Турист ломает голову

Минск и мемориальный комплекс «Хатынь» наконец–то соединил рейсовый автобус
Минск и мемориальный комплекс «Хатынь» наконец–то соединил рейсовый автобус. Ходит раз в день, но расписание составлено так, что можно спокойно осмотреть комплекс вдоль и поперек и не опоздать на обратный рейс. На все про все дается два часа. Эта новость, вполне возможно, осталась бы местечковой, а значит, незамеченной, если бы не символизировала своего рода перелом в отношениях транспортников и представителей туристической отрасли. 



Мы немало делаем для того, чтобы белорусы чтили память своих предков, помнили о подвиге народа в годы войны, реставрируем замки и усадьбы, но, по сути, оставляем многие свои достопримечательности в транспортной блокаде. Добраться «дикарем» до некоторых знаковых памятников архитектуры и исторических мест, просто воспользовавшись общественным транспортом, увы, практически невозможно.

«Мы в «Хатынь» хотим. И в Мирский замок. И в Несвижский. И «Дудутки» увидеть». Планы, которые рисовала коллега Оля из Москвы перед поездкой в Минск на майские праздники, были грандиозными. Меня как радушного хозяина тем временем мучил вопрос не где побывать, а как добраться. В «Хатынь», положим, поедем на машине. Отца попрошу. Недалеко. Курган Славы покажу из окна автобуса, пока будем из аэропорта ехать. Только так. Посреди трассы нас никто не высадит. В «Дудутки» ходит рейсовый автобус. Полтора часа езды, пусть и с остановками у каждого столба. Всего три раза в день? Ладно, подстроимся. Мирский замок — не проблема. Транспорта из Минска, особенно в выходные дни, туда полно. Разве что билеты лучше куплю им заранее. Затем в Несвиж? Пожалуй, в следующий раз. Несмотря на относительную близость, два этих входящих в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО замка, которые туристы привыкли посещать за одну экскурсионную вылазку, фактически отрезаны друг от друга. Здесь — монополия таксистов, готовых урвать за поездку немалые деньги.

Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, замечает: на транспортную проблему частенько обращают внимание не только туристы, но и представители туристических фирм. Позиция отрасли — с определенной периодичностью к знаковым для страны достопримечательностям должны ходить автобусы и маршрутки, чтобы туда хотя бы в выходной день мог добраться каждый желающий, частенько разбивается о железобетонный, подкрепленный экономическими выкладками, аргумент транспортников. Мол, возить нескольких человек себе в убыток не собираемся.

Нескольких? Странная позиция. На личных авто приезжают тысячи, на экскурсионных автобусах — сотни. Так почему же общественному транспорту в расчетах отведена столь скромная доля? Кстати, из Мира моим российским коллегам удалось выбраться только третьим автобусом, благо шли они после обеда с интервалом 20 минут — и все под завязку. Рейсы на туристические «Дудутки», утверждают в минском автопарке № 4, по выходным хотя и не битком набиты, но никогда не пустуют. Да и неспроста же утренний автобус Минск — Новогрудок на лето продлили до популярного среди отдыхающих озера Свитязь...

Плохо, когда чьи–то спорные экономические расчеты становятся на пути развития имиджа страны. В очередной раз повторюсь: вокзал, аэропорт, общественный транспорт, разветвленная маршрутная сеть по достопримечательностям, туристическим объектам, санаториям и базам отдыха — именно та самая пресловутая вешалка, с которой начинается театр. В данном случае — складывается впечатление о стране. Так как мы зовем гостей, говорим о гостеприимстве, если не можем, а быть может, просто не хотим предоставить возможность туристу увидеть все наши главные красоты?

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 98 (24728). Среда, 27 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter