Раввин Григорий Абрамович об особенностях иудейской трапезы во имя Всевышнего

Трапеза во имя Всевышнего

На этой неделе в синагогах читают недельную главу Торы (Итро), где среди прочего есть заповедь о субботнем дне. Именно эта заповедь положила начало еженедельного выходного дня не только в иудаизме, но и в авраамических религиях.

Субботний день — Шаббат — в иудаизме рассматривается и как праздник, и как день со строгими правилами. Причем соблюдение предписаний задает особый тон для того, чтобы полностью прочувствовать атмосферу этого дня.

Важная роль отводится особому питанию. Трапеза — не только источник энергии, но еще и поиск нового, равно как и возвращение к традиционному. То, что мы вкушаем в праздник, отличается от того, что стоит на нашем столе в будни. Важно понимать и разницу трапезы во славу Всевышнего от просто перекуса без какой-либо мысли. В иудейской традиции любая трапеза имеет благословение до и после принятия пищи.

В древности люди, как правило, ели до и после работы, то есть в обычные дни питались дважды. А вот в Шаббат предполагалось вкусить пищу три раза — это позволяло сделать субботний день сытнее, но главное — у дополнительной трапезы была своя философия. Согласно Талмуду (Шаббат, трактат 118), каждая трапеза пусть и не гарантировала, но давала определенную надежду на спасение в темные времена перед приходом Мессии, геенны огненной и ужасной войны Гога и Магога. То есть не только за счет почитания Шаббата, но и за счет принятия трех трапез можно было надеяться на то, что лихие времена пусть и не минуют, зато дадут духовные силы.

Интересно, что более состоятельные люди еженедельно давали цдаку (милостыню), чтобы неимущие не оставались голодными, особенно в субботний день. Правда, тут уже идея поддержки заключалась не столько в спасении от «темных сил», сколько в желании не оставить другого человека в нужде — это тоже выполнение заповеди о Шаббате.

Как говорили наши мудрецы, «Пусть мой удел будет среди собирающих на цдаку, и не среди распределяющих». Да, собрать средства не просто, но еще сложнее справедливо распределить их, использовать и отчитаться. Благие намерения не отменяют ответственности.

Один из почитаемых мудрецов рабби Акива во II веке н.э. пишет, что лучше вкусить на Шаббат две трапезы, но не просить у тех, кто подает цдаку. Между тем у него были тысячи учеников, и ему удавалось находить средства не только на их стипендии, но и на развитие учебного заведения, включая сферу досуга.

И еще один пример. Рабби Исраэль-Меир Коэн (Хафец Хаим), авторитетный для белорусских общин раввин XIX—XX веков, говорит о важности вкусить на третьей трапезе пищи хлеб или другую выпечку хотя бы размером с оливку, исполнив тем самым заповедь субботнего дня и уважив обычай особой трапезы. Наши приемы пищи во славу Всевышнего в даты и праздники насыщают не столько наше тело, сколько нашу душу.

Так пусть же наши праздничные трапезы будут полны благословений, а наши беседы за столом — мудрости и новых знаний.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter