В Жабинковском районе — самом маленьком по площади в Беларуси — живут люди с большой душой

Трилистник счастья

С названием города Жабинка не все так просто, как можно подумать. Одни считают, что поселение получило название от реки Жабинки, другие — от трилистника-жабника, что растет на ее берегах (он изображен на гербе и на флаге района), третьи — от всем известных бесхвостых земноводных. В 2021 году Жабинка отметит 204 года,  а полувековой юбилей в статусе города выпал на декабрь 2020-го. Жабинка — крупный железнодорожный узел, соединяющий Брест с Минском и Лунинцем. Шесть лет назад райцентр стал городом-спутником Бреста. Значит, хорошие перспективы у самого маленького района в стране. Он занимает всего 684 квадратных километра.

 
И по населению тоже небольшой — здесь проживает чуть более 24 тысяч человек. Однако этот край давно занял достойное место в экономике, культуре, туризме. С этими местами связано имя Тадеуша Костюшко: в Сехновичах родовое поместье Костюшко-Сехновичских, а под Чижевщиной — мемориальная часовня и церковь в память о том, как в сентябре 1794 года армия Суворова разгромила здесь повстанцев Костюшко. Со всей Беларуси едут паломники в Хмелево — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Ну и, наконец, это янтарный край. В болотном массиве Гатча три года назад началась пробная добыча этого камня.



За каждым фактом в истории, за каждым достижением — люди. И сегодня рассказ о них.

Новая жизнь поселка торфяников

Ровно 50 лет назад первый секретарь ЦК КП ­БССР Петр Машеров помог строителям заложить капсулу в фундамент первого дома будущего поселка Ленинский. А через десять лет новый населенный пункт пересекла трасса Брест — Москва, потому каждый, кто на автомобиле добирался в Брест по М-1, может говорить, что побывал в Ленинском.


— Поселок строился для работников Гатча-Осовского торфобрикетного завода на месте бывшего шляхетского имения Отечизна. В те времена предлагались разные варианты названия, — рассказывает председатель Ленинского сельского Совета Николай Луговской и уточняет, что за два с половиной года его работы в этой должности предложений о смене имени поселка не было.

На рабочем столе у Николая Васильевича — бюст Владимира Ильича. Луговской — историк. Он считает, что без прошлого нет будущего.

В Ленинский молодой руководитель пришел с должности второго секретаря Брестского обкома ОО «­БРСМ». Не раздумывая взялся за дело и не пожалел о выборе. На территории сельсовета 11 деревень и 2,5 тысячи жителей. Почти 1,5 тысячи из них живут в Ленинском. 300 человек трудятся в ОАО «Рогознянский», столько же — в трех санаториях, еще есть торфобрикетный завод и 12 частных предприятий. Средняя школа, ясли-сад, амбулатория, церковь, магазины, почта, баня, котельная — Ленинский привлекательный для жизни.


Николай Луговской ведет нас в спортзал, на ремонт которого выделил 250 тысяч рублей:

— Недавно завершили капитальный ремонт и передали районной спортшколе. Дети занимаются легкой атлетикой и волейболом. Для взрослых — группы здоровья, футбол и волейбол.

Председателя сельсовета в первую очередь волнуют вопросы обеспечения комфортной жизни земляков. Когда он вступил в должность, первый этаж сельсовета перестал быть административным — теперь здесь аптека, отделение банка, швейная мастерская, парикмахерская, маникюрный салон.


В день нашего приезда глава местной власти вел прием граждан — это один из вариантов диалога. Можно обращаться к нему и через социальные сети, где созданы группы сельсовета. А еще Николай Васильевич поддерживает связь со старостами:

— Староста один выполняет функции всех депутатов сельского Совета. Депутат низшего звена — сегодня формальность, а вот староста — правая рука председателя. Думаю, следует включать в трудовой стаж работу старосты, если он трудоспособного возраста, и поддерживать материально.

Кузнец своего счастья

До Бреста — 30 минут на электричке, и многие работают в областном центре. Однако 33-летний Игорь Сидорчик не в их числе. Он строит дом в Жабинке, а в павильоне на местном рынке — его рабочее место. Точнее — кузница.


— Когда слышу, что в Беларуси нельзя заработать, мне становится смешно. В кузницу приезжаю в восемь утра, а домой возвращаюсь в девять-десять вечера. У меня заказов до марта, — Игорь разжигает горн, чтобы показать нам мощь огня.

Возле горна стоит толстое бревно с железной подставкой — наковальней. На нем кузнец работает с раскаленным металлом.

Игорь — известный мастер. Его изделия можно увидеть не только в Беларуси, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и даже в Швейцарии. Сейчас он трудится над воротами для костела родного райцентра.


— Никто из родственников к железу отношения не имел, — рассказывает Игорь о том, как выбрал дело по душе. — Сам я окончил с отличием техникум по специальности «Токарь-фрезеровщик», отслужил в армии, вернулся, устроился слесарем. Но не хватало романтики. Пошел в исторический клуб, к реконструкторам. Средневековье, посиделки, бои… Там я получал необходимую порцию эмоций и стал заниматься ковкой.

Свой бизнес Игорь начал с нуля в прямом смысле слова. Стартовым капиталом были деньги с продажи дедушкиного гаража. Купил необходимое оборудование, металл, стал искать клиентов.



Начав свое дело, новоиспеченный кузнец решил: счастье не может быть полным, если не делиться им с другими. Выковал посох (восемь с половиной килограммов!), купил костюм Деда Мороза и однажды в новогоднюю ночь с мешком конфет отправился к городской елке:

— Раздавал сладости и радовался как ребенок.

В следующем году Игорь снова был возле елки, и опять, и опять…


Он так увлекся, что стал главным героем детских утренников и даже открыл районную елку 2020 года. Так что теперь в Жабинке Игорь Сидорчик знаменит не только как кузнец, но и как Дед Мороз.

Его философия проста:

— Шестилетний сын Назар пока не догадывается, кем я становлюсь в новогодний вечер, но когда-нибудь я ему объясню, что для того, чтобы быть счастливым, надо делиться счастьем с другими…

«Каруначкi» на карте города

В декабре образцовому детскому ансамблю народного танца «Каруначкi» — 35. Дата праздничного юбилейного концерта пока не определена, но юные артисты вовсю к нему готовятся. Мы встретились на одной из репетиций в Жабинковском доме культуры. Парни и девушки лихо отплясывали в народных костюмах гопак.


Хрупкая изящная женщина командовала процессом — Ирина Феофановна Румко. Позвала она к себе детей, стала с ними в круг — и поди отличи ее от 15-летних девушек!

Ирина Феофановна (а в 18 лет — просто Ирина) приехала в Жабинку по распределению после окончания Гродненского колледжа искусств. Молодого специалиста определили на ставку методиста по работе с детьми, а по специальности — хореографом — стала работать вечерами после трудовых будней на общественных началах. Ей бы по дискотекам бегать, а она создала ансамбль, который к ее 20-летию сделал отличный подарок — защитил звание образцового.

Ирина Феофановна вспоминает, как выбирала название для коллектива:

— Открыла словарь, стала читать. И тут — «каруначкi». Почему бы не сравнить нашу жизненную дорогу с самотканым рушником, который украшают вышивка и кружева — «каруначкi»? Долго не раздумывала. Теперь мы украшаем наш небольшой город своим творчеством.



При наборе в ансамбль нет конкурса и строгого отбора. В «Каруначках» соединились в большую дружную семью дети разных возрастов. В городе три школы, приезжают также дети из деревень района. В среднем они проводят в коллективе 12 — 15 лет.

— Транспорт для выездов на конкурсы и концерты, костюмы — все это ложится на плечи родителей, я им благодарна, — говорит педагог.

В ансамбле танцуют только народные танцы: белорусские, русские, украинские, молдавские. В копилке коллектива большое количество побед в различных конкурсах. Куда бы ни поехали — возвращаются с наградами.


Ирина Феофановна рада, что в Жабинке любят их концерты:

— Раньше наши выступления смотрели человек двадцать, а теперь — аншлаг. Мы постепенно приучаем земляков к мысли, что наша культура, народный танец достойны любви.

Выносливость и дисциплина — те качества, которые формирует образцовый коллектив. Одни выпускники идут по стопам педагога — поступают учиться в Гродно. Другие сегодня танцуют во всех государственных ансамблях Беларуси и даже за границей. Кто знает, может, именно из «Каруначак» выйдут танцоры, которые прославят Жабинку на весь мир.  

Несладкая, но любимая

—В нынешнем году свекла была красивая с виду, однако сахаристость — невысокая. Весенняя засуха и осенние дожди сделали свое дело. Каждый следующий сезон не похож на предыдущий. Свекла — растение, а значит, живой организм. И относиться к ней надо соответствующе, — с теплотой рассуждает главный технолог ОАО «Жабинковский сахарный завод» Оксана Сидо.


Впрочем, вряд ли она проработала бы на предприятии 30 лет, если бы относилась к производству продукта питания без должного пиетета. Оксана — из трудовой династии сахарного завода.

— Мои родители окончили Киевский технологический институт пищевой промышленности, оттуда папа привез маму-украинку в Жабинку, — Оксана Николаевна вспоминает, что с шести лет ходила на завод за ручку с отцом, главным инженером, а в 11 лет попала с родителями в институт на встречу выпускников и решила, что будет учиться только тут.

После вуза вернулась инженером-технологом смены. В 1997 году предложили возглавить технологическую службу. Сейчас Оксана Николаевна считает, что занять такую должность в том возрасте было рановато:

— Помогали мне и руководство, и рабочие, но все положенные шишки набила. В вузе теоретическую базу нам давали хорошую, а вот практики было маловато.

Она пришла на завод, когда перерабатывали 3,5 тысячи тонн свеклы в сутки, а в нынешнем сезоне средняя производительность — 10,2 тысячи тонн. Работающих — почти 800 человек.



Оборудование в Жабинке сейчас — как на современном европейском заводе. В соответствии с госпрограммой развития сахарной промышленности с 2012 года велась поэтапная реконструкция и модернизация. Был разработан и утвержден бизнес-план инвестиционного проекта, на реализацию которого направлено 119,4 миллиона. Сейчас завершается отладка технологического процесса четвертой очереди объекта — сахаросушильного отделения.

Оксана Николаевна пригласила нас на сахарное производство. В 2020 году переработка свеклы на заводе началась в конце сентября, а в начале ноября уже завершена. Предприятие вступило в ремонтный период. Но в воздухе все еще летают невидимые частицы сахарной пудры, и запах соответствующий.

Спрашиваю у главного технолога, можно ли назвать ее работу «сладкой». Улыбается: «Нет». Эпидситуация внесла коррективы — в разгар сезона болели незаменимые работники, пришлось несладко.

Но, несмотря ни на что, Оксана Сидо называет себя счастливым человеком:

— Где хотелось, там училась, где нравится, там и тружусь. Дети выросли, жду внуков.

Семейный День железнодорожника

В Жабинке много подразделений Белорусской железной дороги. К примеру, Жабинковская дистанция пути отвечает за содержание путевого хозяйства в безопасном состоянии на участках от Жабинки до станции Лесная под Барановичами и от Жабинки до станции Ловча в Лунинецком районе. Это 533,3 километра главных путей и 221,4 километра станционных и подъездных.


Среди тех, кто уже 32 года обеспечивает безопасность пассажиров на белорусской магистрали, инженер-технолог производственно-технического отдела Татьяна Стоцкая. Фотография Татьяны Федоровны на Доске почета дистанции пути. Она неоднократно награждалась ведомственными грамотами и премиями.

Женщина улыбается, когда я спрашиваю, почему она стала не проводницей, а инженером:

— Мой дедушка Михаил Титович Калиш до войны работал на станции Тевли. Его я, к сожалению, не увидела — погиб в 1944-м под Варшавой. С детства наблюдала за поездами — жили в деревне у железной дороги. Двоюродная сестра работала проводницей. Благодаря ей впервые на поезде я прокатилась в Ленинград еще в школьные годы. Влюбилась в Северную столицу и поступила туда в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Родители, особенно отец, мой выбор поддержали, хотя и тяжело было отпустить единственную дочку. В школе и в вузе была комсомольским лидером, не боялась трудностей, так что моим характером, наверное, могу теперь объяснить выбор «мужского» инженерного направления.


Пришла дипломированный специалист в технический отдел Жабинковской дистанции пути, а тут практически одни мужчины.

— Очень хорошо меня приняли, многому научили, — Татьяна Федоровна вспоминает свой первый трудовой коллектив с благодарностью.

Стоцкая выезжает на геодезические съемки, работает с нивелирами, оформляет технические паспорта и мастерски справляется с другими ответственными заданиями.

На железной дороге большое внимание уделяется рационализации. Татьяна Федоровна с гордостью вспоминает, что именно на Брестчине (с участием Жабинковской дистанции пути) был получен патент на установку по размагничиванию рельсов. Изобретением пользуются по сей день.

День железнодорожника в семье Стоцких — семейный праздник. Супруг Александр Алексеевич — дежурный по переезду на станции Кобрин. Старший сын Сергей трудится в Жабинковской дистанции пути, в цехе дефектоскопии, а младший — Андрей — на кране путевой машинной станции «Брест». Как и Татьяна Федоровна, работу свою все они очень любят.

kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter