Три вопроса критику

Уважаемая Людмила! Вы упоминаете об «эросе текста», но, насколько я понял из вашей статьи, этот термин не имеет отношения к эротике...

«Уважаемая Людмила! Вы упоминаете об «эросе текста», но, насколько я понял из вашей статьи, этот термин не имеет отношения к эротике...


DeksteriD».


Есть, есть такой чисто философский термин... Причем об эротике текста, или эросе текста, философы пишут столь сложно и пространно, что даже пересказывать скучно. Понятие это из области постмодернизма. «Столп» сего течения Ролан Барт писал: «Одно только чтение испытывает чувство любви к произведению, поддерживает с ним «страстные» отношения. Читать — значит желать произведение, жаждать превратиться в него». С другой стороны, Барт утверждал, что «текст должен дать доказательства, что он меня желает», а «воплощением вожделения» при этом становится смысл. Вот вам и эротика «не для средних умов»... «Языковая Камасутра» и «орфографические оргазмы». Впрочем, постмодернизм считает, что поскольку текст — нечто креативное, изменчивое и бесконечное, то и желание, возникающее в нем и к нему, неутолимо. Слышала более простое определение: литератор от процесса писания должен испытывать чувство, подобное чувству любви.


«Чула, што ў беларускай лiтаратуры ёсць твор «Арыстоцелевы вароты». Не маглi б вы распавесцi, што гэта такое i дзе яго пачытаць?


Лiдзiя Аляксандраўна, г. Брэст».


Гэты твор надзвычай таямнiчы i старажытны, нездарма яшчэ адна яго назва — «Тайна тайных». Узнiк ён у арабскай лiтаратуры Х — ХI стст. Да Арыстоцеля, дарэчы, не мае нiякага дачынення, хаця змест — павучэннi вялiкага старажытнагрэцкага фiлосафа Аляксандру Македонскаму. Тэкст падзяляецца на 8 частак, а тыя — на раздзелы, якiя называюцца «варотамi». Арыстоцель раiць Аляксандру, як сябе паводзiць, як будаваць дзяржаву, абыходзiцца са слугамi, правiльна размаўляць. Маецца раздзел пра фiзiягномiку: як па колеры валасоў i вачэй, форме броваў, вушэй i г.д. вызначаць характар чалавека. Ёсць i раздзел са звесткамi пра розныя лекi i парадамi па здароўi, напрыклад, не есцi надта шмат. Дзесьцi ў XVIII ст. «Арыстоцелевы вароты» былi перакладзены на лацiнскую мову, з лацiны — на многiя iншыя еўрапейскiя мовы... Пераклад на старабеларускую здзейснiўся ў XV — XVI стст. У XVI ст. царква «Арыстоцелевы вароты» забаранiла, але, напрыклад, у бiблiятэцы цара Мiхаiла Фёдаравiча гэтая кнiга была. Ёсць звесткi, што па ёй любiлi варажыць. Праўда, i па «Энеiдзе» Вергiлiя продкi часта варажылi... Даследчык Iван Саверчанка лiчыць: «Менскi спiс «Тайны тайных» — унiкальны помнiк нашага старажытнага пiсьменства i культуры; ён безумоўна патрабуе як мага хутчэйшага факсiмiльнага ўзнаўлення».


«Вы писали о судьбе последнего романа Набокова, который писатель завещал сжечь... Так все же состоится сожжение или нет?

 

Оксана Павлюченко, студентка».


После дебатов, охвативших весь цивилизованный мир, решение принято: воля писателя исполнена не будет. Сын Набокова Дмитрий, на которого возложено решение судьбы рукописи, хранящейся в швейцарском банке, объявил, что незаконченный роман под рабочим названием «Подлинник Лауры. Умирать смешно» будет опубликован. Роман Набоков писал уже тяжелобольным человеком, на 50 карточках, карандашом. Вероятно, издадут «Подлинник Лауры» именно так: без переплета, на 50 карточках, которые читатель сможет сам расположить по порядку. Набоков признавался, что этот роман ему приснился. Дмитрий Набоков даже немного рассказал о содержании: «Главное действующее лицо — очень крупный, толстый человек, очень умный, блестящий ученый. Он все больше и больше стал думать о смерти и о том, что собой представляет смерть. Отчасти, но не только, но отчасти из–за отчаяния, в которое его приводило совершенно развратное поведение молодой жены».


Появление книги вызовет, конечно, новую волну споров. С одной стороны, каждый имеет право не показывать потомкам черновики, с другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что репутации Набокова–классика уже ничто не повредит.


Присылайте свои вопросы и предложения на мой e–mail: rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter