинате противопожарных работ. Однако начальник комбината Анатолий Тарасенко уверен, что в большинстве случаев вентиляционные шахты не работают по вине строителей.


— В канал может просто кирпич выдаваться или стена неровная — вот и не будет вентиляция нормально работать, — сказал он. А потом добавил, что на момент приемки дома все шахты в нем функционировали нормально.


Начальник отдела качества выполненных работ стройтреста № 25 Татьяна Грищенко продемонстрировала мне целое «исследование» специалиста «Белжилпроекта» по поводу того, в каких случаях вентиляция не работает. Вариантов много. Мол, и остекленные лоджии в домах со стеклопакетами этому способствуют, и то, что люди не ставят окна на «микропроветривание», и то, что в целях экономии отключается отопление лестничных клеток и чердаков... Я же нашла в этом документе очень важные, на мой взгляд, строки, которые и процитирую: «Снижение температуры воздуха внутри помещения сразу же сказывается на работе вентиляции, потому что естественная вентиляция работает за счет... разности давлений, а значит, и температур наружного и внутреннего воздуха». То есть если температура внутри квартир станет такой, как полагается по санитарным нормам и правилам, возможно, и вентиляция заработает, и сырость уйдет.


Побывав в квартирах многострадальных новоселов, я вспомнила случившуюся несколько лет назад в Барановичах трагедию, когда из–за неисправных вентиляционных каналов в квартирах дома по улице Тельмана, оборудованного газовыми колонками, продуктами сгорания отравились 5 человек. Та трагедия всколыхнула всю страну... Дом по улице Багрима тоже подключен к газопроводу. Но внятных ответов на закономерные вопросы его жильцов сегодня почему–то не может дать никто...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter