Траты и сбережения

Недавно наткнулась на любопытную информацию о том, что россияне больше склонны тратить, чем сберегать... Из России — с любовью!

Недавно наткнулась на любопытную информацию о том, что россияне больше склонны тратить, чем сберегать. Оказывается, докризисным трендом потребительского поведения в России было образование прослойки людей, предпочитающих только тратить и не делать никаких сбережений. Впрочем, это характерно и для других государств: так поступает примерно каждый пятый житель столиц.


Если даже в самые благополучные времена россияне предпочитали свои финансы вкладывать в потребности, а не доверять их сохранность банкам, то что говорить о дне сегодняшнем! Как москвичи тратят, я вижу регулярно. Достаточно оказаться в любом торговом центре столицы в выходной день, чтобы убедиться в торжестве психологии потребления, когда сам факт покупки становится едва ли не физическим удовольствием.


А вот как сберегают заработанное? Совсем недавно в ходу было незыблемое правило, что лучшее вложение — недвижимость. Тезис для Москвы, впрочем, на мой взгляд, всегда выглядел несколько теоретическим. Когда в себестоимость столичной недвижимости входили аппетиты всех, от кого зависела стройка, стены для рядового покупателя получались золотыми. Среди моих знакомых, во всяком случае, не было ни одного, кто попытался бы сберечь свои кровные такой покупкой.


Путем опроса пробовала выяснить, а не «вложился» ли кто из них, как советуют специалисты, в драгоценные металлы? Нет! Дамы печально осматривали свои украшения, сетуя, что лучшие друзья девушек, в случае чего, помогут пережить кризис душевный. Но вот финансовый — вряд ли. Даже широко разрекламированная покупка слитков из драгметаллов, оказывается, бюджеты спасает не очень: при обратной продаже возьмут НДС, да и скупают слитки московские банки по ценам ниже, чем продают. Свежий совет: открывать «металлические» счета в золоте, платине или серебре — по ним банки, оказывается, еще и проценты выплачивают.


Зато я узнала, что увлечение моей подруги куклами из расходной статьи запросто может обернуться доходами, если она вдруг изменит давнему хобби со стремлением бросить вызов кризису. Ее коллекция целлулоидных пупсов 70–х годов рождения — уже не воспоминания советского детства, а винтаж. К слову, все больше людей связывают свое благополучие с коллекционированием.


К примеру, Анатолий, у которого я «выручала» за 200 у.е. куклу для минской подруги, рассказал, что он увлекается всем, что связано с темой Великой Отечественной. Атрибутика, форма, книги, награды... Чтобы купить или выменять понравившееся, пришлось заводить «обменные фонды», в которые постепенно записывалось все, что в сфере интересов коллекционеров всего мира, — марки, монеты, значки, фарфор... Обменивается и торгует на одном из известных интернет–сайтов. Хобби превратилось в единственный источник дохода, как, впрочем, и в главную расходную статью. Поисками нужного товара мой знакомец «охватил» столичные «блошиные» рынки, квартиры и подмосковные дачи друзей, вступивших в наследование недвижимости бабушек и дедушек. «Это клондайк, — Анатолий от удовольствия расплывается в улыбке. — Друзья только рады, что я им помогаю избавиться от «барахла». Для кого–то — старье, для кого — винтаж. Пройдет еще десяток лет, и многое станет антиквариатом». Его коллеги по цеху для пополнения «фондов» и коллекций ездят в экспедиции по провинциальным комиссионкам, а еще на раскопки по местам былых сражений. Копают на Смоленщине, возле Питера, говорят, доезжают и до Витебска...


Обдумав наш разговор, я решила, что и у меня есть потенциальный ответ кризису. В детстве собирала марки, альбом на антресолях пылится. Резервы из хобби и личных талантов, если подумать, найдутся у каждого. Будем включать!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter