Трудно быть брэндом

Заметки о мировых кинопремьерах февраля
Заметки о мировых кинопремьерах февраля

Так бывает: земную жизнь пройдя до середины, нынешние кинорежиссеры с именем оказываются если не в сумрачном лесу, то на своеобразном распутье... Продюсерский диктат напирает, нет новых идей, творческий голод давно утолен, но остались тлеющие угольки амбиций и перспектива получить под свое знаковое имя весьма солидный бюджет.

Быть брэндом в кинорежиссуре, коим является известный американский режиссер Вуди Аллен, весьма сложно. Все ждут от тебя ни шока и провокации, а чего–то знакомого, привычного, как бабушкины булочки с кунжутом. Как заметил в своей автобиографической книге «Сам овца» Андрей Макаревич: «Я могу писать какие угодно песни, но на втором часу концерта любая публика неизменно начинает скандировать: «По–во–рот!» и ничего поделать я с этим не могу».

Предчувствуя некую исчерпанность прежней стилистики, режиссеры–брэнды на каком–то этапе вдруг решают резко изменить свою творческую манеру, расширить или, наоборот, сузить очерченный круг тем. Они словно бы перестают радоваться прошлым удачам, а иногда и вовсе меняют свой постоянный актерский ансамбль, принесший им когда–то успех. Происходит это, видимо, не со всеми, а только с тем, кому становится скучно с самим собой и своими зрителями. Кто–то, как американский режиссер Гас ван Сент, неожиданно уходит в простоту форм, в статичность, кажущуюся иногда нарочитой. Видно, что ван Сент хочет повторить успех своего фильма «Слон» о трагедии в американском колледже. Фильм, напомним, принес автору «Золотую пальмовую ветвь» и необычайно поднял его очки в кинематографическом рейтинге. Однако его последующие работы — «Последние дни» и «Параноид Парк» подобных высоких оценок не получили...

Вуди Аллен, наоборот, в последних картинах насыщает композицию кадра действием и динамикой. Он не бежит от реальности, наоборот, принимает ее с азартом мальчишки, пытается разобраться во всех хитросплетениях, с ее криминальными разборками, интригами, человеческой жадностью, равнодушием.

В новом фильме «Мечта Кассандры» в центре внимания вновь оказывается тема денег, алчности современного общества. Есть в нынешних героях Аллена что–то от романтичных хулиганов О`Генри или Джека Лондона, мечтавших разбогатеть любым путем — отправившись на золотые прииски или предприняв незаконную аферу.

Последние работы классика «Матч пойнт» и «Сенсация» как раз об этом — о современных аферах. Они показали нам совсем нового Аллена. В фильмах появился весьма серьезный криминальный налет. Раньше эту краску мастер использовал только в комическом ключе.

В фильме «Сенсация» Аллен и вовсе обратился к загробным мирам. Во время фокуса героиня–журналистка встречала призрак своего коллеги — мертвого английского журналиста, который сообщал ей информацию о серийных убийствах.

И вот теперь трагикомедия «Мечта Кассандры», подтверждающая, что Аллен решил отказаться от себя прежнего. По афише кажется, что это типичный голливудский блокбастер. Тем более что и в главных ролях здесь заняты не кто–нибудь, а Колин Фаррел («Александр», «Рекрут») и Эван Макгрегор («Неглубокая могила») — актеры во многом культовые. Но на самом деле «Мечта Кассандры» — это история двоих братьев, и у каждого из них проблемы с денежными долгами. Поддавшись на уговоры своего дяди, они решают пойти на преступление.

Заканчивается все, как и положено, плохо. Посыл авторов можно толковать по–разному. Но мне кажется, что и «Матч пойнт», и «Сенсация», и «Мечта Кассандры» составляют своеобразную современную лондонскую «человеческую комедию» от титулованного короля жанра. Нынешняя трилогия — жесткая, странная, порой абсурдная. Но, может, все же стоит прислушаться к старине Аллену из уважения к его манхэттенским сединам?


VIP–премьеры

Что: «4 месяца, 3 недели и 2 дня» («Золотая пальмовая ветвь», Канны–2007).

Где: Дом кино.

Когда: с 18 по 24 февраля.

О чем: 1987 год, Румыния, до падения коммунистического строя остались считанные годы. Две университетские подруги Отилия и Габита пытаются решить проблему нежелательной беременности. Это история двух студенток, одна из которых делает нелегальный аборт. Действие происходит в середине 80–х годов прошлого века, и буквально каждая деталь безошибочно говорит об эпохе социализма, причем так, что намеки понимают и люди, не пережившие этот опыт.

Автор сценария и режиссер — Кристьян Мунджу. В ролях: Анамария Маринка, Лаура Василиу.

Что: «Старикам тут не место».

Где: Дом кино.

Когда: с 21 февраля.

О чем: экранизация романа Кормака Маккарти о суровых нравах Юга США. Неподалеку от Рио–Гранде охотник случайно натыкается на дюжину трупов, партию героина и 2 млн. долларов наличными.

Из американской криминальной драмы фильм превращается в нечто более глубокое, затрагивая темы столь древние, как Библия, и столь современные, как заголовки утренних газет.

Режиссеры — Этан Коэн, Джоэл Коэн. В ролях: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Стивен Рут, Келли Макдоналд, Хавьер Бардем.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter