Н.Я.Гальпяровiч, Н.Г.Ванiна. Полацк — бацька гарадоў беларускiх Мiнск, Пачатковая школа, 2010.
Я ад дрэва твайго. Полацку прысвячаецца. Фотаальбом. Укл. Т.I.Жукоўская, вершы Н.Я.Гальпяровiча Мiнск, Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2010.
Так случилось, что эти книги разных издательств и вышли одновременно, и посвящены одной теме — Полоцку, и автор у них есть общий. В первой книге поэт Наум Гальперович — соавтор краеведческого текста, в альбоме фотографии сопровождены его стихотворениями. Что объяснимо, поскольку Гальперович родом из Полоцка. Книга «Полацк — бацька гарадоў беларускiх» открывает серию «Гарады i гiстарычныя мясцiны Беларусi». Великолепно оформленный том рассказывает и об истории легендарного города, и о его современности. Страницы летописей и изображения фресок, храмы и памятники, рыцари и дамы Полоцка, его музеи и знаменитые жители... Среди красочных иллюстраций есть и рисунки детей. А фотоальбом «Я ад дрэва твайго...» приглашает в лирическое, поэтическое путешествие по Полоцку. Путешествие, в котором надо всматриваться, вчитываться, вслушиваться...
Анатолий Мариенгоф. Роман без вранья. Роман. Мемуары Москва, ЭКСМО, 2009.
Проза Мариенгофа пропитана желчью в равной степени, как и талантом. Мариенгоф придумал и проповедовал имажинизм, коим увлек своего друга Сергея Есенина, а это важная и горькая страница биографии писателя. Даже на обложке этого сборника он — в тени великого друга. А ведь поначалу планировал с ним на пару править умами! Но Есенин ушел, стряхнув с себя бирочку имажиниста, а Мариенгоф остался известен специалистам в качестве «друга Есенина». Неудивительно, что Мариенгоф словно пытается доказать себе и другим: посмотрите, Сергун был просто человеком, почему вы так его вознесли? Страшная подробность жизни Мариенгофа: его сын, юный талантливый красавец Кирилл, окончил жизнь так же, как и Сергей Есенин. Любопытны мемуары Мариенгофа. Но есть произведение, которое выводит его за рамки статуса «заклятого друга»: а именно роман «Циники». Это действительно одно из лучших произведений о послереволюционной эпохе. Великолепный стиль, очень современный. Фразы отточены как бритва. Невероятно щедрая образность. И жестокий, как сама жизнь, сюжет... А под насмешливо–рассудочным тоном прячется щемящее повествование о настоящей любви, которая все прощает и все покрывает... Главные герои — «осколки» прошлого, приспосабливаются к изломанному времени. Если смерть становится частью жизни, приходится вступить с ней в страшные пляски... Единственное, что есть у этих людей, — их интеллект, никому не нужная изысканность оранжерейного цветка. Они перестают ужасаться, когда одни их родственники расстреливают других, когда приходится обменивать золото на гнилую картошку, когда муж отпускает жену к любовнику, с которого она берет деньги, чтобы сдать в фонд голодающим... Их маска — холодная улыбка... Голодая, они утверждают, что жить невозможно без французской краски для губ, и последние ценности выменивают не на хлеб, а на конфеты «Пьяная вишня»...
Роман был напечатан за границей в 1928 году, и Мариенгофу пришлось срочно от него отрекаться. «Циники» были прочно забыты на десятилетия, Мариенгоф тоже. Теперь их открывают заново.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.