Люди покупают на Минщине участки, а к ним не проехать

Трактору дорога не нужна?

Кто–то ездит на работу на автомобиле. Иные предпочитают велосипед. Анатолий Жизневский каждый день на ферму, расположенную в 5 километрах от дома, отправляется... на тракторе. Рад бы по–другому, да не получается.


Деревня Павленяты, затерявшаяся в лесу где–то в километре от трассы Минск — Мядель в Логойском районе, никогда не была густонаселенной. Это скорее хутор в лесу, где и сегодня официально зарегистрированы 3 жильца. Причем работает неподалеку всего один — Анатолий Жизневский, скотник. Один сосед каждый день в Минск ездит, второй — предпочитает в деревне отдыхать. А у Анатолия здесь малая родина. Мать с отцом вырастили и воспитали 11 детей. Все разъехались. Нынче в живых остались 3 сестры и брат. Городскую жизнь в Минске 51–летний Анатолий променял на сельскую много лет назад, когда развелся с женой и переехал к родителям, да так и остался. Вокруг много ягод, грибов, оленей можно в бинокль из окна наблюдать. Места живописные и тихие. Одна проблема — к деревне ведет проселочная дорога, которую никто никогда не строил. Подсыпали песком, утрамбовали — и ладно. Сестры, брат, племянники четко усвоили: едешь в гости в Павленяты осенью или весной в распутицу, да и летом после обильных дождей — бери сапоги.

Лет пять назад родные скинулись и помогли купить брату бэушный «Владимировец» 1970–х годов. «На эвакуаторе привезли из Солигорского района», — улыбается Жизневский, который не единожды перебрал «железного друга» своими руками до винтика, отремонтировал, покрасил. Теперь агрегат — хоть куда! Блестит! В прошлом году Анатолий с братом Евгением, который работает в Минске на тракторном заводе, картофелекопалку изобрели. «Окучник усовершенствовали, выкапывает до 90% клубней», — с гордостью рассказывает Евгений, у брата он проводит чуть ли не каждые выходные. Но пригласили Жизневские корреспондента «СБ» вовсе не потому, чтобы похвастаться. По дороге в деревню нынче даже трактор буксует.


— Раньше справлялись своими силами, — жалуется Анатолий. — Камней соберу в поле, песка подвезу, ямки засыплю — и нормально. Но в 2013 — 2014 годах сельсовет нарезал в нашей деревне 6 участков и продал. Люди начали строиться, по проселочной дороге пошла тяжелая грузовая техника с блоками, песком. Разбили подъезды. Теперь ни автолавка не доберется, ни ЖКХ, чтобы мусор вывезти, ни «скорая». Что делать?

В Янушковичском сельсовете проблему знают. В прошлом году 300 рублей потратили на подсыпку и трамбовку дороги, которая идет по деревне. Но от проведенных работ не осталось и следа. Вода смыла песок с глинистой почвы. Что касается километра грунтовки до трассы, то числится она на балансе ДРСУ–165.

— Как подсохнет, проведем там грейдирование и подсыпку, — отчитывается Сергей Мороз, и.о. начальника ДРСУ–165. — Но в планах капитального ремонта или строительства этой дороги нет. Если учесть, что там, помимо всего прочего, нужны водоотводы, то слишком дорогое удовольствие получается. Строительство 6–метрового дорожного покрытия без асфальта с трубами водоотводов и укреплением откосов травой нынче стоит примерно 100 тысяч рублей.

В прошлом и начале нынешнего года Минщина выручила от продажи земель 33,7 млн рублей, а Логойский район, в частности, — 1,7 млн. Несложно подсчитать: денег хватило бы на строительство лишь 17 км проселочных дорог. Да, как говорится, капля камень точит. Однако аукционные средства расходуются на изготовление новых землеустроительных документов, удаление аварийных деревьев, оборудование контейнерных площадок, снос ветхих домов и так далее, но только не на дороги. «Не имеем права, — констатирует Людмила Муравицкая, председатель Логойского районного Совета депутатов, — дороги не находятся на балансе сельсоветов».

Все, чем смогут помочь нынешним и будущим жителям Павленят, — грейдирование, водоотвод и подсыпка песчано–гравийной смесью проезда. То есть решение проблемы до будущей весны, когда снег снова сойдет вместе с грунтовкой. Или все же возможны варианты?

Мнение по поводу

Денис Степанов, генеральный директор КУП «Минскоблдорстрой»:

— Объем финансирования строительства и реконструкции местных дорог из всех источников в нынешнем году не больше прошлогоднего. Аукционные деньги остаются в райисполкомах, которые расходуют их по своему усмотрению. Средств этих мы не видим. Хотя в законодательстве нет прямого и жесткого запрета на использование вырученных от продажи земли денег на модернизацию существующих подъездных путей. Но этого не происходит, и люди жалуются: купили участок, а к нему не подъехать.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter