Циники и поэты

Книжный навигатор

Н.Я.Гальпяровiч, Н.Г.Ванiна. Полацк — бацька гарадоў беларускiх Мiнск, Пачатковая школа, 2010.


Я ад дрэва твайго. Полацку прысвячаецца. Фотаальбом. Укл. Т.I.Жукоўская, вершы Н.Я.Гальпяровiча Мiнск, Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2010.


Так случилось, что эти книги разных издательств и вышли одновременно, и посвящены одной теме — Полоцку, и автор у них есть общий. В первой книге поэт Наум Гальперович — соавтор краеведческого текста, в альбоме фотографии сопровождены его стихотворениями. Что объяснимо, поскольку Гальперович родом из Полоцка. Книга «Полацк — бацька гарадоў беларускiх» открывает серию «Гарады i гiстарычныя мясцiны Беларусi». Великолепно оформленный том рассказывает и об истории легендарного города, и о его современности. Страницы летописей и изображения фресок, храмы и памятники, рыцари и дамы Полоцка, его музеи и знаменитые жители... Среди красочных иллюстраций есть и рисунки детей. А фотоальбом «Я ад дрэва твайго...» приглашает в лирическое, поэтическое путешествие по Полоцку. Путешествие, в котором надо всматриваться, вчитываться, вслушиваться...

 

 

Анатолий Мариенгоф. Роман без вранья. Роман. Мемуары Москва, ЭКСМО, 2009.


Проза Мариенгофа пропитана желчью в равной степени, как и талантом. Мариенгоф придумал и проповедовал имажинизм, коим увлек своего друга Сергея Есенина, а это важная и горькая страница биографии писателя. Даже на обложке этого сборника он — в тени великого друга. А ведь поначалу планировал с ним на пару править умами! Но Есенин ушел, стряхнув с себя бирочку имажиниста, а Мариенгоф остался известен специалистам в качестве «друга Есенина». Неудивительно, что Мариенгоф словно пытается доказать себе и другим: посмотрите, Сергун был просто человеком, почему вы так его вознесли? Страшная подробность жизни Мариенгофа: его сын, юный талантливый красавец Кирилл, окончил жизнь так же, как и Сергей Есенин. Любопытны мемуары Мариенгофа. Но есть произведение, которое выводит его за рамки статуса «заклятого друга»: а именно роман «Циники». Это действительно одно из лучших произведений о послереволюционной эпохе. Великолепный стиль, очень современный. Фразы отточены как бритва. Невероятно щедрая образность. И жестокий, как сама жизнь, сюжет... А под насмешливо–рассудочным тоном прячется щемящее повествование о настоящей любви, которая все прощает и все покрывает... Главные герои — «осколки» прошлого, приспосабливаются к изломанному времени. Если смерть становится частью жизни, приходится вступить с ней в страшные пляски... Единственное, что есть у этих людей, — их интеллект, никому не нужная изысканность оранжерейного цветка. Они перестают ужасаться, когда одни их родственники расстреливают других, когда приходится обменивать золото на гнилую картошку, когда муж отпускает жену к любовнику, с которого она берет деньги, чтобы сдать в фонд голодающим... Их маска — холодная улыбка... Голодая, они утверждают, что жить невозможно без французской краски для губ, и последние ценности выменивают не на хлеб, а на конфеты «Пьяная вишня»...


Роман был напечатан за границей в 1928 году, и Мариенгофу пришлось срочно от него отрекаться. «Циники» были прочно забыты на десятилетия, Мариенгоф тоже. Теперь их открывают заново.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter