Цветочная душа. Советы Елены Алейник

Цветочная душа

Цветы — остатки рая на Земле. Лучше и не скажешь. А какое наслаждение любоваться ими! Елена Алейник из Гомеля, сколько себя помнит, всегда разводила цветы. Сначала у мамы в деревне, потом у себя на даче, а теперь вот и при доме. 13 лет назад благоустроенную двухкомнатную квартиру в новостройке обменяла на старенький домик в пригороде. Сегодня здесь все иначе. Появилась огромная кухня, роскошная прихожая… Видоизменился и участок. Целых 7 соток той самой райской красоты, которой можно любоваться каждый день и каждую минуту. Увлеченным цветоводом был и папин брат Марченко Платон Илларионович — не пропускал ни одной выставки. Наверное, у Елены его цветоводческие гены.


— В мире цветов и тепло, и прохладно, целый букет ароматов и звуков, — романтично замечает Елена Георгиевна. — Цветы, возможно, самые нежные и открытые создания в мире. За небольшой уход они платят буйными красками и долгим цветением.

Поначалу все было как у всех: картофель, томаты, огурцы… Потихоньку перестраивали дом, обустраивали участок. А клумбы становились все больше и больше, пока и вовсе цветы не выселили всех огородных соседей. Муж Юрий Владимирович и дочери Юлия и Светлана, а также внуки Андрей и Артем во всем помогают и очень гордятся таким увлечением. А поводов для этого немало: что ни культура, то шикарная коллекция.

Любимые пионы

Елена вспоминает, что самый первый пион появился у нее лет 40 назад: подруга привезла из Болгарии. А поскольку сорта его никто не запомнил, то и сегодня (жив старожил!) его называют «Болгария». Всего же в коллекции более 150 сортов. Без пересадки пионы могут расти до 50 лет. Во многом они неприхотливы и просты в уходе. Благодаря этому (а еще ярким природным цветам и шикарному раскидистому кусту) они входят в десятку самых популярных в мире многолетников. Разве можно остаться равнодушным к их густому аромату и нежным соцветиям? Да и по цвету они бывают самые разные.

— Всем более привычны белые, розовые и бордовые пионы, — говорит Елена. — Но сегодня в мире уже создано их больше 6500 сортов самого разного окраса. Малиновые, вишневые, желтые и кремовые, зеленые и почти черные… Фиолетовый оттенок встречается довольно редко. Чаще попадаются темно-красные, бордовые или пурпурные пионы. Самый известный из фиолетовых — «Императорская корона». Нежный окрас от розового до сиреневого у «Цветочной росы» и «Сары Бернар». Из желтых — «Бартзелла», «Гарден Треже», «Лемон дрим», «Йеллоу Краун». Зеленоватый отлив у кактусовидного «Грин хало».

Большая редкость — по-настоящему синие и голубые пионы. Селекционеры порой хитрят, называя новые сорта, к примеру, «Синий сапфир» или «Голубой лотос». Голубоватый у них лишь оттенок бутонов. На деле же они чаще всего оказываются сиреневыми или розовыми. Черные пионы — разновидность темно-пурпурных или темно-бордовых. В пасмурную погоду их действительно можно принять за черные. Супермодные сейчас и пионы пастельных тонов. Один «Пастелеганс» с большими густо-махровыми цветами и розово-персиковыми бутонами с золотистыми тычинками чего стоит! К слову, это самый дорогой сорт пиона в мире. Да и в Беларуси цена небольшой деленки доходит до 2—3 сотен долларов.

«Лимон Шифон».
«Грин хало».  «Пастелеганс». 
У одних пионов сердцевина цветка более темная, а наружные лепестки — намного светлее. У других — наоборот. Разнятся они и по форме цветка: махровые, полумахровые или немахровые. А еще бывают травянистые, древовидные и ИТО-пионы. Последние — нечто среднее между первыми двумя: куст как у древовидного, но все побеги отмирают каждый год. К сожалению (а может, и к счастью), форма и окраска цветка у ИТО-пионов зависит от возраста растения, ухода за ним и условий роста. Поэтому они, как хамелеоны, во время цветения несколько раз меняют цвет лепестков. Да и у привычных пионов зачастую цветок в бутоне одного цвета, а открывшийся — уже другого.

Знаменитый путешественник и первооткрыватель Марко Поло, впервые увидев пионы, назвал их «розами, большими, как кочан капусты». И это отчасти так: диаметр некоторых цветов доходит до 25 см.

Пионы Елена Георгиевна всегда делит осенью: в это время стебли и корневая система переходят в состояние покоя и легче перенесут пересадку. Весной же период реабилитации будет дольше.

В посадочную яму обязательно закладывает дренаж (пионы не любят застоя воды) и готовит питательный грунт, в составе которого компост, 100 г «Доломитовой муки», 200 г «Суперфосфата», 300 г золы и 70 г «Сульфата калия». Им и заполняет яму так, чтобы до края осталось 13—15 см. Выкладывает деленку, засыпает грунтом, поливает и уплотняет.

Зацветут пионы через 2—3 года, когда корни окрепнут и привыкнут к составу почвы. После схода снега каждый куст обязательно проливает раствором «Перманганата калия»: 1 г на 10 л воды. Иногда для профилактики от поражений всевозможными грибками и вирусами проходится еще и 1-процентным раствором «Бордоской жидкости».

А чтобы растениям хватило сил нарастить листву и пойти в рост, подкармливает весной «Аммиачной селитрой», — спичечный коробок на 10 л воды. Перед цветением и во время него — еще по одной подкормке. Вокруг куста делает 3—4 прокола, засыпает в них «Суперфосфат» и присыпает землей. Пока сухо, удобрение просто лежит, а после дождя начинает работать. Чтобы цветы были пышнее, всегда убирает бутоны на боковых стеблях еще в стадии горошения, оставив только один центральный цветок. После того, как опадут все лепестки, цветоносы вырезает, а сами кусты подкармливает фосфором и калием — для лучшей перезимовки.

Поскольку пионы чувствительны к уровню кислотности грунта, то Елена обязательно подсыпает под кусты «Доломитовую муку» или древесную золу.

Не раз замечала, что одни и те же сорта на разных почвах ведут себя совершенно иначе. На песчаниках пион никогда не покажет всей своей красоты. Почва ему нужна питательная и хорошо удерживающая влагу.

Сам себе селекционер

Не менее роскошна и коллекция лилейников — более сотни сортов. Самый любимый? Елена Георгиевна так и не смогла назвать: каждый по-своему дорог, в каждом есть нечто запоминающееся и трогающее душу. Желтые, розовые, оранжевые, красновато-коричневые… И это только природные их формы. А сколько нестандартной окраски — с полосками или пятнами, биколором, цветной окантовкой, махровостью, «рюшами», зубчатым краем лепестков…

А в этом году Елена попробовала себя и в роли селекционера. Хотела, чтобы были плотные и крупные лепестки, а также букли по краю. И — о чудо! — получилось. Персиково-лососевый лилейник, не похожий на родителей, — гордость хозяйки.

     
— Селекция лилейников — увлекательное занятие, — откровенничает Алейник. — Главное, диплоиды скрещивать только с диплоидами, а тетраплоиды — с тетраплоидами. И еще чуточку ботаники: в цветке лилейника 6 тычинок и один пестик, на конце которого находится рыльце. Когда цветок раскрывается, на пыльниках тычинок хорошо видна желто-оранжевая пыльца. Вот ее-то и надо перенести от «папы» на пестик будущей «мамы». Проще всего, отделив тычинку у одного цветка, потереть ею рыльце пестика другого. Это и будет опылением. Но одного подхода мало: надо хотя бы 3—4. Лучшее время для ручного опыления лилейников — утро с 6 до 11 часов, когда цветы уже открыты, а насекомые-опылители еще не летают. Но спешить не надо: к началу операции пыльники должны успеть раскрыться, а пыльца — высохнуть и стать пушистой. Я опыляла лилейники с интервалом в полчаса. Если идет дождь, затея может не получиться. Тогда иду на хитрость. Пыльники отрываю и несу в дом, чтобы просохли, а потом уже приступаю к опылению. Если все сделано правильно, то через несколько дней опыленный цветок лилейника увянет и опадет сам (обрывать его нельзя!), а на его месте появится семенная коробочка размером с горошину.

Солнечная ягода

В тесном объятии цветов по всему участку высажен и виноград — 36 сортов. Там, где кустики еще небольшие, по соседству с ними квартируют томаты и огурцы. Но это временно и только в этом сезоне. Первыми 13 лет назад появились «Агат Донской», «Плевен» и кишмиш «Мираж». А в общем, каждый год рокировка: одни сорта уходят, другие появляются. Остаются лучшие из лучших. Из последних приобретений — нашумевшие «Рембо», «Алвика», «Фурор», «Полонез-50», «Красава», «Гелиодор», «Велес», «Байконур»… Ставка на сладкие и урожайные сорта — «Айсар» один из них.


Защита винограда от болезней и вредителей — задача особая и непростая. Вот уже два года, как Елена Георгиевна не использует «Медный» и «Железный купорос». У нее своя схема защиты. Открыв виноград после зимовки, ничего не применяет, пока побеги не просохнут и не отрастут на 3—4 см. Потом проводит первую обработку баковой смесью, в составе которой (из расчета на 10 л воды) 30—40 мл «Ридомила голд», 4 мл «Топаза» и любое эффективное средство от насекомых. В этом году это была 1 таблетка «Инта-вира». И разводить ее надо в теплой воде.

Вторая обработка — перед цветением — этим же составом. Третья — накануне цветения — «Спасителем винограда». И еще одна — после цветения. Здесь уже на 10 л воды дает 25 мг регулятора роста «Нарцисс» и 4 мл «Топаза». Отличная страховка от гнили — «Свич».

Поскольку большая часть сортов вызревает к 1 сентября, то все обработки старается провести до середины июля. А потом переходит на природные составы. Заметила, что обычная пищевая сода очень хорошо борется с такими заболеваниями, как серая гниль, оидиум и отгоняет от гроздей гусениц и ос. К тому же ее, в отличие от химических препаратов, можно применять на любой стадии развития, даже во время созревания плодов и активного плодоношения.

   
Старается содовые обработки проводить каждую неделю. В 2 л чистой воды растворяет 1 ст. л. соды в стеклянной или эмалированной посуде. Смесь сразу идет в работу, так как через три часа после приготовления она теряет свою силу и активность. Для клейкости же добавляет в содовый раствор мыло.

Практикует и йодовые обработки: 1 мл йода на 1 л воды. 0собенно эффективны они при поражении серой гнилью и милдью. Первую проводит, когда ягоды размером с горошину, вторую — в период их созревания. Еще один вариант — смесь 1 мл йода с 1 л сыворотки. Такой раствор можно наносить каждую неделю. Йод — это не только защита от патогенов, но и подкормка, ускоряющая созревание урожая.

Близкое соседство с цветами, конечно же, чревато для винограда такими вредителями, как трипсы. Но здесь выручает «Инта-вир». Можно и «Актару» чередовать с «Фитовермом».

Дополнительно, как цветники, виноград вручную не опыляет. Грозди многих сортов и так достигают 2,5—3 кг. Особенно у «Юлиана», «Преображения», «Юбилея Новочеркасска».

Правда, от перегруза у таких гигантов очень часто гребеножка, переброшенная через проволоку шпалеры, перегибается и велик риск, что под тяжестью ягод она может переломиться. Да и питание поступает хуже, отчего гроздь может и засохнуть. Чтобы этого не произошло, Елена надевает как защиту на изогнутую гребеножку разрезанную вдоль полиэтиленовую трубочку диаметром около 1 см.

Цветочное царство

Несмотря на явных фаворитов, не забыты и другие цветочные культуры. И к каждой из них у хозяйки — свой подход.

Так, болотные гибискусы (а их также немало — 23 сорта) не боятся даже 25—30-градусных морозов, а вот от переизбытка влаги вымокают и загнивают. Поэтому на зиму укрывает их корни подложкой под ламинат. Она дышит и не пропускает влагу.

Что касается сирийских гибискусов, то первые три года надо укрывать и их. По осени Елена каждый побег укорачивает на треть, а затем поверх куста надевает полипропиленовый мешок из-под сахара. Иногда и два. Плотно затягивает шнурок внизу куста, чтобы укрытие не сдуло ветром. Чаще всего именно иссушающие зимние ветры и губят цветочные почки. Главное, дождаться, чтобы побеги одревеснели внизу. После этого об укрытии можно забыть. Даже подмерзнув, сирийские гибискусы хорошо отрастают.


А вот красавица катальпа (чем-то похожа на рододендроны) зимует без укрытия. Чего не скажешь о цветных и пестролистных гортензиях. Несмотря на теплый гомельский климат, на зиму их обязательно надо укрывать. Елена не раз замечала, как однолетний прирост враз погибал даже после 2—3-градусных осенних заморозков. Укрывает так же, как и виноград. Наклоняет, пришпиливает скобами к земле, набрасывает дорнит (дорожный спанбонд), а поверх него еще и синтетические мешки. Использует и подложку под ламинат.

Радуют глаз гигантские хосты, листья которых вряд ли уместятся в двух ладонях. Бругмансия хоть и требует много внимания, зато дает за сезон до трех волн цветения. В прошлом году одно такое многолетнее чудо было размером с беседку: более сотни огромных бутонов-колокольчиков цвели одновременно! А вот с зимовкой бругмансии сложнее: попробуй отнеси в хранилище кадку с таким гигантом!

Свой подход у Елены ­Георгиевны и к юкке. Чтобы она чаще радовала новыми бутонами, после цветения не только убирает сам цветонос, но и выкапывает всю розетку, из которой он шел. Как правило, вторично она зацветает очень и очень редко, а питания на себя оттягивает очень много. А так больше достанется «молодежи».

Как на картине

Несомненная гордость Елены Георгиевны и девичий плющевидный виноград Вича. Он уже оплел весь гараж. Когда смотришь на него в первый раз, кажется, что кто-то очень искусно расписал стену под виноград. Красота необыкновенная! Даже не верится, что это живое растение — настолько правильные в нем все листья. Да и растут они все одинаково под небольшим углом к стене.

По своей красоте и неприхотливости эта лиана превосходит многие другие. Вся прелесть ее в том, что она сама ползет по стене. Благодаря ветвистым усикам со своеобразными присосками, на концах которых есть вздутия, она взбирается на любую поверхность. Присоска, коснувшись чего-то твердого, сразу же выделяет клейкое вещество, которое и удерживает лиану на высоте без всяких дополнительных подвязок, сетки или проволоки.

Девичий плющевидный виноград — культура морозостойкая, хотя в очень холодные (а главное — бесснежные) зимы может и подмерзать. Чтобы этого не случилось, Елена по осени обязательно укрывает его корневую систему, используя все тот же дорнит. Ну и, конечно, чистя дорожки, подбрасывает снега, когда он есть.

Надо сказать, что эта многолетняя лиана заметно выигрывает в сравнении с обычным девичьим виноградом. Летом это густая стена из кожистых трехлопастных листьев. Осенью — шикарная золотисто-бронзовая ширма.

Пожалуй, единственный минус лианы — трудность в размножении. При посеве семян из-за расщепления теряется вся красота необычного листа. При вегетативном же размножении черенки вроде бы и укореняются, но очень быстро погибают. За столько лет найти подход к этой красавице и размножить ее так и не удалось.

Елена Георгиевна уверена, что в каждом растении заложен некий таинственный смысл любви, дружбы и сострадания. В течение сезона цветы не только меняются сами, но и волшебным образом меняют нас, делая добрее и лучше. Их необыкновенная красота и божественный аромат способны яркими красками разрисовать если не душу, то уж настроение точно. Чем не райский уголок?

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter