Томатных дел мастер

Помидор называют розой огорода. И ценят не только за вкус и пользу, но и за разнообразие окрасок, форм и размеров. Невероятное сочетание в одном плоде желтых, оранжевых, розовых, алых и красных оттенков превращает его в произведение искусства. За 5 веков окультуривания томатов выведена не одна тысяча сортов — от бело–кремовой до вишнево–черной расцветки. Есть и «биколоры», или томаты с двух– или многоцветной окраской, чья масса колеблется от 5 г до 2,5 кг. И каждый год томатное царство пополняется новыми сортами и гибридами. Ведь для некоторых эта культура — источник вдохновения. Вот и Геннадий Романов из Слуцкого района уже почти 30 лет занимается помидорами.


Впервые он попытался скрестить сорта в начале 90–х прошлого века. Но ничего толкового тогда не получилось, а вот в 1997–м опыт удался. С тех пор Геннадий Леопольдович не просто выращивает томаты, а выводит свои сорта, стараясь в новом творении удачно объединить и невероятную красоту плода, и его незабываемый (тот самый томатный) вкус, и урожайность.

По образованию Геннадий Леопольдович — радиотехник. Но себя он считает стопроцентным крестьянином, а работу на земле — самой достойной, самой лучшей и самой полезной. Да, сельский труд нелегок: надо вертеться с утра до вечера. Земля манила всегда, даже когда имел хорошую должность и работал на оборонном предприятии в Гродненской области. Там, к слову, познакомился и с будущей супругой Натальей. Поженились, пошли дети... Но перестройка внесла свои коррективы: предприятие развалилось и Геннадий остался без работы. Поехал к себе на родину, на Гомельщину. В свободное время осваивал огород. Перепробовал множество культур, даже тюльпаны выращивал.

Именно здесь Геннадий впервые увидел теплицы размером с участок — на 8 — 10 соток, в которых выращивали огурцы. Но у самого Романова роман с огурцом не получился, а вот с помидорами подружился. Томатами всерьез увлекался и его отец Леопольд Александрович, агроном–овощевод по образованию и экономист по профессии.


Через год Геннадий уволился и полностью занялся огородом. Многие считали его чудаком: как же без работы в колхозе? Но уже в 1997 году Романов первым на Гомельщине зарегистрировался как частный предприниматель по выращиванию овощей. А еще через 5 лет с семьей переехал на родину жены, в деревню Павловка Слуцкого района. Купил недостроенный дом с большим приусадебным участком и занялся любимыми овощами. Сначала возвел теплицы, и сегодня на участке в 80 соток возведено их уже 12 штук по 100 — 200 кв. м каждая. Отдыхают Геннадий и Наталья только зимой, и то с Нового года до Крещения, а так все в хлопотах. Хозяин перечисляет заботы:

— В начале января работы немного: прививка саженцев, ремонт инвентаря. В первых числах февраля — сев капусты, потом помидоры и так далее. В апреле — высадка рассады капусты. Затем — реализация: вначале рассады, а затем и самих овощей. За сезон иногда выращиваем до 9 — 10 тысяч штук рассады и около 50 т овощей, большая часть которых помидоры. В сентябре вычищаем огород и теплицы.

А началось томатное увлечение, ставшее делом всей жизни, в 1989 году с небольшой книжечки доктора сельскохозяйственных наук Ш.Г.Бексеева «Выращивание ранних томатов». Для климата Санкт–Петербурга (а автор оттуда) он рекомендовал компактные штамбовые сорта с высокой отдачей урожая. А чтобы не потерять общую урожайность, советовал высаживать больше растений на единицу площади. В качестве примера приводил штамбовые сорта своей селекции: «Невский», «Балтика», «Янтарный», «Москвич». Списавшись с автором, Геннадий Леопольдович, что называется, из первых рук в 1990 году получил его семена. Но после развала Союза связь с Бексеевым оборвалась. Это и стало первым толчком к занятию собственной селекцией. Не единожды Романов обращался в наш Институт овощеводства к заведующей секцией пасленовых культур Фаине Анцугай. Та идею создания штамбовых помидоров восприняла на ура, но сразу предупредила, что легко не будет. Сам же институт в этом направлении не работал: «томатной республикой» в то время считалась Молдавия.

«Сиреневый туман».

К концу 1990–х годов в коллекции Геннадия Леопольдовича уже было более 100 сортов помидоров. И надо сказать, что он творчески подошел к освоению опыта Бексеева. Взяв за основу его теоретические разработки, Романов соединил в одном растении томата не только скороспелость и умеренный рост (вклад российской селекции), но и высокую урожайность и устойчивость против болезней (главное преимущество голландских гибридов). И добился хороших результатов.

За три десятка лет вдумчивой кропотливой работы через его руки прошли почти 3.000 различных сортов и гибридов из самых разных селекционных центров. Самый первый опыт скрещивания ультраранних сортов — российской «Юлии» и польской «Бета–альфы» — дал отличный результат. Это окрылило. И пошел эксперимент за экспериментом. Очень долго не мог «перескочить» урожайность: больше 1 — 1,2 кг с куста не получалось. Зато сейчас и 2,5 кг — не предел. А с 1 кв. м получается 15 кг и более!

— По моему мнению, самые вкусные томаты бывают при расщеплении голландских гибридов, полученных от скрещивания очень ранних супердетов (то есть низкорослых), с признанными лидерами вкуса, сортами сибирской селекции, такими как «Медовый спас», «Золотой Кенигсберг», «Розовый мед» и другие, — делится наработками Романов. — Кстати, эти сорта также вывел непрофессиональный селекционер. Они отличаются устойчивостью к болезням, высокой урожайностью и быстрым созреванием в условиях короткого сибирского лета, резких перепадов температуры, малого количества солнечного света. Все это есть и в нашем климате, где лето не всегда балует обилием тепла и солнца.

«Сенека».

Семена Геннадий собирает с самых урожайных кустов, только с больших и красивых плодов, соответствующих сортовым признакам. И только из помидоров, выращенных исключительно в открытом грунте, а не в идеальных тепличных условиях. Именно поэтому у романовских семян повышенный иммунитет и жизнестойкость. Отсюда и большая приспособленность к различным условиям произрастания: будь то открытые грядки или парники. Подтверждением тому — отзывы друзей и знакомых, которым Геннадий с радостью дарит свои семена. Даже в холодных Витебской и Могилевской областях (причем как на небольших грядках, так и на огромных площадях) его сорта показывают великолепные результаты.

Да и выбрать есть из чего. Сегодня в коллекции Романова есть сорта своей селекции как разного цвета (розовые, красные, желтые, оранжевые, черные), так и формы (пальчики, великаны, сердцевидные, сливки, черри...). А если перед народным мичуринцем поставить конкретную задачу (к примеру, получить черные пальчики), то и ее он решит за два года.

Геннадий Леопольдович научился ускорять селекционный процесс в два раза. Первый посев, как и положено, — ранней весной. Затем собирает семена с прошедших отбор растений и высевает их уже в конце лета в отапливаемую теплицу. И к Новому году снова с помидорами. То есть два урожая за сезон. Когда только начинал заниматься селекцией, то бывали годы, когда из 5.000 — 6.000 сеянцев оставалось не более десятка: остальные выбраковывались. Сейчас результаты намного лучше.


Да и сама селекция, как признается Геннадий, в общем–то дело техники. Чтобы вывести новый сорт, нужно провести искусственное опыление. С помидорами это делать несколько легче, чем, скажем, с огурцами и другими культурами, где мужские и женские цветки растут отдельно. У томата они обоеполые, самоопыляющиеся — с пестиком и тычинками одновременно. Романов берет пинцет и наглядно показывает, как это делается. Еще в зеленом бутоне материнского растения он выдергивает все тычинки, то есть кастрирует цветок, после чего прикрывает ваткой, чтобы изолировать от внешней среды. И сразу же для себя делает метку с краю, чтобы знать, что этот бутон экспериментальный. Через 1 — 2 дня берет пыльцу со зрелого цветка отцовского растения (выбранного для скрещивания) и опыляет ею подготовленный бутон. Можно просто срезать пыльник и надеть его на бутончик.

Если опыление произошло, то полученный плод будет гибридом первого поколения (F1). Его семена на следующий год дадут похожие друг на друга плоды (по Менделю признак единообразия первого поколения). Но в следующих поколениях произойдет расщепление по материнскому и отцовскому признакам. Поэтому в дальнейшем Романов оставляет только те растения, которые несут в себе нужные признаки. И так размножает семена до тех пор, пока определенные качества окончательно не закрепятся в образце. Романов признается, что для успешной селекционной работы очень важно правильно подобрать доноров. Если надо, то скрещивания повторяет по нескольку раз.

В тепличке, в которую мы зашли, были растения, листья которых уж очень походили на картофельные. Оказывается, это показатель маркерного признака. Именно по нему определяют, произошло скрещивание или нет. У сеянцев после опыления уже не должно быть резных листьев. А если они появились, то опыление не получилось. Такие растения выбраковываются и в дальнейшей селекции не используются.

«Витовт».

Когда рассада подрастет, Романов проводит еще одну выбраковку: безжалостно удаляет все самые высокие растения. Ведь его задача — получить компактный и низкий куст. Идеальная высота — 30 — 35 см. Каждый год слуцкий экспериментатор высаживает до 10.000 кустов: какие–то — через рассаду, а какие–то — и прямым посевом семян в грунт.

В книгах Бексеева был посыл о том, что томаты можно выращивать и безрассадным способом. Эту теорию Геннадий Леопольдович много лет испытывает и подтверждает. Хотя не исключает возможность выращивания рассады. Романовские сорта можно высевать густо (на расстоянии 20 — 30 см друг от друга), но сеянцы при этом не вытягиваются — как–никак штамбики. И чем дольше они растут, тем только краше и коренастее становятся. Растения не падают практически до момента созревания плодов.

Уход самый минимальный: пару раз окучить и прополоть от сорных трав. Хотя в жаркий и засушливый год и сорняки — помощники: от палящего солнца закрывают, а если сезон мокрый, то лишнюю влагу забирают.

Пожалуй, только один минус (и то как посмотреть) у безрассадного способа: созревают плоды на 2 — 3 недели позже. Зато, по оценке народного селекционера, при посеве ранних штамбовых сортов семенами на постоянное место себестоимость помидоров получается в 1,5 — 2 раза ниже себестоимости картофеля.

Пробовал сеянцы с тремя настоящими листочками пикировать сразу на грядку, минуя стаканчики. Все растения стойко пережили пересадку и отлично прижились. По скорости посадки вряд ли кто сравнится с Геннадием Леопольдовичем: 800 штук за 40 минут.

«Томич».

Каждый сезон появляются новые томатные варианты. Сегодня уже несколько тысяч своих форм! Есть из чего и что отобрать, чтобы получить удачный сорт. Хватило бы только, как шутит Геннадий, рук и времени. Каждый год собирается больше 2 кг своих семян. Задача–максимум — невысокое компактное растение, дружно и сразу отдающее урожай. Экспериментирует и с цветом — сейчас ставка на розовые и черные плоды. Надо сказать, что у томатов того или иного окраса не только свой вкус, но и разные полезные свойства. Скажем, в розовоплодных в 2 — 3 раза больше провитамина А, чем в стандартных красных. Желтые и оранжевые помидоры стоят на втором месте по содержанию каротиноидов. В черных, коричневых и фиолетовых томатах очень много ацитанов. В белых плодах очень мало щавелевой кислоты и много сахаров, повышенное содержание витамина А и флавонов, которые и придают им белый цвет. Не менее полезны и зеленоплодные томаты. В них также много сахаров и мало кислот, но ценятся они за повышенное содержание хлорофилла.

А еще Романов ищет свой, тот самый томатный вкус: чтобы не кислый и не сладкий, а именно гармонично кисло–сладкий. Отбирая овощи для селекции, обязательно каждую помидорку пробует.

Геннадий Леопольдович гордится своими короткоштамбовыми сортами «Зубр», «Витовт», «Ягайла», у которых крупные плоды, устойчивость к болезням и высокая урожайность. Есть и высокорослые (до 2 м) штамбики: «Софийка», «Рагнеда», «Золотой дукат», «Черный замок», «Томич», «Сиреневый туман»... Они прошли испытания в разных условиях, и качество гарантировано. Работает и над томатами для пленочных теплиц. Некоторые наработки уже есть. Но Геннадий Романов считает, что растения все еще великоваты. По его мнению, для теплиц нужны полудеты, высотой около 1 м и урожайностью 2 — 2,5 кг с куста. Чтобы на 1 кв. м — 5 — 6 растений, на каждом из которых бы созревало по 4 — 5 полновесных кистей. В теплице такие сорта вымахали под 2 м, в то время как в открытом грунте были до 1 м.

Открытием нового сезона станут ранние и очень дружно созревающие ярко–золотистый «Золотой талер», буро–красная «Мулатка», красные «Дели» и «Калькутта». Черная с розовинкой мякоть у «Сэрца цмока». Самым же лучшим своим изобретением считает низкорослый штамбовый сорт «Сенека». Толстостенные красные плоды весом 60 — 120 г. И в салат подойдут, и в закатке будут хороши. Созревают дружно и могут даже какое–то время лежать на земле. Сорт очень урожайный и неприхотливый, устойчивый к неблагоприятной погоде и неплохо противостоит болезням. В ушедшем сезоне Геннадий Леопольдович специально грядку, на которой он рос, не удобрял и не пропалывал. Создал, что называется, природные спартанские условия. Но «Сенека» не только выстоял, но и дал замечательный урожай — 2,5 — 3 кг, а на некоторых кустах и все 5 кг. Значит, и у самого нерадивого огородника урожай будет не хуже.

Молва о слуцком селекционере дошла и до Украины. И уже там заинтересовались его ультраранними низкорослыми сортами. Не исключено, что в скором будущем именно они составят конкуренцию помидорам, поступающим в начале сезона из Турции. Есть договоренность с овощеводами Санкт–Петербурга, которые испытают его семена в условиях Ленинградской области. Ведь именно прошедшим летом — холодным и дождливым — томаты селекции Романова показали лучший результат: они в буквальном смысле были вне конкуренции по всем показателям.

Романов, как и положено томатных дел мастеру, круглый год со свежими помидорами. В сентябре, до того как температура опустится до угрожающего уровня (до плюс 8 градусов) или начнутся затяжные дожди, снимает все плоды (в том числе зеленые) и аккуратно раскладывает на солому в теплице. А когда похолодает еще больше, упаковывает их в картонные коробки в солому и так хранит до весны в неотапливаемом хранилище. Если вдруг угроза заморозков, то укрывает ящики сверху еще и спанбондом.

Надо сказать, что помидоры — не единственное увлечение. В теплицах Романов выращивает крупноплодный виноград — «Аладдин», «Блестящий», «Чарли», «Галахард» и другие сорта. И также пробует заниматься селекцией. Здесь он работает в паре с другом — Евгением Олешуком. Геннадий проводит скрещивание, а Евгений отбирает семена, их стратифицирует, высевает, занимается сеянцами и т.д.

В теплицах есть и печи. Но это, оказывается, больше для рассады. Ранней весной, пока начнется вегетация винограда, теплица становится рассадницей. Потому и лозы подняты очень высоко над землей. Да и солнечной ягоде такое теплое начало не помешает: раньше тронется в рост.

Черешня со скрученными побегами.

Черешни на участке Романова все с закрученными ветвями. Геннадий Леопольдович это делает специально, чтобы остановить рост и получить больше плодушек. Если просто резать побеги, то черешня, пытаясь наверстать потерянное, даст в три раза больше прироста. А при скручивании надрываются проводящие пучки и меняется ориентация ветки. И вместо того чтоб расти, она начинает закладывать плодушки, то есть нагружаться урожаем. В итоге рост дерева уменьшается, а начало плодоношения ускоряется.

Пригибание ветвей — один из наименее травматичных для плодовых деревьев способов ускорить плодоношение. Такой метод замедляет вегетативный рост веток и ускоряет почкообразование. Молодым ветвям придают заданное направление весной, в начале вегетации, до наступления их одревеснения. Один конец шпагата привязывают к середине ветки, другой — фиксируют к стволу, шпалере либо к колышку, забитому в землю. Этот же прием использует на яблонях и грушах, но на черешне результат получается самым ошеломляющим. Мало того что дерево намного ниже, так еще и урожай в разы больше!

СОВЕТ ОТ ГЕННАДИЯ РОМАНОВА

Каждый овощевод–любитель может попробовать вывести свой сорт. И самый простой способ — это отбор. Среди растений одного сорта одно или несколько могут чем–то отличаться от других своих собратьев. Так бывает, ведь на их внутреннее развитие влияет генотип, а фенотип зависит от внешних факторов. Это и отражается на сорте. Постарайтесь закрепить отличие в следующих поколениях. То есть соберите семена с выбранного вами куста и посадите на следующий год. И так делайте до тех пор, пока признаки не закрепятся окончательно. Это будет тот же сорт, но уже улучшенный.

СПРАВКА «СБ»

Штамбовыми называют сорта томатов с более компактным размером (по научному — габитусом) по сравнению с обычными. У них небольшие размеры не только куста, но и корневой системы, благодаря чему на одной и той же площади можно выращивать большее количество растений и получать больший урожай.

(8–017) 287–19–31

nvt–09@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter