Владимир Конкин отметил 70-летие

Тот самый Шарапов

Станислав Говорухин сделал Владимира Конкина актером одной роли

Вполне логично, что 70-летие Владимира Конкина, которое он отметил 19 августа, послужило поводом для «юбилейного» всплеска интереса к известному актеру. На этой неделе он уже стал гостем программы «Белая студия» на телеканале «Культура». В завтрашнем эфире ОНТ — документальный очерк о нем «Наказания без вины не бывает!». Действительно, что бы ни говорил сегодня Владимир Алексеевич, в каких бы картинах ни снимался, а цитаты из фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» прочно ассоциируются с его образом — к месту и не к месту.

vokrug.tv

В погоне за «Черной кошкой»

Фильм «Место встречи изменить нельзя», не получивший ни одной награды на фестивалях, будоражит и сегодня, заставляет размышлять о цене справедливости и правосудия, о возмездии и милосердии. А парочка Жеглов и Шарапов прочно вошла в народное подсознание, как и Штирлиц с Мюллером. Группа «Любэ» даже воспела их в песне «Атас».

Шарапов Конкина значительно моложе своего героя в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия». Вообще, там много вкусовых изменений, связанных не только с образом Шарапова, но и Жеглова. Так, в книге Жеглов поет «Первым делом самолеты», а в фильме отрывок из композиции Александра Вертинского «Лиловый негр». Почувствуйте разницу. Позже актер признавался, что на съемочной площадке ему было некомфортно: «Поведение братьев Вайнеров было очень своеобразным. Они Говорухина все время сбивали с панталыку, наговаривая ему, что Конкин не годится для роли Шарапова».

Несомненно, Шарапов для Конкина — роль-судьба. Говорухин на всю жизнь сделал талантливого артиста ее заложником. Но, думается, многие актеры не прочь оказаться в таких заложниках. Сколько лет порой бьются головой о стену, а в итоге только один бульон из-под яиц и выходит. Хотя и до этой телесаги у Конкина были удачи в кино: он эффектно воплотил образ Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. Но революционный запал ушел, позабыли сегодня Павку.

Правильные черты

Долгое время на Конкина работал возраст: герой с правильными чертами лица, благородными, но в меру — вполне «рабоче-крестьянскими», с горящими глазами. В нем не было ничего чуждого или, как тогда выражались, «буржуазного» — социально близкий и понятный типаж. Настоящий лирический и романтический герой.

Не затерялся Владимир Конкин и в ярком актерском ансамбле в новаторском фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», который стал для него дебютом. Подумать только, советские герои говорили белым стихом! Да еще и пели песни совсем не официозного композитора Александра Градского, который носил длинные волосы! «Романс о влюбленных» стал прорывом для советского кинематографа в новую область пластики кадра, поведения героев. Смотришь на мужественный дуэт Владимира Конкина и Евгения Киндинова в кадре и действительно веришь: да, братья.

Большой удачей для Конкина стали и съемки в фильме Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…», который в военном кино шел своей дорогой.

Не говори красиво…

Как не вспомнить, что одну из своих самых ярких ролей — Аркадия Николаевича Кирсанова в экранизации романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» — Владимир Конкин сыграл у режиссера Вячеслава Никифорова на «Беларусьфильме». Широкий зритель принял картину. Критики сошлись во мнении, что режиссеру удалось передать дух тургеневского романа.

Потом была еще одна встреча с Никифоровым: в работе «Благородный разбойник Владимир Дубровский» по повести Александра Пушкина Конкин сыграл малоприятного типа с характерной фамилией Шабашкин, который и поплатился за то, что лишил отца, имения и доброго имени молодого, но злопамятного помещика Дубровского. Не буди лихо, пока оно тихо…

Знакомый голос

yandex.by
Конкин дублировал и переозвучил десятки мультипликационных и художественных фильмов. В том числе некогда очень популярный мексиканский сериал «Дикая Роза».

— Кажется, что это побочный жанр кинематографа, но это не так, — считает Владимир Алексеевич. — Хороший дубляж крайне редко кому удается. Актер может прекрасно играть в кино, однако у него не получается дубляж. ­Занимающиеся озвучкой должны обладать хорошим музыкальным слухом, ведь слово — это звук, который варьируется от интонации, от ощущения сцены, происходящей на экране, и ты в долю секунды должен сориентироваться. Я начал практиковаться в дубляже еще в ­1970-е годы — озвучивал чешские, польские, немецкие фильмы. А в 1990-х меня кормил Том Круз. Он в кадре часто целуется, и мне приходилось все время чмокать свои руки.

Сцены из семейной жизни

Кажется, что в какой-то момент Владимир Конкин слился со своими экранными персонажами, стал «играть» и в жизни. Его дар убеждения, повышенная эмоциональность порой отдают плохим провинциальным театром. А рассказы о себе иногда щедро приправлены самолюбованием, что вполне простительно. С актерами такое случается часто — годами произнося чужой текст, они тоже начинают чувствовать себя мыслителями и философами.

Конкин многое пережил. Жизненные трагедии не могли пройти бесследно для его мировосприятия: он овдовел, потерял дочь Софью, у него непростые отношения с одним из сыновей. Но все это, похоже, не ожесточило актера. Его глаза по-прежнему лучатся светом и добром, и в сердце Владимира Алексеевича по-прежнему живет любовь. А это — главное.
Несмотря на светлый образ лирического героя, Конкин отнюдь не бессребреник. Свою популярность охотно «монетизировал» — активно гастролировал. «На гастролях я не отдыхал в отличие от других балаболов, — как-то признался он в одном из интервью. — Мой рекорд — 11 творческих встреч за день. А потом расписываемся в ведомости — и все видят у меня запредельную сумму. Конечно, началась зависть».
ЦИТАТА

«Были против меня интриги, ставились подножки, мне прокалывали шины у машины... Сегодня мы с тобой выпили — ах, какой ты гарный хлопец! Через три секунды тебя предали, потому что от тебя что-то услышали, а ты просто потерял бдительность. Любой творческий коллектив — это такая «костоломия»... Поэтому у меня в жизни было 11 театров, а жена одна».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter