Партия СИРИЗА вновь получила мандат на правление на ближайшие четыре года

Ципрас и кредиторы. Кто кого?

Эффект от только что прошедших выборов в Греции оказался приглушенным из–за переживаемой Европой катастрофы, которую сравнивают с 11 сентября 2001 года. Сегодня, когда у европейских берегов Средиземного моря каждый день причаливают лодки с мигрантами, европейцам не до греков, дважды входящих в одну и ту же политическую реку... А между тем «греческое решение» сегодня как никогда поучительное и актуальное. Партия СИРИЗА вновь получила мандат на правление на ближайшие четыре года. Победа ее лидера Алексиса Ципраса для Евросоюза — не решение, а часть проблемы. Что делать с непокорными политиками, которые бросили вызов всей европейской системе и получили безоговорочную поддержку собственного населения?



Да, в итоге изнурительной борьбы Ципрасу все–таки пришлось подписать соглашение с кредиторами, обязывающими провести жесткие реформы (сокращение пенсий и зарплат, новые увольнения в госсекторе) в обмен на кредит в размере 86 миллиардов евро. Кажется, будто в этой длившейся несколько месяцев схватке Брюссель все–таки сломил, победил молодого греческого бунтаря, но это была пиррова победа. То, как молодому греческому премьеру выламывали руки на переговорах, еще более разозлило и разочаровало граждан этой страны. Поэтому они еще раз пришли и проголосовали за Ципраса. Всем понятно, что это было голосование не за подписанную им программу, но против тех, кто эту программу Ципрасу навязал...

Ципрас смирился экономически, понимая, что возвращения к драхме больше нет. Но он не смирился политически, поставив на кон свою карьеру и возвратясь к власти с новым мандатом, выданным ему на четыре года. Обратите внимание, что сегодня Ципрас образует коалицию не с проевропейскими силами, а с правыми популистами из партии «Независимые греки». Левые радикалы в одном флаконе с правыми популистами — гремучая смесь, и похоже, она возобладает во всей Европе, если сегодня Евросоюз по–прежнему будет давить на несогласных.

Долговая проблема была лишь легкой разминкой перед новыми испытаниями единой Европы. Кстати, в одном из интервью Ципрас признался, что во время переговоров с европейскими кредиторами осознал всю «власть денег». Но даже этой могущественной власти сегодня не хватает, чтобы залить вторую, куда более страшную проблему, с которой сегодня столкнулся Евросоюз.

Эта проблема уже вызвала резкие разногласия в среде вполне умеренных европейских политиков. Венгерский премьер Виктор Орбан по–другому воспринимает проблему нелегальной миграции, нежели Ангела Меркель. Чешский президент Милош Земан неоднократно критиковал политику ЕС по мигрантам и делал заявления в поддержку России. Премьер Сербии Александр Вучич призвал Германию прекратить выплату мигрантам карманных денег, которые превышают зарплату в его собственной стране. А Чехия лишь прошептала, что нужно что–то делать с корнем проблемы, прекратив войну в Сирии, правда, чешский премьер Богуслав Соботка, как пишут местные СМИ, тут же в страхе отступил, как только генсек НАТО погрозил пальчиком...

Все эти мелкие скандалы и скандальчики пока что не более чем выпускание пара в закипающем чайнике. Но что, если котел переполнится?

Чехия, Венгрия, Словакия и Польша категорически отказываются от навязываемой Германией системы квот. Страны, по которым проходит внешняя граница ЕС — Венгрия, Греция, Италия и Испания, не желают выполнять Дублинскую конвенцию, предписывающую оставлять мигрантов в первой стране на пути их следования. А ведь все это и есть «европейские ценности», под которыми понимается готовность и впредь принимать на содержание мигрантов, презирающих европейскую культуру и порядки. Пока Брюссель настаивает именно на таком подходе, рядовые европейские граждане выходят на митинги протеста.

Пассивность Меркель перед лицом очевидной проблемы, называемой «11 сентября Евросоюза», подрывает ее авторитет не только в собственной стране, но и в Европе. Коллективное руководство ЕС — Брюссель — с начала мая, когда началось афро–арабское нашествие на континент, тоже не смогло принять ни одного дееспособного решения по обузданию мигрантского кризиса. В такой ситуации избиратели начинают присматриваться к новым лицам в европейской политике, и есть ощущение, что скоро эти новые лица прорвут все существующие шлюзы.

Именно так поступил бывший–настоящий греческий премьер Алексис Ципрас, выиграв на волне протеста за прошедшие семь месяцев двое выборов и один референдум. Пример заразительный для остальных его европейских коллег, особенно на фоне очевидного политического бессилия старых европейских грандов.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 181 (24811). Вторник, 22 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter