"Третьяковка" привезла свои шедевры в Минск

«Третьяковка» стала ближе

С 5 сентября по 11 декабря в Минске покажут 56 шедевров из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Шедевры Государственной Третьяковской галереи снова в Минске. В третий раз одна из самых известных художественных сокровищниц мира представляет в белорусской столице коллекцию из своих фондов. Правда, знаменитые «Тройку» и «Девочку с персиками» минчане не увидят: обе картины пределов «Третьяковки» не покидают. Другие, чуть менее известные, но не уступающие по своей художественной ценности полотна Перова, Саврасова, Шишкина, Репина и Куинджи для обозрения вполне доступны: 56 произведений мастеров русской живописи будут экспонироваться в залах Национального художественного музея Беларуси до 11 декабря.


Чтобы увидеть шедевры Третьяковской галереи, теперь необязательно ехать в Москву.

Возможность «дома» не спеша насладиться шедеврами — результат многолетнего культурного сотрудничества нашего НХМ и российской Третьяковской галереи. Выставка «От реализма к импрессионизму» — это третий совместный проект двух музеев за последние десять лет. Первый — «Шедевры Государственной Третьяковской галереи» — приехал в Минск в 2003 году. Спустя четыре года минчанам представили еще одну новинку — выставку «Пленники красоты» из фондов российской галереи. Нынешняя экспозиция, уверена заместитель генерального директора по научной работе НХМ Надежда Усова, станет главным культурным событием второго полугодия 2015 года:

— Данная выставка — это не просто рассказ об истории искусств. Каждое полотно, пусть и часть чего–то общего, чего–то большего, — самостоятельная единица ощущения. Живопись Третьяковской галереи — это не строгий академизм, с которым в ту или иную эпоху борется молодое поколение художников, а нечто настолько живое, словно сами художники живы до сих пор.

Все произведения приехали в Минск впервые. Картины, к слову, взяты не из запасников, многие сняты со стен из постоянной экспозиции. Компанию классикам русской живописи в этот раз составили и уроженцы Беларуси, Фердинанд Рушчиц и Станислав Жуковский. Чтобы не потеряться в многообразии прекрасного и выполнить культурную программу по максимуму, мы выбрали топ–4 картин, пройти мимо которых нельзя. Зато потом, будучи в «Третьяковке», с чистой совестью сможете подольше задержаться у «Девочки с персиками».


Среди экспонатов — и хрестоматийная картина «На солнце»

«На солнце» Ильи Репина

С Надеждой Репиной минские ценители классического искусства уже знакомы — один из портретов дочери художника находится в постоянной экспозиции НХМ. «Лунную ночь» мастер написал в 1896 году в своей усадьбе Здравнево под Витебском, а спустя 4 года там же, на витебских просторах, появилась работа «На солнце». И вот два портрета Надежды Репиной впервые встретятся в одном месте.

На полотне, приехавшем из «Третьяковки», Надежде 26 лет. Судьба девушки сложилась трагически: после поездки в зону эпидемии тифа вторая дочь художника заболела, как тогда говорили, нервным расстройством.

— Надежда замкнулась в себе и остаток жизни провела в имении отца в финском поселке Куоккале, — рассказывает Надежда Усова. — Говорили, что она практически не выходила из своей комнаты. Так сложилось, что умерла Надежда Репина в один год с отцом, в 1931 году, в возрасте 57 лет.

«Березовая роща» Архипа Куинджи

«Третьяковка» привезла в Минск ту самую работу Куинджи, которая стала открытием для посетителей выставки Товарищества передвижников в 1879 году. В постоянной экспозиции главного нашего художественного музея, к слову, есть брат–близнец этого шедевра — картина с тем же названием, написанная Куинджи в 1901 году.

— Имя Куинджи стояло в нашем выставочном списке одним из первых. Мы, конечно, знали, что в собрании НХМ есть один из близнецов работы «Березовая роща», поэтому хотелось привезти именно ее, чтобы порадовать минскую публику. Многие, знаю, даже пытаются сосчитать количество отличий между работами, — рассказывает научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Маргарита Чижмак.

«Весна» Фердинанда Рущица

Дипломное произведение Рущица, написанное им в 1897–м в белорусском имении Богданово, тоже временно переехало из «Третьяковки» в НХМ. «Весну» для своей коллекции Павел Третьяков приобрел лично. Поговаривают, коллекционер был большим поклонником творчества нашего соотечественника.

Несмотря на то что Рущиц — уроженец белорусского села Богданово (в нынешнем Воложинском районе), из произведений мастера на родине хранится лишь две работы — картина «У костела» в НХМ, изображающая храм в Богданово, и пейзаж «Сарай и прясло для сена», который в апреле этого года пополнил корпоративную коллекцию Белгазпромбанка.

«Московский дворик» Василия Поленова

Одна из самых известных картин Поленова тоже впервые добралась до Минска. Известно, что в июне 1877 года художник переехал из Санкт–Петербурга в Москву и стал снимать квартиру на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Сохранились воспоминания художника, в которых он так описывал историю создания полотна: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Чуть позже эту картину Василий Поленов отправил в Санкт–Петербург на выставку художников–передвижников 1878 года. Работа имела огромный успех, и сразу после экспозиции ее для своей галереи приобрел Павел Третьяков.

КСТАТИ

Жемчужину экспозиции, работу Ильи Репина «На солнце», разместили на рекламной афише выставки.

На заметку

Посетители с фамилиями Шишкин, Перов, Серов и Поленов при совпадении могут попасть на выставку с 50% скидкой на билет. А при совпадении имени и фамилии – бесплатно.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 171 (24801). Вторник, 8 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter