Один день с белорусскими трансплантологами

Центр, где возвращают надежды

Ровно 45 лет назад в 4–й минской больнице на базе клиники урологии Минского мединститута команда академика Николая Савченко выполнила пересадку почки — первую в СССР. С тех пор наша трансплантология переживала и взлеты, и падения. Достаточно сказать, что в 2005–м на всю страну было выполнено лишь 8 пересадок почки. Все изменилось с принятием прогрессивного закона о трансплантации органов и тканей и открытием наисовременнейшего РНПЦ трансплантации органов и тканей в 2010–м. С тех пор технологией пересадки почки овладели врачи в четырех регионах, на днях к ним присоединилась и Витебская областная клиника, где новый орган получили сразу два пациента. В целом же на счету белорусских трансплантологов уже более 2.600 пересадок (почки, печени, сердца, поджелудочной железы, легкого, комплекса органов) и безусловное лидерство на пространстве СНГ. Корреспонденты «СБ» провели полдня в коллективе медиков, чьи имена пациенты передают из уст в уста.

 
Алексей Щерба.

07.50. Заведующий отделом трансплантологии РНПЦ трансплантации органов и тканей кандидат медицинских наук Алексей Щерба ведет нас по коридорам 9–й клинбольницы, где в ночь с 2 на 3 апреля 2008 года группа молодых специалистов совершила переворот в отечественной медицине — впервые пересадила печень. Роль первой скрипки взял на себя Олег Руммо, нынешний руководитель центра, Алексей Щерба ему ассистировал, а всего в той операции на разных этапах участвовали 23 медика, теперь составляющие ядро центра. Сейчас такую трансплантацию выполняют 7 хирургов в самостоятельных командах с анестезиологами и медсестрами.

Кстати, и сегодня могла произойти очередная пересадка. В клинику уже прибыла пациентка, которая не первый месяц ждет донорского органа. Но родственники донора, увы, не дали согласия. Это их право. Поэтому медики будут ждать нового случая. А он, говорит Алексей Евгеньевич, может представиться и через месяц, и следующей же ночью. Вообще, конец рабочего дня, выходной или праздник для коллектива центра, где наивысшая ценность — человеческая жизнь, понятия весьма условные...

08.00. За пятнадцать минут до утренней планерки в кабинет Алексея Щербы заходит пациент, которому печень пересадили всего месяц назад. Ранее он страдал циррозом печени. Незадолго до операции 59–летний Николай Федотов пережил инсульт, что существенно усложняло дело... Сегодня он приехал, чтобы обсудить с доктором кое–какие свои жалобы, но в целом очень доволен:

— Знаете, я как будто заново родился! Конечно, приходится часто сдавать анализы, принимать много лекарств, большинство из которых, к слову, получаю бесплатно. Но главное — я жив! И врачи обещают, что скоро смогу делать практически любую работу. Знаю, какие дорогостоящие эти операции. А мы ведь с женой люди простые... Нижайший поклон врачам, стране!

 
Уже через несколько часов после пересадки почки Артур Душевский (слева) и Владимир Куприян делились своими историями.

Единственное, о чем сейчас очень сожалеет Николай Викторович, — по существующим правилам он не может узнать имя своего донора. Но, говорит, исправно ставит за этого безымянного для него человека свечки в храмах...

08.15. Бежим на планерку. На ходу Алексей Щерба объясняет, как живется людям с циррозом печени:

— Ко всему прочему, они заметно обессилевают. При осложнении цирроза, печеночной энцефалопатии, иногда даже теряют память. Дезориентация, изменение поведения, заторможенные движения, речь... Но после кардинальной операции пациент об этом даже не вспомнит!

...В зале, где собрались около 50 медиков, подробно обсуждают каждого госпитализированного больного. Здесь не только врачи–трансплантологи, но также хирурги 9–й клиники и специалисты смежных направлений. Можно сказать, работает коллективный разум и без права на ошибку.

08.45. Наступает время обходов. В отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии занято 10 коек, в отделении трансплантации — 26. Нашим гидом становится заведующий отделением анестезиологии и реанимации Евгений Сантоцкий. Самому младшему из его подопечных — 23, самому старшему — 81.

— Далеко не все, кто находится в реанимации, перенесли трансплантацию, — говорит доктор. — Некоторые поступили с серьезными осложнениями и обострениями хронических заболеваний. Но важно понимать: именно трансплантационная хирургия открыла такие просторы для медицины, которые еще несколько лет назад считались просто невероятными.

 
Непреходящая ценность — человеческая жизнь.

Впрочем, маловероятным еще в начале 2000–х могло показаться и все то, что мы видим сегодня: уютные палаты, современные операционные и лаборатории, новейшее высокоточное оборудование от УЗИ до КТ. Символично, что в стране сделали ставку на развитие трансплантации в Год здоровья. Не пожалели огромных средств — и не прогадали. Да, пересадки органов относятся к разряду высокотехнологичных, где требуются не только исключительное мастерство, врачебный талант и знания, но и систематические организационные изменения. А потому по себестоимости очень недешевы. Но труд врачей окупается сторицей. Они возвращают людей к полноценной жизни. Тогда как каждая операция для иностранцев (их 4 — 5% в общем числе трансплантаций) возмещает расходы по пересадке органов 3 белорусам. Таким, например, как 30–летний Владимир Куприян и 23–летний Артур Душевский. Всего за несколько часов до нашего знакомства каждому пересадили почку. Оба еще подключены к аппаратам врачебного контроля, но уже улыбаются.

Владимиру тяжелый хронический гломерулонефрит достался по наследству от матери. 7 лет мучился. Каждую неделю по три раза ездил из поселка Чисть в Молодечно на диализ. По профессии Владимир электромонтажник, но полностью реализовать себя в профессиональной сфере из–за болезни, увы, не получалось:

— Понимаете, очень трудно и обидно нормальному мужику жить как бы вполсилы и все время мотаться по поликлиникам, тем более когда рядом жена и трое ребятишек. Но теперь вот, спасибо врачам, я уверен, что обязательно добьюсь всего, о чем мечтал! И обязательно родим четвертого!

Артур в этом году только окончил БГУ, получив профессию менеджера по недвижимости. С почкой проблемы возникли еще в 14 лет.

— И все–таки мне повезло: на диализе провел только полгода, донор нашелся быстро.

Через дней 7 — 10 Владимир и Артур, вероятнее всего, уже отправятся по домам...

Между прочим, самым маленьким пациентам центра было всего 5 месяцев от роду. Как Лизе Хруль из Лиды. Печень ей пересадили 3 ноября 2012–го. Семья, где растут еще двое ребятишек, считает это вторым днем рождения своей любимицы.

— Очень повезло, что операцию сделали сразу, — вспоминает мама Наталья. — Сомневались ли в успехе и профессионализме наших врачей? Да вы что! Они же боги...

Сегодня, 3–летняя Лиза — вновь пациентка РНПЦ. Проблема обозначилась нешуточная: трансплантат начал отторгаться. В этом нет ничьей вины — индивидуальная реакция организма. Случай, увы, не первый. Алексей Щерба не исключает, что может потребоваться повторная пересадка печени, в связи с чем мама девочки уже обследована и подготовлена к роли потенциального донора. Но сейчас все–таки подробнейшим образом проанализируют ситуацию и еще поборются.

11.00. Алексей Щерба одного за другим консультирует пациентов, по каждому случаю принимая необходимые решения. Об одном подопечном Алексей Евгеньевич рассказал подробнее — история–то поучительная:

— Мы ему 5 лет назад в возрасте 19 лет пересадили печень. Все началось с обычной простуды. Реакция мамы: срочно жаропонижающее! Не помогло. Она другое лекарство, третье... Потом начинает давать антибиотики... Где–то за неделю парень поменял около 7 лекарств. И несмотря на то что препараты давались в правильной дозе, у него стала стремительно развиваться острая печеночная недостаточность на фоне лекарственного гепатита. Молодой человек таял на глазах, когда его доставили к нам. Вечером подключили к аппарату искусственного дыхания, а ночью он впал в кому. И просто чудо, что всего через несколько часов нам удалось сделать пересадку. Теперь представьте себе удивление парня, который, проснувшись, узнал, что у него новая печень! Он еще долго не мог поверить в произошедшее.

12.00. Святая святых — операционный блок. В одной из операционных колдуют над 66–летним мужчиной, который 8 месяцев назад решил, что рак легкого лучше оперировать за деньги в одной из клиник ближнего зарубежья, а не бесплатно на родине. И вот он снова на столе под скальпелем. Уже третий час операцию ведет заведующий отделением торакальной хирургии и трансплантации легких РНПЦ Сергей Еськов:

— К 15.00, думаю, управимся...

Алексей Щерба замечает:

— Фактически не осталось сфер, где мы чего–то не можем. И скажу без всякого зазнайства: в области трансплантации, хирургии печени и поджелудочной железы Беларусь — несомненно, в первых строчках мирового рейтинга. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что за границей якобы проблему автоматически решают лучше. Да, немецкая медицина эффективная, но это не значит, что ты попадешь в руки специалиста более профессионального и опытного, чем на родине. Не раз и не два оказывалось, что лечение за рубежом и рядом не стоит с тем, что предлагаем мы. А сколько раз в клиниках Германии пациенты получали рекомендации лечиться именно в Беларуси!



К слову, буквально на днях делегация специалистов центра вернулась из Брюсселя, где три дня подряд представляла доклады мирового уровня. Не в первый раз нам предоставляют трибуну, но теперь это имеет качественную окраску — белорусскую трансплантологическую школу ценят и уважают, за что медики боролись долгие годы.

13.00. Даже самый рядовой день врачей–трансплантологов изобилует событиями и героями настолько, что впору писать роман. Не закрадывается ли у них мысль о том, чтобы подороже продать свои талант и умения где–нибудь за рубежом?

— Да, я тоже однажды задал себе этот вопрос, — признается Алексей Евгеньевич. — Но ответил на него быстро и однозначно: нет. Потому что здесь мои родители, семья, дети, близкие, друзья... Почему я должен лечить чужих мне по культуре, истории и менталитету людей? Хочу, чтобы наши пациенты имели передовые возможности лечения. Во–вторых, я с коллегами очень благодарен стране, которая в нас поверила, обучила и дала возможность проявить себя. Ну и, в–третьих, есть вещи гораздо значимее денег... Впереди у нас еще большой путь. И без личной инициативы, профессионального азарта, корпоративного духа и упорства не обойтись.

Цифры «СБ»

С начала года проведено пересадок: печени — 51, сердца — 23, легкого — 1, поджелудочной железы — 5, l почки — 238.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 180 (24810). Суббота, 19 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter