Поклонники таланта Леонида Броневого отметят 95-летие со дня его рождения

Тот самый Броневой

Народный артист СССР Леонид Броневой — уникальная актерская индивидуальность. Популярность настигла его довольно поздно — в 45, но зато эта ветреная дева осталась с ним до конца его дней. Насыщенная театральная биография, роли в картинах «Семнадцать мгновений весны», «Покровские ворота», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен»,  «Небеса обетованные» и других наполнили жизнь Леонида Сергеевича смыслом и любовью зрителей. 17 декабря мы отметим 95-летие со дня его рождения.

В «Покровских воротах» Леонид Броневой колоритно исполнил роль куплетиста Аркадия Велюрова.

Виражи судьбы

Отец актера — Соломон Иоси­фович Броневой (настоящая фамилия Факторович) — происходил из семьи одесского кондитера, участвовал в гражданской войне. После окончания юридического отделения рабфака в Киеве, где он и познакомился с будущей женой, студенткой экономического отделения Беллой Львовной Ландау, работал в Институте народного хозяйства. Семья жила на Крещатике. В 1928 году, незадолго до рождения сына Леонида, трудоустроился в органы госбезопасности, откуда в ­1935-м был уволен и назначен директором Центрального парка культуры и отдыха в Киеве.

В шесть с половиной лет Леня поступил в музыкальную школу при Киевской консерватории по классу скрипки, но проучился в ней недолго. В 1936-м отца арестовали по обвинению в троцкизме. Мать развелась с ним и сменила сыну отчество на Сергеевич, вскоре они уехали в город Малмыж Кировской области. В Киев вернулись лишь спустя пять лет. Но вскоре началась война — пришлось эвакуироваться в Казахстан, в далекий Чимкент. Там Броневой учился в школе и по возможности работал — учеником пекаря, в пошивочном цехе кукольного театра, где, кстати, впервые начал играть.

Письмо Грибову

После войны Леонид окончил вечернюю школу рабочей молодежи и, получив аттестат зрелости, собирался продолжить учебу. Увы, стать летчиком, дипломатом или журналистом ему было не суждено — мать объяснила, что сына «врага народа» далеко не везде примут. Сама она снова вернулась в Киев, а Леонид в итоге поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского. Получив в 1950 году диплом, оказался в Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Ролей ему долго не давали, денег едва хватало на пропитание.

Через два года Броневого приняли в Оренбургский драматический театр имени М. Горького, где он уже много играл. Ему даже доверили роль молодого Ленина. Как-то Леонид увидел по телевизору спектакль «На дне» с Алексеем Грибовым, игра которого настолько его впечатлила, что он написал артисту восторженное письмо. Грибов не просто ответил, а обещал посодействовать при прослушивании в Школу-студию МХАТ. И слово свое сдержал: Броневого взяли сразу на третий курс — он учился вместе с Галиной Волчек, Ириной Скобцевой, Игорем Квашой.

Однако в команду «Современника» Леонид не попал и снова отправился в провинцию. Работал в театрах Грозного, Иркутска, Воронежа. После внезапной болезни и смерти первой жены вернулся в Москву вместе с маленькой дочкой. Активно «стучался» в разные театры, но получал отказ за отказом. «В вашем творчестве не чувствуется личностной темы», — сказал ему Олег Табаков на прослушивании в «Современнике». Единственным, кто оценил артиста, стал Андрей Гончаров, пригласивший его в труппу Театра на Малой Бронной. Туда же пришел в качестве режиссера-постановщика Анатолий Эфрос, который сразу разглядел Броневого и задействовал почти во всех своих спектаклях.

Под колпаком Мюллера

Первые роли в картинах «Товарищ Арсений», «Лебедев против Лебедева», «Твой современник» популярности ему не принесли. Известность пришла только после выхода многосерийного телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны», снятого Татьяной Лиозновой по сценарию Юлиана Семенова. В нем Броневой исполнил роль изощренного начальника одного из управлений гестапо группенфюрера СС Генриха Мюллера. Хотя изначально ему прочили роль Гитлера, а Мюллером должен был стать Всеволод Санаев. Говорят, актер с удовольствием коллекционировал анекдоты про своего колоритного экранного персонажа.

Постепенно предложения кинорежиссеров становились все интереснее. В драме Глеба Панфилова «Прошу слова» Броневой сыграл бывшего председателя горисполкома Алтухова. Зрителям пришлись по душе его персонажи из зрелищных приключенческих картин «Вооружен и очень опасен», «Похищение «Савойи».

В 1978-м Марк Захаров утвердил его без проб на роль герцога в картине «Тот самый Мюнхгаузен». Леонид Сергеевич жалел только об одном, что слишком поздно встретился с этим режиссером, который в 1988 году пригласил его в Ленком. Этому театру Броневой отдал почти 30 лет жизни. Сыграл там Крутицкого в «Мудреце», Дорна в «Чайке», Яичницу в «Женитьбе», Фирса в «Вишневом саде», князя Собакина в «Дне опричника» и другие роли.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны».

Разобрали на цитаты

В фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина Броневой колоритно исполнил роль куплетиста Аркадия Велюрова. «Коммуналка — это неизвестные лица. И среди них — одно известное, Велюров. Он артист», — объяснял Козаков свой режиссерский выбор. А поэт Давид Самойлов откликнулся на выход картины эпиграммой:

Ностальгична, романтична

Эта лента, милый мой.

Все играют в ней отлично.

Лучше прочих — Броневой.

Позже в комедии Марка Захарова «Формула любви» Леонид Сергеевич сыграл флегматичного доктора-скептика, не удивлявшегося чудесам, которые демонстрировал заезжий авантюрист граф Калиостро. Многие фразы, произнесенные персонажем Броневого, стали крылатыми, например: «Голова — предмет темный и исследованию не подлежит», «Коли доктор сыт, так и больному легче».

Интересный образ получился у него и в комедийном детективе Олега Рябоконя «Физики» по пьесе Фридриха Дюрренматта. В трагикомедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» Броневой органично вжился в образ отставного полковника Семена Бакурина, сохранившего свое внутреннее благородство в непростые времена. Украсил собой Леонид Сергеевич и политический детектив Виктора Сергеева «Шизофрения». Интересно сыграл актера Владимира Журавлева в драме Алексея Попогребского «Простые вещи» в дуэте с Сергеем Пускепалисом.

Его последней ролью в кино стал Мендельсон в мелодраме «Без вины виноватые», снятой в 2008 году Глебом Панфиловым по пьесе Александра Островского.

Небеса обетованные

Леонид Броневой ушел в свои «небеса обетованные» 9 декабря 2017 года после продолжительной болезни, не дожив восемь дней до своего дня рождения. Похоронили любимца публики на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями. Пересматривая кинофильмы с его участием, всякий раз пытаешься разгадать его актерскую и человеческую загадку.

Подвиг и отвага

Интересна история происхождения фамилии Броневой. В январе 1918 года три брата — Абрам, Соломон и Александр Факторовичи — сражались в Одессе с отрядом юнкеров, пытаясь отбить у них вокзал. У противника был броневик, у Факторовичей — отвага. В итоге Абрам пошел на отчаянный штурм — броневик подорвал, но и сам погиб. А Сашу и Соломона стали после этого называть Броневыми.
Леонид Броневой всегда прекрасно читал стихи, словно проникая в самую суть поэзии. Этим даром артиста не преминул воспользоваться режиссер картины «Простые вещи» Алексей Попогребский, вложив в уста героя Броневого строки Тютчева: «Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять…»
pepel@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter