Требуйте впечатлений!

Министерство спорта и туризма впервые отрапортовало о положительном сальдо в индустрии путешествий...

Министерство спорта и туризма впервые отрапортовало о положительном сальдо в индустрии путешествий. За прошлый год в домашних сусеках осело больше денег, чем было вывезено на южные курорты. Только за первые три месяца этого года на арену битвы за клиента вышли 144 новые туристические фирмы.


Давняя привязанность


Министр спорта и туризма Олег Качан прошлой осенью прогнозировал, что кризис повернет белорусов лицом к родине. И не ошибся. Хотя еще пару лет назад в адрес белорусских дорог, гостиниц звучали сплошные жалобы: все, мол, не так, как у людей. «У людей» — это значит в Европе. Европа, впрочем, бывает разная.


Конечно, у нас нет моря. «Но в Беларусь не едут для того, чтобы позагорать, — напоминает о здешней специфике Виктор Янковенко, директор департамента по туризму Минспорта. — К нам едут поохотиться, порыбачить, туристам интересно пройтись по тропам Березинского заповедника, посмотреть экологические зоны в Припятском национальном парке. При этом они могут пожить в добротном доме, попариться в бане и заплатить за все это меньше, чем в Европе. Я уж не говорю о лечении в санатории».


Говорить и правда нечего. Лучшие места в санаториях бронируют в декабре — на лето! В прошлом году таких броней было около 130 тысяч.


Деревенская проза


Нынче модно иметь домик в деревне и сдавать его летом приезжим из города. Кажется, это очень выгодно. Хотя сначала это был удел единичных хозяев.


Интерес к развитию туризма на селе вырос после появления Указа Президента от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма». «Домики в деревне» с тех пор растут как на дрожжах. В налоговых органах зарегистрировано более 900 агроэкоусадеб. Но странно: реально работает из них только половина.


В чем проблема? «Сначала многие сельчане надеялись быстро заработать, а теперь энтузиазм уступил место осторожности, — признает Валерия Клицунова, руководитель общественного объединения «Отдых в деревне». — Оказалось: мало поселить гостей, напоить молоком. Нужно еще вложить деньги в пресловутую инфраструктуру, удобства. Только каждый пятый владелец усадьбы сделал бизнес на своем приусадебном участке. Для остальных домики в деревне являются источником дополнительного, но не основного дохода».


В общем, крестьянину пока рано торжествовать. Валерия Клицунова советует подождать: «Когда упростится визовый режим с Евросоюзом — к нам придет новая волна туристов с Запада». С чего бы им к нам приходить, если усадьбы в Польше и Прибалтике давно и успешно поглощают наших «несостоявшихся» клиентов? Валерия Ильинична уже все просчитала: «У соседей расцвет сельского туризма пришелся на 90–е годы. Потом интерес спал. Мы же страна неизведанная, экзотическая в каком–то смысле — в общем, новинка на рынке. Спрос на белорусский агроэкотуризм будет, и отдых в деревне еще станет национальным брэндом».


Полесское сафари


Пожалуй, самая развитая сфера отечественного турбизнеса — экскурсии. Сколько проложено троп к историческим местам и природным заповедникам, трудно подсчитать. У каждой фирмы есть профессиональные гиды, которые придумывают новые повороты на уже изъезженных дорогах, чтобы привлечь публику на свою сторону.


Тем не менее в центре по санаторно–курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента нашли оригинальный ход. Стандартная экскурсия по Беларуси ограничивается максимум тремя днями. «Но мы предлагаем более продолжительные туры, до шести дней, комбинируя познавательные поездки к памятникам архитектуры, в заповедники и отдых», — анонсирует недавно разработанный проект Сергей Сосункевич, заместитель начальника туристического отдела «ЦентрКурорта».


Этакий микс «три в одном» и ценой впечатляет. Шесть дней за пятьсот долларов — не каждый потянет. Но продукт изначально ориентирован на приезжих. Маршрут сложный: от Минска до Минска через полстраны, с остановками в Беловежской пуще, Национальном парке «Припятский», Каменце, Бресте, Турове, Слуцке, бонус — полесское сафари с обедом на опушке леса, где вольно разгуливают олени и зубры. Масштабность замысла впечатляет. Комфорт гарантирован: проживание в трехвездочных отелях, чай–кофе на пути в автобусе. Что из этого выйдет?


Сергей Сосункевич пока осторожно констатирует тенденцию: наиболее востребованы путевки на 3 — 4 дня: постоянно есть спрос на поездки к Мирскому, Несвижскому замкам, большой интерес к христианским святыням Слонима, Жировичей, Сынковичей, Полоцка, бонтон — «Дудутки», «Линия Сталина», Беловежская пуща. Список популярных мест «утвержден» народной молвой: рекламировать эти точки на карте нет нужды. Сюда не зарастет туристская тропа.


Фест must go on!


Вероятно, средневековая тематика также из моды никогда не выйдет. Еще вчера рыцарские клубы напоминали собрания неформальной молодежи. Нынче это мейнстрим. Каждый город или местечко норовят отметиться собственным фестивалем средневековой культуры. 2010 год ставит рекорды: «Лошицкий фест» в Минске, «Замок Гедимина» в Лиде, «Заславский набат». В Новогрудке ожидается главное событие — «фест», посвященный 600–летию Грюнвальдской битвы. Под Борисовом в ноябре соберутся клубы со всей Европы по следам войны 1812 года, на «Линии Сталина» батальную тематику расширили до инсценировки событий XII века.


Свой праздник под названием «Рубон» будет и в культурной столице Полоцке. Фестиваль исторических реконструкций пройдет в мае, уже в третий раз. «В прошлые годы приезжало до трехсот рыцарей из всех соседних стран, — за масштабность акции и на этот раз ручается Николай Ильюшонок, заместитель председателя Полоцкого горисполкома. — О прибыльности «феста» для города говорить пока сложно. Никто не считал точного количества туристов в эти дни. Но турфирмы акция привлекает. В этом году в Верхнем замке будет инсценирован штурм города. Горожане увидят еще один фрагмент своей истории, туристы — яркую анимацию.


Из городского бюджета на организацию «феста» выделено только 30 процентов от необходимой суммы. Местная власть находит спонсоров, которые готовы вкладывать средства в развитие культуры и туризма.


Между тем мы уже можем позиционировать себя страной фестивалей. И не только исторических. До конца года в разных регионах пройдут пять байкерских «фестов» и четыре ралли внедорожников. Владельцы агроэкоусадеб в июне соберутся на «Заборский фест». В июле в Березовском районе запланирован фестиваль юмористов «Спораўскiя жарты», в августе в Ивановском районе ожидается очередной съезд кулинаров «Мотальскiя прысмакi».


В одном пакете


К сожалению, многие из шоу еще не скоро станут такими же известными, как «Славянский базар в Витебске». А значит, количество участников «фестов» не выйдет за пределы нескольких тысяч постоянных посетителей.


Налицо отсутствие единой базы данных всех туристических акций, которые проводятся в стране, равно как нет общедоступных справочников по экскурсионным маршрутам — дайджеста по фирмам и точкам на карте. Конечно, если поискать, то совершенно случайно можно наткнуться в интернете на заманчивые предложения развлечений от отдельных фирм. Некоторые компании располагают вполне приличными порталами в сети. Таких продвинутых — единицы из тысячи.


Туристу же, как своему, так и зарубежному, нужна панорама всех событий, интересных мест. На прошедшей в начале апреля выставке «Отдых» я поразился: сколько любопытных вариантов отдыха, маршрутов поездок по стране — сотни! Но все свалены в кучу, как в сэконд–хэнде. Конечно, рано или поздно и у нас на смену фирмам, специализирующимся только на санаториях, исключительно экскурсиях или на средневековье, придут компании, которые начнут продвигать страну в красиво упакованных пакетах. Для своих и для других. Кажется, пока лишь «ЦентрКурорт» уловил идею «продажи» страны в полностью «упакованном» виде. Но уже очевидно: если ходить по старым «протуренным» тропам, вряд ли далеко уйдешь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter