Три вопроса критику

Уважаемая Людмила! Моя дочь все вечера допоздна проводит за компьютером — пишет свои вариации на тему «Гарри Поттера» на специальных сайтах. Я как–то поинтересовалась — того, что она написала, хватит на книгу в 500 страниц. Мне кажется, у нее есть и слог, и образы. На другую тему Аня писать не хочет. Мне жаль ее таланта. Есть ли перспектива у того, чем она занимается?..

«Уважаемая Людмила! Моя дочь все вечера допоздна проводит за компьютером — пишет свои вариации на тему «Гарри Поттера» на специальных сайтах. Я как–то поинтересовалась — того, что она написала, хватит на книгу в 500 страниц. Мне кажется, у нее есть и слог, и образы. На другую тему Аня писать не хочет. Мне жаль ее таланта. Есть ли перспектива у того, чем она занимается?

С уважением, Лидия Петровна, Минск».


Я сама иногда удивляюсь, Лидия Петровна, сколько сил и времени тратят авторы фанфикшена на то, чтобы сочинять бесконечные продолжения к чужим произведениям, причем, как правило, не самого высокого пошиба: «Поттериана», аниме, «Пираты Карибского моря». Иногда продолжения действительно нисколько не хуже оригиналов. Явление это естественное — чаще всего психологическая сублимация и эскапизм, возможность пожить в вымышленном мире, часто — эротические фантазии или, скажем мягче, «девичьи грезы» (поинтересуйтесь, сколько на сайтах «фанфиков» откровенной порнографии). Известны случаи, когда из такого рода литературы возникали имена — тот же Ник Перумов начинал с «фанфиков». Даже Владимир Набоков написал заключительную сцену «Русалки» Александра Пушкина. Но все же, если ваша дочь сама хочет стать писательницей, искренне желаю ей поскорее начать писать что–то свое. Если несешь даже королевский шлейф — ты все равно не более чем паж.

 

«Дзень добры, Людмiла! Знайшоў у Iнтэрнэце, як студэнты цытуюць ваша выказванне пра тое, што якi, маўляў, сапраўдны малады паэт прыме заўвагi рэдактара. Вы праўда думаеце, што на рэдактарскiя праўкi можна не зважаць?

Alik».


Шаноўны Alik! Фраза вiдавочна выдраная з кантэксту, таму пазбаўленая адцення iронii. Вядома, трэба, каб пашанцавала на рэдактара. Адзiн мой знаёмы пiсьменнiк дасюль не можа дараваць, што калiсьцi рэдактар зганiў яго за вобраз «лямпачка вiсела ўнiз галавой». Кожны лiтаратар — я таксама — можа ўспомнiць прыкрыя выпадкi падобнага неразумення. З другога боку, няздольнасць бачыць свае хiбы яшчэ нiкому не дапамагала ў творчасцi. Сёння ўвогуле з прафесiйным рэдагаваннем мастацкiх тэкстаў праблемы. Надрукаваць у прыватных выдавецтвах можна што заўгодна, добра, калi хоць арфаграфiчныя памылкi выправяць. Моладзь страчвае разуменне таго, што лiтаратурная праца — наздвычай цяжкая, на мяжы чалавечых магчымасцяў. Гэта только здаецца, што «яно» прыйшло аднекуль само i лягло на паперу. Канечне, колькi б Сальеры нi пнуўся, «гуляка праздный» Моцарт яго пераўзыдзе. Талент адмярае неба. Але без працы талент не адбудзецца нават на дваццаць працэнтаў. Не трэба думаць, што калi табе вяртаюць твой тэкст, гэта трагедыя альбо з дурням справу маеш. Паверце, у таленавiтых людзей напачатку шмат што назаўсёды пакiдаецца ў чарнавiках. Толькi графаман абсалютызуе каштоўнасць кожнага ўласнаручна напiсанага радка.

 

«Может, вы знаете, Людмила, что сейчас с Сэлинджером? Он вообще собирается выходить из бункера? Это нормально для писателя — такое затворничество?

Оксана П., Могилев».


Увы, не собирается. Хотя жив и вроде здоров — классику ныне 89 лет. Правда, сидит он не в бункере — так прозвали специально для него выстроенный домик для работы. Домик, кстати, имеет очертания замка, принадлежавшего любимому поэту Сэлинджера Рильке, так что с комфортом, как вы понимаете, у автора «Над пропастью во ржи» все в порядке. Там есть сейф для рукописей, и человечество продолжает ждать, когда же из того сейфа появится нечто еще более великое. Но Сэлинджер — хитрец. Он «закопался», будучи на вершине. Попытки пробиться к нему бесполезны. Хотя предпринимают их постоянно — дочь Маргарет и бывшая девушка мэтра выпустили по книге о нем, разумеется, самого «желтого» пошиба. То, что Сэлинджер увлекся буддизмом, еще один аргумент для него в пользу бункера. Медитация, понимаешь. А в мизантропию впадали многие писатели. Вспомнить хоть Джонатана Свифта, который в последние годы жизни даже смотреть на этот мир не хотел. А в эпоху папарацци человек, достигший известности, но при этом не утративший тонкой душевной организации не то что в бункер — в иномир за спокойствием отправиться может.


Присылайте свои вопросы на e–mail rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter